Взрослые, которые не желают взрослеть
На модерации
Отложенный
Им 20, 30 или даже 40 лет, но они все еще молоды… в голове. И становятся отражением общества, которое таким образом бежит от старения.
Все это прекрасно видно на примере видеоигр: их главные потребители уже не подростки, которые в прошлом стали первопроходцами в этой области, а взрослые люди. Если упрощать, можно сказать, что эти взрослые — те бывшие подростки, которые начали играть с малых лет и до сих пор продолжают это делать. Но мне кажется, что такая ситуация многое говорит о нашем переживающем кризис обществе. Поэтому вполне естественно, что взрослые пытаются забыть об этом кризисе.
Кроме того, мы живем в обществе, которое один великий этнолог назвал «обществом развлечений»: здесь все сводится к игре, развлечениям и шутовству. В нашем мире от серьезного стараются держаться в стороне. Но серьезное означает взрослое. И если мы несерьезны, тем самым мы отстраняемся от нашего возраста. Нужно выглядеть молодым, что в первую очередь отражается в манере одеваться. Подобное стремление казаться молодым толкает на глупые и инфантильные поступки.
В данном случае возникает вопрос о синдроме Питера Пэна, мальчика, который не хочет расти, как сегодняшние мужчины и женщины. Взросление, старение — все это страшные вещи.
Смерть и старость — это все для других. И если я пытаюсь казаться моложе, чем я есть, это создает иллюзию безопасности.
1960-е годы пошатнули устоявшийся принцип авторитета. Это стало первым шагом к объяснению нынешней тенденции. Далее, у нас шло формирование общества независимых друг от друга людей вместо социальных классов, которые работали по системе специфических ценностей. Сегодня человек живет сам по себе, без ориентиров и коллективных ценностей, общества, которое диктует ему его поведение.
Именно в этот момент появилась цивилизация развлечений, о которой я уже говорил. Она представила огромное множество возможностей отрыва от действительности. Последним ее воплощением стал интернет. Эта кризисная ситуация породила общество, которое можно было бы охарактеризовать как «Диснейленд». В кризисных условиях можно было бы ожидать пробуждения активности людей, но они предпочли смирение: что еще остается на фоне глобализации без альтернативной идеологии? Развлечься, забыться, отойти от настоящего.
Мишель Физе
социолог, сотрудник Национального центра научных исследований
Комментарии