"Четвёртый период" Первой мировой войны.
Не уверен, что всё так и было. Не уверен, что именно Франция добила Германию. Не уверен, что Франция сделала это так элегантно. Но изложено красиво!
Кюльман Ф. Стратегия. Перевод с французского. М., 1939
Глава V. Уроки войны. Принцип движения в современных армиях
106
<…>
История войны 1914—1918 гг. делится на четыре периода:
— первый,—самый короткий, продолжавшийся едва 2 месяца,—период стратегического маневра большого размаха;
— следующие за ним — позиционная война, с конца октября 1914 г., период самый продолжительный — 3 1/2 года;
— период больших германских наступлений —с 21 марта по 18 июля 1918 г.;
— период больших французских наступательных операций, с 18 июля по 11 ноября, (продолжительностью, как и предыдущий, около 4 месяцев).
<…>
108
<…>
4-й период. В течение четырех последних месяцев войны французское командование показывало, как надо выполнять прорыв центра в условиях современной войны и какие он может иметь результаты.
Наступление против центра и охватывающее наступление
Наступление против центра в целях немедленного и полного уничтожения неприятеля представлялось во все времена чрезвычайно соблазнительным. Появление в конце минувшего века скорострельной пушки, нового в то время средства борьбы, было встречено во Франции очень благосклонно.
Наступление против центра, будучи простым прямолинейным ударом, но подготовленным секретно под маской фронтального боя и начатым неожиданно для противника, должно глубоко проникнуть в расположение неприятеля, распространиться в ширину, разбить спешно прибывающие его резервы и дать тем более важные результаты, что, будучи предпринято против самой середины неприятельского расположения, оно должно сильно его поколебать. В действительности такая концепция имеет серьезные недостатки, в двух отношениях— стратегическом, и тактическом.
Качество командира может проявиться лишь в более или менее удачном выборе района, где развернется наступление, а также главного направления, по которому оно будет вестись, но не в искусном предварительном маневре, как это имеет место при охвате. Таким образом, наступлению против центра недостает одной изнаиболее действительных причин успеха. Следовательно, отсутствующую комбинацию должна заменить мощность, причем успех будет зависеть прежде всего от количества введенных в дело средств, особенно артиллерии, от доблести исполнителей и от превосходного знания последними деталей своей профессии..
Как только трудная задача начального прорыва разрешена, наступление против центра неизбежно подвергается в тактическая отношении влиянию двух нижеследующих причин, могущих вызвать неуспех, так как наступающий вклинивается в расположение противника и дает, таким образом, последнему преимущества охватывающей линии.
109
1. Поскольку обороняющийся имеет резервы и располагает хорошим сообщением вдоль фронта, он может подтянуть для ответного удара более многочисленные средства, чем те, которые атакующий будет в состоянии использовать для цродолжения наступления.
2. Эти количественно превосходящие средства обороняющийся может использовать более выгодным образом, действуя по сходящимся направлениям, в то время как атакующий должен расходовать силы в действиях по расходящимся направлениям.
Таким образом, начатое против центра наступление, далеко еще не распространившись в ширину, что является основным условием успеха, суживается, разрежается и ослабевает 1.
Эти причины неудачи не зависят от материальной части, т. е. от современного состояния последней. Они обнаруживались и во времена македонской фаланги; они стали только носить в наши дни более влияющий нa успех характер, причем нет никаких оснований утверждать, что впредь так не будет, как бы ни был велик прогресс вооружения. Даже введение бронированной артиллерии та гусеничном ходу, способной сопровождать пехоту по местности, сильно развороченной снарядами, совершенно не изменило бы условий борьбы: против этой артиллерии, как и против всякого более усовершенствованного средства, оборона, охватывающая наступление, выставила бы в превосходящем количества соответственные средства ответного удара.
