«Промывка мозгов» - GANG STALKING по-китайски.

На модерации Отложенный

Создал термин «промывка мозгов» американец Роберт Лифтон. В конце пятидесятых он изучал методы, которые применялись к американским военнопленным в Китае. Он определил, что все они прошли через многоступенчатый психологический процесс, начинающийся с массированных атак на чувство собственной идентичности и заканчивающийся тем, что называется «заменой убеждений».

По сути, заключенным устраивали марафон унижений и физического насилия, доводя до полубезумного состояния полной дезориентации, отчаяния, когда человек особенно остро нуждается в поддержке и готов ухватиться за любую соломинку, поверить во что угодно и кого угодно. В итоге, некоторые американские солдаты, в конце такой обработки, выражали искреннюю уверенность в идеях коммунизма, и даже считали, что они лично применяли бактериологическое оружие, чего на самом деле не было.

По результатам своих исследований, Роберт Лифтон и вывел формулу «промывки мозгов». 

«Формуле Лифтона» сейчас обучают всех американских солдат - на случай попадания в плен. Считается, что понимание этого процесса дат некоторую защиту от него.

1. Атака на идентичность: ты не то, что о себе думаешь

Попадая в камеру, человек подвергается со стороны сокамерников и следователей унижениям, направленным на подавление его чувства собственного достоинства и идентичности. Отрицается все, что человек относил к самому себе. «Ты не солдат». «Ты не мужчина». «Ты не защитник свободы». Находясь под такими атаками неделями и месяцами, человек доводится до состояния полного истощения, потерянности и дезориентации. На этой стадии, его убеждения становятся менее прочными. Он постепенно теряет возможность мыслить критично и независимо. 

2. Навязывание чувства вины: почувствуй себя полным «уродом»

После того, как кризис идентичности сформирован, у человека начинают формировать всепоглощающее чувство вины. Последовательно и безжалостно его атакуют за любой «грех» (большой или маленький), который он совершил. Он критикуется буквально за все: от тех вещей, в которые верит, до того, например, что он «ест слишком медленно». Сознание обрабатываемого постепенно заполняет всепоглощающее чувство стыда: все, что он делает - все плохо. 

3. Самопредательство: согласись, что ты «полный урод»

После того, как человек полностью дезориентирован и поглощен чувством вины, следователи и сокамерники принуждают его (физическими угрозами или просто словесно) отречься от своих семей, друзей, близких, всех, кто верит в те же вещи, что и он. Его предательство своих идей и убеждений, людей, которым он был предан, еще больше усиливает его чувство вины и стыда. Чувство собственной идентичности, которое и без того уже сильно подорвано, сходит на нет.

4. Точка слома: кто я, где я, что мне делать?

Испытывая кризис идентичности, глубокое чувство вины и стыда, безнадежности, предав все, во что он верил, подвергаясь марафону унижений, человек доходит до полного нервного истощения. Настает череда нервных срывов. Они могут выражаться в неконтролируемом рыдании, глубокой депрессии и полной дезориентации. Человек может перестать ухватывать реальность и испытывать чувство полного одиночества и потерянности. Когда человек достигает точки слома, его чувство идентичности уже вполне готово к «захвату» кем-то другим. У заключенного нет ясного понимания - кто он, и что с ним происходит? В этот момент следователи и сокамерники начинают создавать искушение к обращению несчастного в «новую веру», которая спасет его от пережитых кошмаров.

5. Снисходительность: я могу помочь тебе

Когда заключенный достиг стадии кризиса, один из агентов «промывки мозгов» начинает демонстрировать заключенному что-то вроде доброты. Например, он может предложить ему воды, сигарет, поинтересоваться, не скучает ли заключенный по родному дому?

После бесконечных психологических атак даже небольшое проявление доброты кажется огромным. Заключенный испытывает облегчение сверх всяких разумных пропорций, - он чувствует себя так, словно ему спасли жизнь.

6. Понуждение к исповеди: ты можешь помочь себе

Впервые за все время «промывки мозгов» заключенный испытывает контрастное переживание: непрекращающиеся боль и чувство вины, навязанные атаками на идентичность, сменяются неожиданным облегчением, вызванным снисходительностью. Заключенный может испытывать желание отплатить за доброту, проявленную к нему. В этот момент агент может предложить исповедоваться, чтобы облегчить боль и чувство вины.

