Лавров рассказал, почему отношения с Западом не будут прежними

 

Сергей Лавров и Сергей Караганов на заседании ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике России
Сергей Лавров и Сергей Караганов на заседании ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике России
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил на XXII ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП). В неформальной беседе с известными российскими политологами и политиками он объяснил, что украинский кризис стал лишь спусковым крючком в ухудшении отношений между Москвой и Брюсселем. Прежнего взаимодействия не будет потому, что Россия больше не хочет, чтобы западные страны указывали, что ей делать. При этом, по словам главы МИД, главная цель, которую преследуют США и ЕС, — смена политического режима в России.

Ассамблея СВОП впервые за свою более чем 20-летнюю историю прошла не в пансионате «Лесные дали», а в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной Москвы. Развешанные перед входом в зал карикатуры времен Холодной войны сразу задавали тон будущей дискуссии: речь пойдет в первую очередь о взаимоотношениях России с Западом на фоне украинского кризиса и введенных против Москвы санкций. Многие сатирические рисунки были современными, однако встречались и работы Кукрыниксов (политическая карикатура — давняя слабость главы СВОП Федора Лукьянова).

Что такое СВОП
Совет по внешней и оборонной политике (СВОП) — старейшая неправительственная общественная организация в России. С 1992 года она объединяет политиков, предпринимателей, общественных и государственных деятелей, представителей силовых министерств, науки и СМИ. Главной целью совета является помощь в выработке и реализации стратегических концепций развития России.

По традиции мероприятие открывал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Встреча проходила в достаточно неформальной обстановке. Видимо, подчеркивая, что он приехал к хорошим знакомым, глава внешнеполитического ведомства не надел галстук. Его высказывания были довольно острыми и полемичными. Начал Лавров, как и ожидалось, с Украины.

«Задолго до того, как там разразился кризис, в воздухе висело ощущение, что мы приближаемся в отношениях Россия — ЕС, Россия — Запад к своего рода моменту истины. Было ясно, что продолжать отодвигать на потом проблемы нашего взаимодействия не получается и необходимо делать выбор — разворачиваться к подлинному партнерству или начинать, как говорится, "бить горшки". Россия, безусловно, выбирала первый вариант, а западные партнеры, к сожалению, вольно или невольно остановились на втором. По сути, они пошли ва-банк на Украине, наступив на собственные принципы демократической смены власти, поддержали экстремистов. Получилось что-то вроде намерения сыграть в chiсken с Россией — кто первый моргнет. Или, как говорят хулиганы, попытались "взять на понт", заставить нас проглотить унижение русских и русскоязычных на Украине», — заявил министр.

Федор Лукьянов, Сергей Лавров и Сергей Караганов
Федор Лукьянов, Сергей Лавров и Сергей Караганов
Фото: страница СВОП в Facebook

В своей речи Лавров то и дело прибегал к образным сравнениям, цитировал известного американского дипломата Лесли Гелба, философа Фрэнсиса Фукуяму, английского писателя Редьярда Киплинга, канцлера Германии Отто фон Бисмарка и советского барда Булата Окуджаву.

Лавров также подчеркнул, что прежние отношения (или business as usual, как выразился министр) между Россией и Евросоюзом уже невозможны. По его словам, реалии изменились: раньше Брюссель указывал Москве — Россия должна то, Россия должна это. Сейчас Москва хочет равноправного партнерства. Как сообщил глава внешнеполитического ведомства, в настоящее время у России налажено взаимодействие с Китаем, развиваются отношения с Индией, Вьетнамом, Южной Кореей, странами АСЕАН. Отдельно Лавров коснулся сотрудничества с Японией, контакты с которой будут в ближайшее время динамично развиваться. Но при условии, что Токио будет «следовать своим собственным интересам, не оглядываясь на заокеанских партнеров».

Главная цель западных санкций, по мнению Лаврова, — смена политического режима в России. Раньше ограничения прицельно задевали элиту.