С другой стороны, более или менее значительное развитие оборонительной организации противника не является само по себе причиной, определяющей неудачу: если в конце сентября 1917г. французское наступление в Шампани потерпело неудачу перед второй позицией, расположенной на обратном скате и недостаточно разрушенной нашей артиллерией, то наступательные действия Людендорфа в 1918 г. были задержаны как раз на совершенно не укрепленной местности. Даже в самом благоприятном случае выигрываемое в глубину пространство редко превышает ширину первоначально прорванного фронта.
В современной войне все способствует возрастанию числа причин, вызывающих неудачи при наступлении против центра; между тем последнее предпринимается именно в целях скорейшего решения.
--------------------------------------------------------------------------------------------
1Именно таким путем наступление в Шампани, начатое на фронте в 30 км, подошло ко второй германской позиции, находившейся в 5 км от первой, с фронтом, сократившимся уже до 20—25 км.
110
Достижение внезапности стало в настоящее время более затруднительным. Подготовка наступления сейчас более продолжительна потому, что она заключается в оборудовании местности, инженерно-технической подготовке сражения посредством сосредоточения огромной и громоздкой материальной части, а также значительных складов огнеприпасов. При отсутствии тщательных мер предосторожности неприятельская авиация видит то, что происходит позади фронта, который перестал быть прикрытым.
Сооружение укреплений делает прорыв более трудным, а наступление более медленным; внезапность, даже если она вначале достигнута, вскоре перестает оказывать влияние: обороняющийся располагает временем, необходимым для того, чтобы подтянуть, силы и средства для ответного удара.
По вторжении наступающего в расположение противника обороняющийся располагает относительно большими средствами борьбы благодаря возросшей дальнобойности вооружений. Он охватывает огнем не только наступающие войска, но также их сообщения и делает все более и более необеспеченным необходимое для питания борьбы снабжение.
В течение последней войны наступления против центра имели успех лишь в Македонии и в России.
На Балканах прорыв удался потому, что командование противника было захвачено врасплох: оно не помышляло о возможности наступления даже тогда, когда наступление уже началось и угрожало его главным складам. Когда командование осознало ошибку, оно не смогло своевременно направить свои резервы вследствие недостаточности железнодорожных путей сообщения и грунтовых дорог в этой местности, разделявшейся на естественные отсеки и труднопроходимой.
В России наступления против центра имели успех, несмотря на довольно развитую сеть путей сообщения. Но не надо забывать, что немцы, захватив ключ русского шифра, были отлично осведомлены о своем противнике.
На Западном фронте немцы не смогли довести до решения ни одного из таких наступлений. Даже первое действие— прорыв — постоянно кончалось неудачей вследствие прочности хорошо укрепленного фронта и, в особенности, благодаря сильно развитой сети путей сообщения, специально оборудованной для противодействия всякому прорыву.
111
Французское командование поступало совершенно иначе. Основная причина неудачи немцев коренилась в том факте, что французские резервы всегда оставались очень многочисленными. Следовательно, чтобы достигнуть успеха, надо было сначала предпринять борьбу на измор.
Сражения, имевшие место во Франции во второй половине 1918 г., состояли из ряда боев, в каждом из которых были намечены чувствительные для противника направления и объекты действий, способные наверняка привлечь к себе его резервы; кроме того, сражения намечались с таким расчетом, чтобы путем достижения положительного результата, могущего обеспечить успех следующего наступления, вызывать все большее и большее потрясение фронта противника. Все эти отдельные наступления вытекали из общего плана и на самом деле образовали единое сражение. Они проводились на возможно более широком фронте и никогда не шли далее определенной глубины, прежде чем исходная позиция не была расширена путем захвата флангов прорыва, созданного первым успехом, и не были обеспечены пути сообщения. Таким образом, наступающий далеко отбрасывал противника и не создавал открытых для контрнаступления с фланга мешков, внутри которых жизнь была бы невозможна 1.
Вначале стремились достигнуть истощения неприятельских сил.
Французское командование преднамеренно ограничило первые наступательные действия некоторыми заранее намеченными объектами в противоположность тому, что сделало немецкое командование в предшествующие месяцы 2.