7. Канализация чувства вины: вот почему ты страдаешь

После недель и месяцев психологических атак, растерянности, нервных срывов и периодов снисходительного отношения, чувство вины и стыда заключенного теряет всякое смысловое наполнение - у человека нет уверенности в том, что он что-то сделал неправильно - он просто ощущает себя «неправильным».

Это создает в сознании человека что-то, вроде чистого листа бумаги. Агент оказывается в состоянии привязать чувство вины заключенного к чему угодно. И он привязывает это чувство к тем мыслям и убеждениям, которые должны быть заменены. Заключенный приходит к выводу, что его убеждения и мысли как раз и являются тем, что вызывает стыд. Так возникает контраст между старым и новым. Старые мысли и убеждения ассоциируются с психологическими (а, часто, и физическими) мучениями, а новая система убеждений - с возможностью их избежать.

8. Перевоспитание: логическое изнасилование

Заключенный с облегчением узнает, что у его чувства вины - внешняя причина. Это не он сам неизбежно плох, а его мысли и убеждения, от которых надо отказаться. Все, что требуется, это - отречься от людей и организаций, связанных с его прежними убеждениями, и тогда боли больше не будет. Разворачивается новый виток исповеди, когда заключенный кается во всем, что было «плохим» в его жизни. После такой полной «исповеди» заключенный фактически полностью отвергает свою прежнюю идентичность. Настает очередь агента предложить заключенному в замен новую «душу». Многие, прошедшие через этот процесс, говорят, что чувствовали себя недочеловеками, существами, сведенными до положения беспомощного ребенка, полностью лишенного власти и свободы, и находящегося в руках всесильных инструкторов. 

9. Прогресс и гармония: если ты хочешь, то можешь стать «правильным»

Агент вводит новую систему убеждений как путь к гармонии. На этой стадии прекращаются издевательства, заключенный обеспечивается физическим и эмоциональным покоем, увязанным с новой верой и убеждениями. Заключенному имитируют «свободу выбора» между прежней и новой жизнью, внушают, что его судьба полностью в его руках. Между тем, заключенный уже отрекся от своих прежних мыслей и убеждений в ответ на снисхождение и мучения, и сделал «сознательный выбор» в пользу навязанных убеждений, избавляющих его от чувства вины и страданий. «Если новая вера правильна, значит, он никого и ничего не предавал\". Такой «выбор» не из разряда трудных: новая идентичность безопасна и желанна, потому что ничто кроме нее не может избавить от мучений. 

10. Заключительная исповедь и возрождение: я выбрал добро. 

 

Заключенный цепляется за свою новую идентичность, как за спасителя, избавляющего от прежних мучений и обеспечивающего миролюбие окружающих. Он отрекается от своих прежних мыслей и убеждений, и клянется в преданности новой вере, которая одна может улучшить его жизнь. Некоторые жертвы «промывания мозгов» описывали этот период как «возрождение». 

Опробованная в лагерях и тюрьмах система «исправления мышления» ( так называл «промывку мозгов» Мао Дзэ Дун) вскоре была распространена, фактически, почти на весь Китай. Первыми под удар попали интеллектуалы. Аудитории ВУЗов превратились в камеры, где студенты регулярно подвергали друг друга остракизму и унижениям, и учились думать «правильно». Звучали бесконечные исповеди и покаяния. Участникам приходилось каяться не только, скажем, в своем буржуазном прошлом. Приходилось выкладывать все, включая личные и сексуальные переживания. Интимные контакты между юношами и девушками тоже обсуждались на собраниях, и поощрялись только в тех случаях, когда способствовали «исправлению мышления». 

Некоторым удавалось бежать из Китая в Гонконг или на Запад. 

- До поступления в университет я думал, что этот шаг станет для меня началом новой жизни, - приводит Лифтон слова одного из таких студентов по имени Ху, - вместо этого я лишился личной свободы... Я чувствовал разочарование... Бешенство и отвращение... У меня не осталось надежд на будущее... Единственное, чего я хотел, - избавиться от всего этого. Я просто хотел сбежать. Я был измотан и подавлен. 

Как пишет Лифтон, действовала такая «промывка мозгов» далеко не на всех. Наиболее уязвимыми оказались люди со слабым чувством собственной идентичности, склонные к чувству вины, абсолютизму в мышлении («мышлению в черно-белых тонах»). Зато такие вещи, как сильное чувство собственной идентичности и вера в себя позволяли сопротивляться жестокому давлению. Многих спасала вера в Бога.