В семье должен царить мир.

Вчера 25 ноября, в международный день борьбы против насилия в семье, подписал публичную петицию, адресованную нашей Государственной Думе, с требованием принять специальный закон против домашнего насилия (https://www.change.org/p/госдума-требуем-принять-закон-против-домашнего-насилия?u).

Я не мог не подписать эту челобитную, хотя такой способ отстаивания общественных интересов для России считаю неэффективным.

По своему опыту работы в правозащитном центре «Солидарность» знаю, что эта не просто острая проблема, это цунами, которое накатывается на наше общество, грозя его полному разрушению.

Немного общеизвестных фактов о размерах домашнего насилия:

В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Жертвами, как правило, являются самые слабые и незащищенные члены семьи - женщины, дети, инвалиды и пожилые люди.

Так, согласно данным Маргарет Саттеруэйт, в Российской Федерации число жертв домашнего насилия, соотнесенное с общим числом граждан, превышает аналогичный показатель Франции и Великобритании в 45—70(!) раз, США — в 16 раз и Пакистана — в 7 раз.

В своем интервью в 2008 году исполняющий обязанности начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России Михаил Артамошкин привел следующие данные: насилие в той или иной форме присутствует почти в каждой четвертой семье; две трети умышленных убийств совершаются по семейно-бытовым мотивам; ежегодно от рук мужей или других близких погибают около 14 тысяч женщин,

Около 15000 женщин в результате семейного насилия получают тяжкий вред здоровью, 46 тыс. несовершеннолетних стали жертвами насильственных преступлений, из них около 2 тыс. погибли, а 3,6 тыс. получили телесные повреждения.

По официальным данным МВД РФ на декабрь 2008 года на учётах в милиции стояло 212,7 тыс. семейных дебоширов. Сегодня их число, можно предположить, заметно увеличилось.

Число преступлений, совершенных в семье растет. Я не нашел данных за последние годы. Но за 2002 - 2006 годы общее количество «домашних» преступлений увеличилось в полтора раза. И нет оснований считать, что эта тенденция изменилась к лучшему.

Однако приведенные цифры не полностью отражают ситуацию с домашним насилием по двум причинам: во-первых в России отсутствует единая система сбора информации о случаях насилия в семье; а во вторых домашнее насилие в подавляющем большинстве случаев носит скрытый (латентный) характер.

Следовательно, реальная картина домашнего насилия будет выглядеть куда более драматично.

Маргарет Саттеруэйт в своем исследовании домашнего насилия в России отмачает, что в российском общественном сознании насилие — это прежде всего нанесение физического вреда или принуждение к действиям сексуального характера, психологические же его формы (обращение с человеком как с бездушным объектом, унижение человеческого достоинства) рассматриваются как нечто вполне терпимое. В опросе, проведенном ею в Иркутске, респондентам предлагалось выделить из некого списка те формы поведения, которые они считают насилием. Только 23 % опрошенных отметили в качестве такового словесные оскорбления. В Перми 63 % опрошенных горожан отметили, что считают допустимым использование в конфликтных ситуациях «бытовой негативной лексики», а 39 % не посчитали предосудительным использование нецензурной брани.

Для сравнения: на Западе к психологическому насилию относятся настолько серьезно, что в некоторых странах, например во Франции, оно уголовно наказуемо.

Каковы причины семейного насилия? Маргарет Саттеруэйт в своем исследовании отмечает два основных истока или корня семейного насилия.

1. Психологические корни домашнего насилия

Склонны к насильственным действиям в семье, как правило, люди с заниженной самооценкой и низким социальным статусом (насилие по отношению к домашним у них может играть компенсаторную роль), неспособные контролировать свои эмоции, регулярно употребляющие алкоголь и наркотики.

Исследования, проведенные в самых разных странах (Индонезии, Никарагуа, Испании, США, Венесуэле), показывают, что те, кто в детстве подвергался побоям или наблюдал, как отец избивает мать, сами готовы применять насилие по отношению к близким. Надо ли говорить, что для россиян это также актуально.

2. Патриархально- культурные корни домашнего насилия

Если насилие, являющееся следствием конфликта между супругами, носит, как правило, эпизодический характер, то так называемый патриархальный терроризм — это систематическое применение физического и психологического насилия к женщине и детям со стороны мужчины. В первом случае жертва еще как-то может противостоять насильнику, во втором она такой возможности практически лишена. Исследования показывают, что в патриархальных обществах, где мужчина обладает экономической властью, а у женщины нет возможности развестись, уровень насилия в семье выше. Воспринимается оно всеми сторонами как нечто естественное и справедливое. Кстати, женщины на этом же патриархально - культурном основании, также при любом удобном случае применяют насилие в отношении детей.

Многие мужчины, считающие себя православными, до настоящего времени оправдывают свое право физически учить уму- разуму жену и детей положениями средневекового «Домостроя», в котором мужу рекомендуется с любовью и заботой воспитывать и учить свою жену, а если не научается по-хорошему, то и наказывать. А после наказания – утешить, пожалеть и приласкать.

Примерно такие же нормы содержатся и в Коране (Аят 34. Сура 4. ан-Ниса «Женщины»

Конечно, на домашнее насилие серьезно влияют:

общий культурный уровень в обществе в целом, той социальной среде, в которой находится семья, а также среди взрослых членов семьи;

степень защищенности личности в обществе;

равенство граждан перед законом;

степень распространенности правового нигилизма и уровень правовой культуры;

социальное расслоение и степень соблюдения социальной справедливости в обществе;

уровень социальной защиты и поддержки семьи и детей со стороны общества;

степень доверия граждан к органам власти;

уверенность граждан в своем будущем и будущем своих детей.

И многие другие факторы.

Экспертами в области домашнего насилия утверждается, что мировая практика в области борьбы с насилием в семье убедительно доказала, что специальный закон о профилактике насилия в семье более эффективен, чем отдельные статьи уголовного, гражданского и административного законодательства; что опыт Казахстана, Украины, Молдовы, Киргизии, Чехии, Литвы, а также других стран, где приняты такие специальные законы, показал, что, по крайней мере, зарегистрированные случаи внутрисемейного насилия сокращаются от 20 до 40% после принятия подобных законов.

Я призываю подписать это обращение.

Ведь если Государственная Дума примет такой закон, то может быть и у нас в России, семейное насилие снизится хотя бы до 20%, а это значит, что семейных дебоширов станет меньше.