И как раз потому, что наступательные действия были ограничены, они могли вестись с максимумом материальных средств и с минимумом пехоты. Они имели своей целью прежде всего удалить противника от железных дорог для того, чтобы облегчить последующие маневры, а также оказать содействие экономической жизни страны (освобождению горнопромышленных центров на севере) и в то же время удержать за собой инициативу действий.
Когда эти результаты были достигнуты и когда истощение немцев начало все более и более обнаруживаться, общий замысел
-----------------------------------------------------------------------------------------
1 В «мешке» Шато-Тьерн — Дорманс германские армии располагали только одной железной дорогой в пределах досягаемости пушки.
2 Например, 27 мая Гинденбург, увлеченный первоначальным успехом, позволил втянуть себя в наступление. Наоборот, 8 августа Маршал Фош воздержался оттого, чтобы сломя голову кинуться в атаку.
112
маневра стал постепенно расширяться. 30 августа и 9 сентября были намечены наступательные действия против удаленных объектов по обоим флангам большого германского выступа — в Бельгии и в Шампани, а с начала сентября было приступлено к подготовке большого решительного наступления в Лотарингии.
Каждая из этих наступательных операций была подготовлена штабами, предназначенными, для их выполнения. Соответственные фронты были заранее оборудованы. Эта предусмотрительность, при хорошей организации средств сообщения, подвижности материальной части, отличной подготовке войск, тщательно возобновленной с лета 1917 г., благоразумном ограничении в глубину первых атак, — предоставила возможность французскому командованию произвести последовательные и сильные с короткими перерывами толчки, которые не дали противнику времени для переустройства, и таким способом сохранить инициативу действий1. Впрочем, борьба не затухала полностью и на прежних фронтах. Поэтому истощение немцев прогрессировало очень быстро: 18 июля они имели 65 оставленных в резерве дивизий, из которых свежих было 34; 8 августа — 68 дивизий в резерве, из которых свежих 28; 12 сентября — 68 в резерве, из которых свежих 14; 1 октября—31 в резерве, из них свежих 14; 1 ноября—31 в резерве, из них свежих 5; 11 ноября—17 в резерве, из них свежих 2.
К этому именно числу —11 ноября — союзники имели в своем распоряжении в резерве 101 дивизию. 14 ноября должно было начаться решительное наступление в юго-востоку от Меца в направлении на Саар с 30 дивизиями в одном только первом эшелоне! Германская армия была обречена на удесятеренный Седан!
Сражения во Франции во второй половине 1918 г. действительно указывают на то расстояние, которое отделяло надежды германского командования от реальных достижений французского.
Людендорф стремился посредством наступления против центра добиться немедленного и полного решения. Вот почему — и это вполне логично — он вводил в бой возможно более крупные силы, наступательную способность которых
----------------------------------------------------------------------
1 Даты последовательных союзных наступлений следующие: 18 июля 8, 20 и 26 августа, 12 и 26 сентября и т. д.
113
он использовал до крайнего предела. Но он создавал лишь мешок в расположении противника и притом достигал этого результата ценой значительного истощения. После этого Лгодендорф возобновлял такую же попытку в другом месте и в такой же форме; но вскоре он был принужден производить атаки все с большими и большими промежутками 1, после чего неожиданные французские контратаки окончательно его истощили и заставили проиграть партию.
Маршал Фош требует от наступления против центра того, что оно действительно может дать: истощения противника, а не решения с первого же удара. Он использует для этого такие способы, которые единственно применимы в специальных условиях Западното фронта, а именно — ограниченное в глубину фронтальное оттеснение с расширением прорыва на обоих его флангах и исправлением путей сообщения. Путем повторения таких частичных атак, объединенных по цели и направлению, ему удается поставить противника в такое положение, что решающее наступление крупного масштаба, с глубоким использованием успеха, становится возможным по окончании периода, ускорившего истощение, которому немцы сами подвергли себя благодаря своим ожесточенным наступлениям.
Французские приемы были единственными, обещавшими успех на укрепленном фронте, оба крыла которого примкнуты, когда местность, вообще открытая, не изрезана круппыми естественными препятствиями; когда, кроме того, поперечные пути сообщения, железнодорожные и шоссейные, имеют большую пропускную способность.
