Кия - горная река в Кузбассе, часть 16

На модерации Отложенный

Водопады


 

Уровень воды в Кии после проливного дождя заметно повысился. Камни скрылись под водой и своими светлыми пятнами-маячками сигналили со дна реки. Как изменчива здесь погода! Положив весла на настил  катамарана, мы продолжили водное путешествие.

Появилось солнышко из-за туч, осветило ярким светом высокий скальный берег с правой стороны реки. С семидесятиметровой высоты срывался водопад. По своей форме он напоминал текущие ручьем слезы.

–  Водопад «Лисьи Слёзы», – сказал проводник. – Есть и другое название у него –  «Лисий Хвост».

 

Стекающая со скалы вода – чистый изумруд, искрилась в солнечных лучах. От Белокаменного Плёса находится этот водопад в километрах восьми и вблизи поселка Макаракский. Прошли мимо водопада, посмотрев на него издали. После  нескольких  поворотов реки, показался уже четвертый водопад.  Это был Макарачик –1.  По своей форме он похож на водопад Макарачик-2. Только здесь вода стекает сразу в реку Кию. А у Макарачика – 2 водный поток, падая вниз со скалы,  образует тарелку, наполненную водой. И далее вода вытекает из неё, образуя ручей Макарачик, который течёт по расщелине, только потом впадает в Кию. Мы же шли минут двадцать от водопада до берега, где оставили катамараны.

 

 

Водопад "Макарачик - 1"                                            Водопад "Макарачик" - 2


Гордеев не увидел этот водопад. Между нами позднее возник спор. Он утверждал, что такого водопада нет вообще. Я ему показывала фото двух водопадов. Он утверждал, что это один и тот же водопад. Не убедили его и различия скал, деревьев, да и тарелки с водой нет у Макарачика –1.  Я так думаю, что этот водопад появляется после проливного дождя. Знакомый проводник сказал мне, что когда тают снега в тех местах, то подобные водопады  ниспадают почти с каждой скалы.        

Нас обогнали ребята с двух других катамаранов. Сказали, что в селе есть сотовая связь,  они позвонили домой и узнали у дяди, кто такие – я и мой муж.  После этого группа ребят из предпринимателей вообще сторонились нас, даже на ночлег устроились в другом месте. 

– А что вас долго не было? За это время можно было весь магазин загрузить, спросил наш проводник. И ребята рассказали о том, что отстали от нас, потому что  причаливали к берегу,  у водопада «Лисьи Слёзы», когда увидели, что к скале  была прикреплена металлическая табличка.

 

 

 

 – Что написано на табличке? – спросила я  ребят.

– На этом месте умер учитель из Томска, руководитель туристического сплава томских школьников. От разрыва сердца.

–  Царство ему небесное и светлая память! – подумала я, содрогнувшись от услышанного сообщения.

И представила себе самих школьников в такой ситуации. Не дай Бог! Спаси и сохрани от подобного!

Наверное, учитель сразу в рай попадет, умер в таком красивом месте.

Эмоции от увиденных мною красот переполняли меня. И уже не один раз щемило сердце. А, может быть, от большого содержания кислорода в воздухе? Воздух-то у воды насыщен кислородом больше, чем в городе.

 

 

За поворотом ощутили сильный ветер. Я натянула куртку, застегнула её у подбородка. Ветер пробирал до костей. Вспомнила слова Гордеева: «Одевайте обязательно спасательные жилеты, теплее будет!» Не помог жилет. Хотя, как знать. Одежда вся – мокрая. Нога и рана намокли. И неизвестно, что там ждет нас впереди. Ветер усилился и загудел. Это мы опять подошли к «трубе».  В таких местах река, зажатая с двух сторон высокими скалистыми берегами, становилась узкой, несла свои воды с горной поверхности под большим уклоном, с большой скоростью, поэтому ветер гудел в ушах. 

Выезжали из Мариинска –  ничто не предвещало дождь. Взяли одежды мало с собой. Думали, что будем всю дорогу загорать на катамаране. Если сказать, что я озябла, пройдя перекат и выйдя из «трубы», – значит, ничего не сказать. Я просто замерзла. Смотрю - и Юра посинел. Только проводник у нас невозмутимо смотрел вперед, ожидая очередные повороты и перекаты.


 

Меня трясло от холода. Попав опять в холодную воздушную трубу, почувствовала какой-то толчок и замирание в области сердца. Потом еще и еще. Остывшее тело и кровь образовали, наверное, небольшой сгусток-тромб, который с трудом, но пробрался по капиллярам. Давно сижу без движения. Начала растирать руки, тело и немного согрелась. 

–  Вот бы рюмочку водочки сейчас, согреть все внутри! – пришла мне вдруг такая мысль в голову. Если считать то, что я вообще не употребляю  алкогольные напитки. Бывает же такое!? У меня оказывается, нет в организме вещества, которое выводит алкоголь. Поэтому мы ничего горячительного с собой не взяли, решили – путешествие будет безалкогольное.  «Река и лес не терпят пренебрежение к себе», –  сказал Юра, собираясь на сплав. 

Один поворот реки сменялся другим. Выглянуло солнышко и на душе стало веселее. А за очередным поворотом на правом берегу у глубоких ям, пригодных для купания, сделали привал ребята с двух  впереди нас шедших катамаранах. Парни ныряли с берега в воду, не опасаясь достать головой дно реки.

Старатели в давние времена, добывая золото, вырыли у берега  реки  глубокую яму. И место их стоянки отчётливо выделялось на фоне скальных берегов, утоптанное в последние годы туристами.  Золотоносная была наша река – Кия.  Наш Мариинск – город купеческий,  привлекал многих купцов в дореволюционные времена в этой связи. Были лавки, где скупали золото у старателей. Жизнь кипела в городе. 

«Купечество Мариинска играло в жизни города огромную роль, так как люди самостоятельные и инициативные, имеющие капиталы, часто выдвигались на административную работу, влияя на формирование общественной и экономической жизни дореволюционного Мариинска. Основная ее масса относилась к еврейской национальности. 

До наших дней стоят купеческие особняки в центральной части города. Стоят как немые свидетели былого могущества их хозяев. Основательно, с размахом и с изыском построенные маленькие дворцы говорят нам, что их владельцы крепко стояли на ногах, они строили на века для себя и своих потомков». В последние годы повесили таблички на каждый дом с фамилией, кому он принадлежал, чтобы знали и помнили.

 

 Фото В. Николаюк.

                                                                       Продолжение следует...