Эта незнаменитая советско-финская война

30 ноября 1939 года началась советско-финская война. В Финляндии (стране Суоми)  ее именуют «зимней», у нас же, с легкой руки Александра Твардовского, она сохранилась в памяти как «незнаменитая война». Напомним, что Финляндия — в отличие от Польши — до присоединения ее к России в 1809 году никогда не являлась самостоятельным государством, а представляла собой завоеванную в давние времена часть Швеции. В результате русско-шведской войны 1808—1809 годов территория будущего финского государства отошла к России. Сама же русско-шведская война была следствием заключённого с Наполеоном Тильзитского мира, аналогичного советско-германскому «пакту» 1939 года. Согласно договоренностям с Наполеоном, Россия обязывалась так или иначе противостоять не подчинившейся императору французов Великобритании и тесно связанной с ней Швеции, в которую входила территория Финляндии. Финдяндии тогда очень повезло, что она попала в Россию. Финляндии сразу же был предоставлен особый статус «Великого княжества Финляндского», получившего экономическую (своя таможня и своя валюта) и политическую (свои полиция и суд) — кроме сферы внешней политики — самостоятельность.

Столетнее пребывание Финляндии в составе Российской империи способствовало формированию собственной финской государственности, в результате чего после распада Империи в 1917 году Финляндия как бы совершенно естественно стала суверенной европейской скандинавской страной. Оставаясь же 50%-й частью Швеции, она вряд ли безболезненно получила бы самостоятельность.  За«сочувственную Финляндии политику, которая проводилась Александром I и Александром II и встречала одобрение всего населения Финляндии» памятники этим российским императорам и сегодня красуются на земле Суоми. Как и вождю мирового пролетариата В.И.Ленину, которому Финляндия обязана своей независимостью. Так что же послужило причиной советско-финского военного конфликта, который длился всего ничего - 105 дней, но глубоко врезался в память финнов и русских?                                                                                                                  

Если говорить упрощённо, весь сыр-бор разгорелся из-за клочка земли, составлявшего  1/260 от территории Финляндии и совсем ничтожную для СССР. Речь идёт об опрометчивом щедром даре финнам Александром I  Карельского перешейка, создававшего пограничье вокруг северной столицы России. Как это напоминает подобный дар в виде Крыма украинцам Н.С.Хрущёвым! Тогда и Финляндия и Ураина были в составе России (с разными названиями). Но Хрущёв урока из последствий такого дарения не извлёк и тем самым навлёк на РФ большие неприятности. Вывод один на все времена - территории не должны передаваться другому народу, даже самому что ни на есть братскому. Потом это всегда оборачивается большой бедой.                                                                                            

И вот, после выхода Финляндии из состава России в 1917 году,  получилось так, что  финско-российская граница  прошла не в полутораста километрах от Петербурга (как было при Петре Великом), а почти по его предместьям. В ситуации 1939 года это приобретало недопустимый геополитический дефект, с чем руководство Советского Союза не могло мириться. Попытка мирным путём разрешить эту проблему путём обмена территориями не привела к успеху. Финской стороне была предложена  превышающую этот перешеек в два раза территория, расположенная севернее. Но был получен категорический отказ. На переговорах 12 октября 1939 года с главой приглашенной в Москву финляндской делегации Ю. К. Паасикиви И.В.Сталин сказал справедливые (по признанию У.Черчилля) слова: "Мы не можем ничего поделать с географией, так же как и вы… Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придется отодвинуть от него границу". Такая передвижка финской границы никак не сказывалась на безопасности Финляндии, и речь шла за справедливый обмен всего лишь о возврате «подаренного» Великому княжеству Финляндскому в 1811 году Карельского перешейка, который еще в IX веке (!) принадлежал Руси.

