СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ ПОГИБШИМ ПРИ ГОЛОДОМОРЕ И РЕПРЕССИРОВАННЫМ

СЕГОДНЯ В УКРАИНЕ И В БЛИЖНЕМ И В  ДАЛЬНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ ЗАГОРЕЛИСЬ ТЫСЯЧИ  СВЕЧЕЙ. ЭТО ПАМЯТЬ ПРО ТЕХ, КТО ПОГИБ В ПЕРИОД "ПОСТРОЕНИЯ" НАРОДНОГО ГОСУДАРСТВА СССР, ИХ МИЛЛИОНЫГолод 1932-1933гг.

 Когда был голод в Поволжье, власть сразу призвала на помощь американскую администрацию. Помощь от США начала поступать с августа 1921 года. А в Украину она дошла лишь в феврале 1922 года.  

 Голод 1932—1933 гг.  — это уже явление уникальное, потому что это была сталинская карательная акция, направленная против Украины и всех ее жителей.

Анализ данных демографической статистики 30-х гг. свидетельствует, что прямые потери населения Украины от голода 1932-1933 гг. достигают цифры от 3,5 млн. человек (С. Кульчицкий) до 5 млн. человек (Роберт Конквест).

     К геноциду украинского народа,  приложили руку не только московские эмиссары В. Молотов и Л. Постышев, который в январе 1933 г. стал вторым секретарем ЦК КП(б)У, а фактически диктатором Украины, а и  первый секретарь ЦК КП(б)У С. Косиор, председатель Совнаркома УССР В. Чубар.

В октябре 1932 г. в республику для надзора за хлебозаготовительной кампанией прибыла из Москвы комиссия во главе с В. Молотовым, наделенная чрезвычайными полномочиями.

Села, которые не выполняли хлебозаготовительных планов, заносились на "черную доску", местные жители лишались права на выезд. Почти во всех районах УССР, кроме приграничных, начались массовые конфискации у "должников" любых запасов еды - сухарей, картофеля, сала, солений, даже фруктовой сушки. Попытки голодающих крестьян найти приют в городах, где продовольственное снабжение было лучше, пресекались заградительными отрядами внутренних войск, контролировавших важнейшие транспортные пути.
Голодающие ели кору деревьев, солому, кошек, собак, крыс, затем перешли на слизняков, лягушек, крапиву и умирали от тяжелых кишечных заболеваний. Почти везде органы ГПУ регистрировали случаи людоедства и трупоедства.

 1 ноября 1932 г. по 1 февраля 1933 г. молотовская комиссия дополнительно "заготовила" в Украине 105 млн. пудов зерна. Общее количество хлеба, изъятого государством с урожая 1932 г., равнялось 260,7 млн. пудов. В начале 1933 г. практически по всей Украине продовольственных запасов не оставалось, а надо было еще дожить до нового урожая. Зимой - весной 1933 г. смертность от голода приобрела массовый характер.

Немного статистики:

  В течение января-ноября 1930 г. в Украине было заготовлено 400 млн. пудов хлеба.

За соответствующий период 1931 г. - 380 млн. пудов. Но это было достигнуто за счет истощения села.

 У многих крестьян в 1931 г. изъяли все зерно, в том числе посевной фонд. Зимой 1931-1932 гг. голод уже стучался в крестьянские хаты, физически ослабленное крестьянство не могло  провести весеннюю посевную кампанию 1932 г.

Усложняли ситуацию и бесхозяйственность в колхозах, полная незаинтересованность крестьян в эффективной, продуктивной работе в них. На 20 мая 1932 г. в республике было засеяно немногим более половины запланированных площадей.

Урожай 1932 г. лишь на 12 % был меньше среднего урожая за 1926-1930 гг.

Что же решает правительство  страны во главе со Сталиным:

23.06.32 г.  постановление ЦК ВКП(б): «Ограничиться уже принятыми решениями ЦК и дополнительного завоза хлеба на Украину не осуществлять».

 6-9 .06.32 г.  III Всеукраинская конференция КП(б)У.  доклад С. Косиора о причинах возникших трудностей.

 Во-первых, серьезной причиной были названы сложные климатические условия 1932 года . Во-вторых, трудности весенней посевной кампании связывались «с неудовлетворительным управлением организацией хозяйства колхозов, проведением прошлогодней осенней уборочной и хлебозаготовительной кампании». В-третьих, причиной многих проблем была названа бесхозяйственность в колхозах.

 7 августа 1932 г. появился собственноручно написанный Сталином закон об охране социалистической собственности (закон "о 5 колосках"). Данный закон предусматривал как меры судебной репрессии за разворовывание колхозного и кооперативного имущества "расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не меньше 10 лет с конфискацией всего имущества".

 Амнистия в таких делах запрещалась.

 Летом 1933 года за данным законом было осуждено 150 000 человек. В частности, осуждали детей, которые пытались найти хоть какую-то еду.