«Сейчас же все наоборот — лидеры стран Запада публично заявляют, что нужно сделать санкции такими, чтобы они разрушали экономику и поднимали народные протесты. То есть в том, что касается концептуальных подходов к использованию мер принуждения, Запад однозначно показывает: дело не в том, что он хочет изменить политику России (что само по себе иллюзорно), а хочет сменить режим — и это практически никем не отрицается», — отметил министр. По его словам, «Вашингтон осознает собственную исключительность и обязанность нести "бремя белого человека" по Киплингу».

Дополнительную сложность сложившейся ситуации, как считает Лавров, придает то, что «в США решения по важнейшим проблемам, касающимся развития мира и человечества в целом, принимаются, исходя из коротких электоральных циклов: в Соединенных Штатах это каждые два года, и под каждый нужно что-то придумать и сделать для привлечения голосов избирателей».

После официальной части началось общение министра с членами СВОП, известными политиками и политологами. К разочарованию журналистов, дискуссия оказалась закрытой: присутствовать на ней разрешили, а вот диктофоны попросили выключить. Это, однако, не помешало многим участникам ассамблеи рассказывать о происходящем в режиме онлайн на своих страницах в 

Facebook

Во время неофициального общения с Лавровым поднимались разные темы: отмена виз с Грузией, проблема Нагорного Карабаха, осложнение ситуации в Приднестровье, судьба поставок вооружения из США на Украину. Также обсуждались российские поставки зенитно-ракетных комплексов С-300 Сирии и Ирану, отношения России с Израилем, возможное сотрудничество с Сингапуром, угрозы христианству в Европе. Не обошли стороной арабо-израильский кризис и перспективы создания палестинского государства, отсутствие партнерского взаимодействия между НАТО и ОДКБ.

С ним согласен и председатель СВОП Федор Лукьянов. Он сообщил «Ленте.ру», что «Российское Зауралье может послужить пространством для рывка и полигоном новой модели развития». «Это объективная необходимость, огромная часть территории и ресурсов. То, что там мало народа и малая доля экономики, неправильно. Азия сейчас — пространство роста и развития всего мира. Зауралье должно стать территорией, где реализуется инициатива людей. Необходимо создавать не какие-то государственные мега-проекты, а просто необходимые условия, как это когда-то было. Пока за разговорами ничего не следует, хотя Сибирь и Дальний Восток объявлены приоритетом XXI века», — заявил Лукьянов.

Между тем в кулуарах зачастую высказывались сомнения, хватит ли России для этого возможностей. Говорили о том, что с Китаем все сложнее вести дискуссии, что азиатский союзник пользуется слабостью России, пытаясь навязать Москве те или иные политические и экономические решения. Скептически отнеслись участники дискуссии и к заявленной теме о «пути к прогрессу через подъем обороноспособности страны». Прозвучали опасения повторения печального опыта Советского Союза, ставшего заложником гонки вооружений.

Ирина Хакамада на заседании ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике России
Ирина Хакамада на заседании ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике России
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Руководитель креативного центра «Наш выбор» Ирина Хакамада, присутствовавшая на ассамблее, рассказала «Ленте.ру», как она видит решение украинского кризиса. «Нужно находить некий компромисс в переговорах с украинским и западным руководством по легализации Крыма и регионализации Украины. Таким образом, Восток остается частью Украины и решается вопрос с легализацией Крыма и, вообще, холодной войной с Западом. Легализация Крыма может быть сопряжена не с публичной выплатой компенсаций, а с какими-то конкретными проектами. Может быть, проведение второго референдума под эгидой ОБСЕ. После этого можно реализовать некоторые финансовые проекты и найти вариант, выгодный и ЕС, и России, и Порошенко, с учетом националистических настроений на Украине», — заявила политик.

Председатель СВОП Федор Лукьянов сказал «Ленте.ру», что проведение еще одного плебисцита по Крыму нецелесообразно. «Второй референдум невозможен, потому что это будет означать отмену результатов первого, а это бы подорвало всю линию российской внешней политики. Реальный компромисс — решение материально-финансовых вопросов. Там возникло много проблем, осложнивших функционирование экономик и Крыма, и Украины. При наличии политической воли это можно как-то цивилизованно урегулировать», — отметил он.