Семена для потомков

Учёные из Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН в Якутске заморозили семена исчезающих видов растений, чтобы сохранить их на будущее. Эксперимент, начавшийся ещё 30 лет назад, показал, что мерзлота идеально подходит для создания такого банка семян.

Созданы специальные банки семян для следующих поколений

К замороженному генофонду гороха, фасоли, гречихи в институте не пускают случайных посетителей. Любое колебание температуры, даже тепло от человека, может губительно сказаться на качестве коллекции. Последние эксперименты показали – учёные на верном пути. Несмотря на возраст, семена в отличном состоянии.

«В настоящее время у нас проводятся эксперименты по проращиванию семян бобовых. И показано, что эти семена дают всходы и потомство», – говорит научный сотрудник Алексей Шеин.

Положительные результаты вдохновили биологов на реализацию более масштабного проекта. В Якутске завершается строительство нового современного криохранилища.

Его авторы рассчитывают заморозить семена не менее ста тысяч растений. Такой криобанк может претендовать на статус мирового значения.

Подобное хранилище есть в Норвегии, но туда мороз нагнетается с помощью специального холодильного оборудования. В Якутии такие затраты не нужны. Здесь круглый год – естественная вечная мерзлота.

Засушливое лето, суровая зима не страшны всему, что хранится в комнатах. Даже катастрофа вряд ли повлияет на идеальные температурные условия. Для таких случаев в проекте предусмотрены специальные бункеры. В них зимой будут накапливать холод и в случае необходимости охлаждать хранилище.

Сейчас в Якутске заморожены семена только тех растений, которые имеют ценные питательные свойства для человека. С открытием новых помещений в криогенную спячку отправят исчезающие виды цветов, плодовых кустарников и даже деревьев.

«Мир развивается таким образом, что мы теряем ежегодно какие-то редкие виды. Для этого существует Красная книга. А мы боремся за то, чтобы их можно было рекультивировать в будущем», – говорит заместитель директора Института мерзлотоведения Лев Ли.