 11 августа 1932 г. Сталин написал в письме к Л.Кагановичу: "...Самое главное сейчас Украина. Дела на Украине из рук вон плохи.  Если не возьмемся теперь же за исправление положения на Украине, Украину можем потерять. (.) Имейте также в виду, что в Украинской компартии (500 тысяч членов, хе-хе) крутиться не мало (да, не мало) гнилых элементов, сознательных и бессознательных петлюровцев.  Поставить себя целью превратить Украину в кратчайший срок в настоящую крепость СССР; в действительно образцовую республику. Денег на это не жалеть".

И начали «нетерять»:

 16.09.32 г. утверждена инструкция «по применению постановления ЦИК и СНК СССР от 7/VІІІ – 32 г. об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности». Инструкция имела абсолютно тайную часть («отдельная папка»), предусматривающую упрощенный порядок утверждения приговоров к расстрелу.

 22.10.32 г. решение Политбюро ЦК ВКП(б) о работе в Украине «чрезвычайной комиссии» во главе с Вячеславом Молотовим. Это  новые  репрессии против колхозного актива, партийных и советских работников. ЦК КП(б)У начал публиковать списки партийцев, директоров совхозов, председателей колхозов и уполномоченных по хлебозаготовкам, исключенных из партии и отданных под суд за невыполнение плана хлебозаготовок. Многие из этих людей просто пытались облегчить положение своих односельчан.

 30.10. 32 г. Вячеслав Молотов сообщал Сталину: «Пришлось жестко покритиковать (!) Украинскую организацию и особенно ЦК КП(б)У за демобилизованность в заготовках».

«Чрезвычайная комиссия» во главе с В.Молотовым с ноября 1932 г. по январь 1933 года выжала с крестьян еще около 90 млн. пудов. В  составе специальных бригад по извлечению зерна действовали 112 тысяч военных и особистов .

 5.11.32 г. Вячеслав Молотов и секретарь ЦК КП(б)У Мендель Хатаевич послали директиву обкомам партии, требуя от них срочных и решительных действий по выполнению закона от 7 августа 1932 года «с обязательным и быстрым проведением репрессий и беспощадной расправы с преступными элементами в правлениях колхозов». 

 18.11.32 г. ЦК КП(б)У при участии Вячеслава Молотова принял постановление «О мероприятиях по усилению хлебозаготовок». В частности, в отношении единоличников, не выполнявших план хлебосдачи, позволялось применять натуральные штрафы по мясозаготовкам в размере 15-месячной нормы и годовой нормы картофеля. И при том нужно было сдавать хлеб. Кулаков просто репрессировали по статье за «контрреволюционные преступления».

20.11.32 г. Совнарком УССР принял решение о введении натуральных штрафов: «К колхозам, допустившим хищение колхозного хлеба и злостно срывающим план хлебозаготовок, применить натуральные штрафы порядком дополнительного задания по мясозаготовкам размером 15-месячной нормы сдачи данным колхозом мяса как обобществленного скота, так и скота колхозников».

26.11.32 г. в прессе УССР напечатан приказ наркома юстиции и генерального прокурора УССР, в котором подчеркивалось, что репрессия является одним из мощных средств преодоления классового сопротивления хлебозаготовки. Разрешено применять беспощадные меры к кулакам и всем классовым врагам.

 27.11.32 г. в выступлении на объединенном заседании Политбюро ЦК и Президиума ЦКК ВКП(б) Сталин подчеркнул: «Наши сельские и районные коммунисты слишком идеализируют колхозы... Было бы глупо, если бы коммунисты, исходя из того, что колхозы являются социалистической формой хозяйства, не ответили на удар этих отдельных колхозников и колхозов сокрушительным ударом».

 1.12.32 г. Совнарком УССР запретил торговать картофелем в районах, злостно не выполняющих обязательств по контрактации и проверке имеющихся фондов картофеля в колхозах. В список попали 12 районов Черниговщины, по четыре района Киевской и Харьковской областей.

3.12.32 г. в ряде районов Украины запрещена торговля мясом и животными. 

 5.12.32 г. В. Балицкий издал «Оперативный приказ ГПУ УССР №1»: «основную и главную задачу – неотложный прорыв, разоблачение и разгром контрреволюционного повстанческого подполья, задачу решительного удара по всем контрреволюционным кулацко-петлюровским элементам, активно противодействующим и срывающим основные мероприятия советской власти и партии на селе».

 6.12.32 г.  постановление ЦК КП(б)У и Совнаркома УССР «О занесении на «черную доску» сел, злостно саботирующих хлебозаготовки».

 Архив 15.12.32 г. ЦК КП(б)У утвердил список 82 районов, куда прекращались поставки промышленных товаров ввиду того, что эти районы не выполнили план хлебозаготовок.

19.12.32 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР рассмотрели вопрос о хлебозаготовках в Украине. Они оценили ситуацию как неудовлетворительную и поручили «исправить» ее Лазарю Кагановичу и Павлу Постышеву как «отдельно уполномоченным». О том, какой стиль наведения порядка они исповедовали, ярко свидетельствует телеграмма, направленная Лазарем Кагановичем Сталину уже 21 декабря 1932 года: «Вечером 20 и 21 декабря на заседании Политбюро ЦК КП(б)У наметили ряд практических мер по усилению хлебозаготовок. В виду того, что значительная часть уполномоченных отсиживается, покрывает бездеятельность, а порой прямое предательство районных работников, разослали решительное предупреждение всем уполномоченным, а 10 наихудших сняли с работы и дело об их пребывании в партии передали в ЦКК.