Но когда одно или оба крыла не примкнуты, то наступление против центра может закончиться разгромом. Такое наступление, проводимое по немецкому способу, обречено на окружение и гибель на своих путях сообщения. Проводимое по французскому способу, оно слишком медленно, чтобы дать крупный результат, причем противник всегда будет иметь время первым одержать победу путем обхода.
Прорыв может рассчитывать лишь на фронтальное оттеснение противника; он оставляет противнику возможность отходить непосредственно назад по естественным путям отступления. Даже в случае успеха он дает гораздо больший выигрыш в отношении пространства, чем в смысле уничтожения неприятель-
--------------------------------------------------------------------------------
1 Даты германских атак: 21 марта, 9 апреля, 27 мая, 15 июля. Перерывы возрастают с двух до семи недель.
114
скихсил, и тем самым принуждает дать позднее второе сражение1. Наоборот, обход лишает противника прямых, непосредственных сообщений с тылом: отбрасывая кинутые ему навстречу мелкие части на главные силы и отрывая у последних все более и более крупные участки местности, он порождает беспорядок, который, в связи с массой материального имущества, может принять такие огромные размеры, о которых теперь трудно составить себе представление ввиду отсутствия опытных данных. Конечно, война этим не закончится: одним взмахом нельзя достигнуть такого результата, так как истощение ресурсов современных больших государств требует продолжительного времени. Победа нарушит также равновесие на целые месяцы, и важность ее будет находиться в зависимости от глубины выигранного пространства. Охват является возбудителем движения; тому, кто желает маневренной войны, необходимо к нему стремиться. О б а рассматриваемые способа — охват и наступление против центр а—д а л е к о не равноценны. Последнее— это крайнее средство, которое следует применять лишь тогда, когда обстоятельства к тому вынуждают.
Но в охватывающем генеральном сражении наступление против центра необходимо в форме второстепенного наступательного действия, предпринимаемого для истощения сил противника. В этом случае наступление следует вести, главным образом, при помощи материальной части и боеприпасов, ограничивая его в глубину, прекращая и возобновляя на другой части фронта, как только неприятель, задержавшись на следующей позиции, получит возможность произвести мощную контратаку; на самом деле с этого момента пехоту пришлось бы применять для наступления и ответных ударов в значительных силах, и износ ее стал бы быстро возрастать, что противоречило бы преследуемой цели.
Так как мощная, решительная атака, намеченная в Лотарингии, не состоялась вследствие преждевременного перемирия, сражения во Франции в течение второй половины 1918 г. вылились
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 В Манчжурии японцам никогда но удавалось придать охвату, которого они, однако, добивались, достаточную силу и размах, и потому сражения принимали фронтальную форму, при которой решающий успех исключен. Зa Ляояном еледует Шахэ, затем Мукден; русские были лишь оттеснены на естественную линию отступления. Но при Садовой (Кениггреце.— Ред.), Седане и Танненберге охват дал полное решение.
115
в форму ряда оттеснений неприятеля. Крупные наступательные я контрнаступательные операции, проведенные в продолжение трехлетней позиционной войны, также заканчивались фронтальными передвижениями вперед и назад. Таким путем создавалось впечатление, будто - искусство командования ограничивается расчетами количества необходимых сил; представление же о том, что командование должно также руководить этими силами, утрачивалось. Те же тенденции обнаруживаются и в оборонительном сражении: его подготовляют путём устройства ряда параллельных позиций и, таким образом, заранее обрекают лишь на приливы и, отливы, сопряженные с кровавыми потерями.
Борьбе завтрашнего дня инстинктивно стремятся прядать тот же характер, какой она имела в конце 1918 г., но, всячески желая маневренной войны, мечтают в то же время в области стратегии, главным образом, о фронтальных наступлениях, являющихся одновременно как наиболее медленными и, опасными, так равно наиболее тяжелыми и наименее выгодными.
Комментарии