Всемирный Суккот
На модерации
Отложенный
Точка зрения
Всемирный Суккот
Михаил Бруштейн 10:39, 17 Окт 2019
Что известно нееврейскому обывателю о празднике Суккот? Как правило, немного. Наибольшую популярность получил главный атрибут праздника – сукка, неказистое строение наподобие беседки, в которой евреи днюют и ночуют целую неделю.
Еврейский обыватель расширит ваши познания дополнительной информацией. Например, об «арба миним», то есть о четырех видах растений, которые нужны для проведения особой праздничной церемонии. Кроме того, вы, возможно, узнаете о торжественном мероприятии – «Симхат Тора», которое проводится сразу после Суккота.
Религиозные евреи добавят к этому массу подробностей, включающих в себя, кроме всего прочего, очень строгий свод правил, касающихся постройки сукки.
О том, чему посвящен праздник, информации гораздо меньше. Чаще всего вспоминают указание в Торе, а также скитания евреев после выхода из Египта, в память о которых и велено жить во временном жилище.
Вместе с этим существует одно, скажем так, нестандартное объяснение, о котором хочется поговорить подробней.
Суть его в том, что шаткая, не очень приспособленная к проживанию постройка – сукка, должна служить напоминанием о нашем неустойчивом и непрогнозируемом состоянии в этом мире.
На первый взгляд, кажется, что речь идет о вещах тривиальных. Кто не задумывался, хотя бы раз в жизни, о бренности своего существования? Почему же именно евреев угораздило увековечить эту мысль в ежегодном празднике, который к тому же продолжается целых семь дней? Говорить о том, что это случайно, – несерьезно. Евреям не свойственно заниматься бессмысленными вещами. Возможно, они знают ответ на этот, касающийся каждого человека на Земле, вопрос?
Так или иначе, бросается в глаза то, что «вселенские» вопросы находятся, что называется, очень глубоко в еврейском мироощущении. Всюду, где возникают идеи изменения мира к лучшему, можно обнаружить еврейское присутствие. Стоит ли после этого удивляться, что именно от евреев ждут ответов на самые сокровенные и глубокие вопросы, мучащие человечество.
Подтверждением вышесказанной мысли является известный анекдот, который, в отличие от многих других анекдотов, понятен почти каждому человеку, вне зависимости от национального менталитета:
– Поучитесь у Цукерберга!
– У какого Цукерберга?
– Да у любого Цукерберга!
Несмотря на это могут возразить, что евреи – это обычные люди, такие, как и все остальные, и нечего требовать от них чего-то особенного.
Однако такие возражения ни у кого не вызывают сочувствия и лишь на время успокаивают авторов, высказавших эти возражения.
Все знают, что за Фейсбук и другие хай-теки евреям дифирамбы не поют, а вот душистыми букетами антисемитизма, непонятно за что, уже не одну тысячу лет награждают.
Какие выводы следуют из всего этого? Прежде всего, вспомним то, о чем говорилось в начале статьи. Евреи – не те люди, которые стали бы задавать вопрос, на который нет ответа. Впрочем, иногда эти ответы не доходят до адресата, однако это уже тема другой статьи.
В нашем случае ответ на вопрос о причине нашего шаткого, конфликтного, в широком смысле этого слова, состояния находится, как ни странно, в кровле сукки. Она специально делается из отходов производства вина и хлеба. Этим хотят показать, что вещи второстепенные, каковыми и являются эти отходы, необходимо поднять высоко над головой, то есть возвысить их ценность и важность.
О каких второстепенных и не имеющих в наших глазах ценности вещах идет речь? Речь идет об универсальной идее объединения людей, которая заложена в церемониале праздника, и имеет сегодня, мягко говоря, второстепенное значение в нашей жизни.
Нам не нужно объяснять, что такое объединение, когда мы хотим кого-то завоевать, от чего-то защититься, или больше заработать. О том, что объединение само по себе и есть главная ценность, мы даже не задумываемся. В упомянутых ранее «арба миним» заложено детальное объяснение отношения человека к ценностям объединения.
Арава (верба) – в ней нет вкуса и нет запаха. Важность единства не воспринимается разумом и не ощущается.
Адас (мирт) – нет вкуса, но есть запах. Разум согласен, но отсутствует ощущение.
Лулав (пальмовая ветвь) – есть вкус, но нет запаха. Есть ощущение, но разум не принимает.
Этрог (цитрус) – есть вкус, и есть запах. Согласие разума и ощущения.
Пора подводить итоги
Объединение людей, как решение проблемы шаткого, непредсказуемого состояния, сегодня актуально для всего человечества. Вместе с этим будем реалистами. Большинство людей об этом не только не знает, но даже и не задумывается. Одно дело поднять над головой отходы производства хлеба и вина, как это происходит во время постройки сукки, и совсем другое дело подняться над национальными, партийными и ментальными различиями в реальной жизни. Чтобы эту ситуацию изменить, нужен простой, всем понятный пример…
Ничего не поделаешь. Еврейский народ начал этот процесс первым, значит, ему и продолжать его сегодня. Вполне естественно, что сказавший «А» рано или поздно произнесет и «Я».
Комментарии
И так продолжается из века в век.
Но нашему поколению, последующим предстоит изменить такой рок судеб для многих людей.
И первым народ Израиля должен продемонстрировать как создается единство, братские отношения при всех различиях между людьми, движениями, политическими партиями.
Сложнейшая задача, предназначение, которое стоит перед современным поколением израильтян,
см. "Особая миссия народа Израиля"
https://www.laitman.ru/education/70161.html