Из десяти снятых 7 были посланы ЦК КП(б)У и 3 обкомами.  38 основных районов Украины должны еще дать 32 млн. пудов хлеба – свыше 40% оставшегося к заготовке без гарнца хлеба по республике. Еще 50 мощных районов должны дать около 30% оставшегося к заготовке хлеба. Из 38 основных районов – 21 в Днепропетровской и 15 в Одесской областях. На этих районах сосредоточиваем наше внимание. Подобрали еще 40 руководящих работников уполномоченными в эти основные районы, а около сотни крепких военных и харьковских работников им в помощь. Одновременно нажимаем на районы, где осталось выполнять немного». 

 Однако никакие мероприятия не помогли: к концу 1932 года план хлебозаготовок был выполнен лишь на 72%.

 31.12.32 г. ВУЦИК УССР и Совнарком УССР приняли постановление о введении единой паспортной системы в УССР и обязательной записи паспортов (прописке).

 19.01.33 г.  руководство СССР приняло решение о включении хлебозаготовок в состав обязательного налога, устанавливаемого государством. 

 22.01.33 г. Сталин и Молотов направили директиву партийным и советским органам, в которой подчеркивалось, что миграционные процессы, начавшиеся в результате голода среди крестьян, организованы «врагами Советской власти, эсерами и агентами Польши…).

 В связи с этим приказывалось органам власти, ГПУ УССР и Северного Кавказа не допускать массового выезда крестьян в другие районы. Соответствующие указания были даны транспортным отделам ОГПУ СССР.

 23.02.33 г. постановление Политбюро ЦК ВКП(б)  «О поездках по СССР иностранных корреспондентов», которым устанавливался порядок, «в силу которого они смогут разъезжать по СССР и посещать определенные пункты лишь по разрешению Главного управления милиции».  

10.03.33 г. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)  : «Предоставить право рассмотрения дел по повстанчеству и контрреволюции на Украине с применением высшей меры социальной защиты тройке в составе тт. Балицкого, Карлсона, Леплевского». Вместе с П. Постышевым В. Балицкий объехал голодающие районы Украины и применял на местах решительные и жесткие меры.  

УНІАН 15.03.33 г. Станислав Косиор в письме Сталину сообщает: «Всего по регистрации ГПУ на Украине охвачены голодом 103 района. Вряд ли эти цифры о количестве районов правильно отображают состояние дел».

 8.04.33 г. Совнарком и ЦК КП(б)У утвердили Временные правила трудового распорядка в колхозах, вводились карательные санкции (штраф до 5 трудодней, исключение из колхоза) за невыход на работу, запрещалась работа вне колхоза без разрешения его правления. Правление также могло регулировать длительность рабочего дня, отменять выходные.

7.06.33 г. после  обсуждений  «покаянного» письма на Политбюро ЦК КП(б)У в рабочем кабинете застрелился Н.Скрипник, однако борьба, со «скрипниковщиной» продолжалась.

 На протяжении только 1933 г. с аппарата Наркома образования было «вычищено» 200 «националистических, враждебных элементов», а в областных управлениях народного образования по политическим мотивам заменено 100% руководства, в районных 90%. Все они были подвергнуты различным формам репрессий. 4000 учителей были освобождены из школ Украины как «классово враждебные элементы».

18-22 ноября 1933 г. Объединённый Пленум ЦК и ЦКК КП(б)У, на котором П. Постышев подчеркнул, что колхозы в Украине сделаны большевистскими.  Архів 21 ноября 1933 г. корреспондент английской газеты «Манчестер Гардиан» писал: «Если речь идет о голоде, то ни один честный наблюдатель, смотрящий открытыми глазами, не может утверждать, что в селах, которые я посетил, есть теперь голод, но не будет и отрицать, что голод был, причем немалый, преимущественно в апреле и мае... Можно смело сказать, что ни одна провинция... не потерпела настолько, как Украина и Северный Кавказ». Украинская политическая эмиграция еще в конце 1932 г. забила тревогу в средствах массовой информации. Особую роль играла пресса Галичины, в которой печатались свидетельства беглецов из подсоветской Украины. Львовская газета «Новая заря» в статье «Уничтожают украинскую нацию. Встанем на защиту!» отмечала: «Восточная сторона Збруча похожа на настоящую военную линию, за которой физически истребляют наш народ до самого корня).

24 июля 1933 г. Украинский греко-католический Епископат галицкой церковной провинции в деле событий на Большой Украине обратился с воззванием «Ко всем людям доброй воли!», в которой, в частности, отмечалось: «На вид таких преступлений немеет человеческая природа, кровь стынет в жилах... 
Больше читайте здесь: http://ru.tsn.ua/ukrayina/golodomor-kak-eto-bylo-foto.html