Тем не менее  финское правительство упёрлось (как и нынешнее украинское, не признающее Крым за Россией) и началась тяжкая война. http://www.sdelanounih.ru/winter_war/

А теперь уместно задать вопрос, почему правительство Финляндии предпочло войну с СССР мирному и справедливому улаживанию конфликта? Итак, 1 сентября началась Вторая мировая война. Сталин понимал, что война с нацистской Германией неизбежна и обратил внимание на безопасность западных границ СССР. Финляндия была безусловным военным сторонником фашистской Германии. Еще в 1935 г. генерал Маннергейм посетил Берлин, где провел переговоры с Герингом и Риббентропом, итогом которых стала договоренность о предоставлении Германии права в случае войны разместить свои войска на финской территории. Взамен немецкой стороной Финляндии была обещана Советская Карелия. В связи с достигнутыми договоренностями, как плацдарм для будущих боевых действий финны соорудили на Карельском перешейке непроходимую цепь заградительных сооружений, получивших название "линии Маннергейма". В самой Финляндии активно подняла голову финская фашистская организация "Лапуанское движение", в программу которой входило создание "Великой Финляндии", включавшей в себя Ленинград и всю Карелию. И опять же параллель с современными укронацистами, мечтающие о "Великой Украине" и сокрушении Москвы. Финны опирались на Германию, а "свидомые" украинцы на США и ЕС.                     

Советская сторона вела секретные переговоры с Финляндией о заключении двухстороннего оборонительного договора на случай, если бы Германия напала на СССР через территорию Финляндии. При этом советская сторона даст гарантии независимости и территориальной целостности Финляндии. Но всё оказалось напрасным. Финны выбрали путь войны. К началу 1939 г. с помощью немецких специалистов в Финляндии была построена сеть военных аэродромов, способная принять в 10 раз больше самолетов, чем их имелось в финских ВВС. Кстати, их опознавательным знаком, равно как и танковых войск, стала синяя свастика. Со стороны Финляндии на границе с СССР постоянно организовывались всевозможные, включая вооруженные, провокации на земле, в небе и на море. Территориальные воды Финляндии достигали чуть ли не внешнего рейда ленинградского порта. Для безопасности Ленинграда было бы достаточно передвинуть финскую границу хотя бы на 70 км. Но и на это финны не пошли. Финское правительство, и прежде всего, стоящий на непримиримо жестких прогерманских позициях президент Каллио, уповая на помощь Германии, тайно поставлявшей финнам оружие, отвергнули все принципиальные советские предложения.                                                                                

Утром 30 ноября 1939 года дальнобойные орудия фортов Кронштадта вместе с кораблями Балтийского флота и батареями артиллерии начали обстрел финской территории. В это же время боевые корабли и транспорты с десантом подходили к острову Суур-Саари (Гогланд) в центре Финского залива. В 8.00 корабельная артиллерия начала бомбардировку острова, под прикрытием которой десантники пошли на штурм. В эти же минуты мощные соединения бомбардировщиков приступили к бомбежке жилых кварталов Хельсинки, Котки, Виипури и других городов Финляндии. Война проходила для советских войск тяжело. Из-за недооценки противника, который сумел довести численность своих вооруженных сил с 37 до 337 тысяч, собственной недостаточной боевой готовности, излишних иллюзий на "классовую солидарность финских трудящихся", которые чуть ли не с цветами выйдут встречать воинов РККА, война вряд ли может быть признана полностью удачной для советской стороны. Она закончилась только 12 марта 1940 г. подписанием Московского мирного договора. Советский Союз в результате войны без какого-либо компенсирующего обмена приобрел около 40 тысяч кв. км финских территорий (а предлагалось отдать 5529 кв.км взамен всего 2761 кв.км), в том числе военно-морскую базу на полуострове Ханко. Также СССР истребовал сумму в 95 млн руб. в качестве возмещения, Финляндия должна была передать 350 морских и речных транспортных средств, 76 локомотивов, по 2 тысячи вагонов и автомобилей. Советские войска приобрели бесценный боевой опыт.  До 22 июня 1941 г. оставалось уже чуть более года, и Сталин об этом знал.