О ПРИВРАТНИКАХ, ОТКРЫВАЮЩИХ ДВЕРИ...
                         
 
 

 
Сегодняшний мир, каким сотворили его люди – это самый тяжелый, неприятный и злой мир из всех, которые существуют во Вселенной. Говорю об этом совершенно отрешенно - просто констатирую факт. По сути, это ад. Здесь все неественно и алогично. Здесь люди не любят и не уважают друг друга. 
 
Чаще всего подобное происходит от усталости и вымотанности. Людям некогда не то что разговаривать, а даже и смотреть друг на друга. В США давно уже внедрили «модульный метод общения», когда люди, идя на контакт, замечают в собеседнике только нужное, но не видят его целиком как человека. Психолог Луи Верезаявляет: «Нам необходимо поддерживать частичные и поверхностные контакты с некоторыми людьми вместо того, чтобы вникать в характерные особенности каждого встреченного человека».1
 
«В результате применения модульного принципа к человеческим отношениям, - пишет А.Тоффлер в книге «Футурошок», - мы создали свободную личность: Модульного человека. Вместо того, чтобы быть захваченным человеком полностью, мы вникаем только в модуль его личных качеств… В отличие от личности в целом, модули… могут быть взаимозаменяемыми… У нас нет… необходимости вникать в другие модули.., что образуют его характер. Наши отношения ограничены… трудности возникают лишь тогда, когда кто-либо из них переступает черту и пытается войти в контакт с другими, не относящимися к делу модулями».2
В результате таких искусственных, почти полностью обесчеловеченных отношений, жизнь искажается, связи между людьми угасают. В этом мире педагоги не могут воспитывать детей, одноклассники ненавидят друг друга, старики становятся никому не нужной обузой. 
 
Переезды разрушают общество. Теряются друзья и родственники. Меняются адреса. Исчезают и появляются фирмы-однодневки. Нет ничего постоянного. Временность стала нормой. Люди не успевают восполнять свои знания, которые устаревают со страшной скоростью. Постоянное обучение отнимает массу сил. Те, кто не в состоянии учиться – становятся полностью дезориентированными и вместе со старыми вещами сдаются в утиль. 
 
Рекламщики, истязающие мозги людей совершенно ненужной информацией, получают деньги за обдумывание способов, какими можно втиснуть в голову индивидуума, как можно больше ненужных сообщений в отдельно взятый момент времени. Они уплотняют человеческую память, сжимая информацию, памятуя о том, что человек за день слышит примерно 560 рекламных сообщений, а замечает только 76 (блокируя 484). Благодаря специалистам по рекламе, слушатель воспринимает гораздо больше информации, чем думает. 
 
Люди постоянно вникают в ненужную информацию и потому не могут полноценно общаться со знакомыми и родными. Они чувствуют себя изнуренными. Да и какими же им еще быть? Вопрос: для кого построен этот мир? Кому он нужен? Почему все в нем несчастны?
 
Однажды Артур Шопенгауэрсказал о нашем мире, что он – «худший из миров». Если бы этот философ из своего, сравнительного тихого, 19 века попал в наш 21-й – он сошел бы с ума от умственной перегрузки. Из-за того, что люди сегодня перегружены во всех смыслах – они потеряли силы для того, чтобы осознать необходимость духовного развития. Современное человеческое устройство погружает людей на самое дно материального. 
 
Ненормальное ускорение, навязываемое «сверху», поток искусственных образов и информацииподавляет человека и делает его кретином, погруженным в ступор созерцания образов и потребления информации. Если человек пытается разорвать этот порочный круг – начинается сенсорное голодание и ломка, как у наркомана, у которого отняли наркотик. На наш земной мир сегодня можно повесить табличку: «Оставь надежду, всяк сюда входящий!»
 
Но всегда были люди, знающие, что «этот поезд идет к разрушенному мосту» и, при первой представившейся возможности, они старались спрыгнуть с него. Не буквально, конечно. Просто они переставали играть по правилам искусственно сконструированного мира, который назвали «Глиняным Болваном», и тем самым обретали свободу от этого мира.
 
Сегодня нам говорят, что человек – это «куча организованной пыли», что это – «машина» или даже – «животное». Да. Человек может быть только животным, если он живет животным умом, то есть, инстинктами. Человек может быть только машиной, если живет только умом. Но человек может быть и чем-то выше этого. Человек – духовное существо. Здесь все дело в идентичности. С чем себя идентифицирует человек – тем он и будет. Если он думает о себе, как о машине, говорящей голове, в которой нет души – он и будет говорящей головой. Если он просто «куча организованной пыли», - он останется этой «кучей», которой правят инстинкты. Таких - большинство. 
 
Инстинктивного человека всегда мотивируют какие-то подозрительные личности. Инстинктивный человек постоянно нуждается в мотивации, идущей из некоего «авторитетного» источника. У него нет своих намерений. Его легко «мотивировать». Для этой цели работают огромные отрасли, заинтересованные в создании «правильно мотивированного человека». Специалисты, работающие в этих отраслях, знают, как правильно мотивировать. Они знают, как надо обращаться к человеку. Их собеседник – это «тварь» в человеке – его животная сторона. То есть, инстинкт.
 
Его суть – нищета. Он всегда хочет жрать. Ему всего мало. Человек, подгоняемый инстинктом, всегда будет поглощать: дома, машины, женщин (мужчин), пустые пространства, отели, пальмы. Он всегда будет потреблять так, как его учат гламурные «дискурса». Он всю жизнь будет, бежать за призом, который, на поверку, окажется морковкой, привязанной хитроумным хозяином жизни, перед мордой осла (это к вопросу о мотивировании ослов). До духовности ли ослу, бегущему всю жизнь без отдыха за своей мифической морковкой? Он и по ту сторону жизни будет пытаться бежать за ней по привычке. 
 
 
«С ним поступят в соответствии с господствующим состоянием его сознания, в котором есть много градаций, - говорил японский буддистский жрец Тамоора Хидейеру о судьбе человека, одержимом материальностью.
 – В лучшем случае он… мгновенно родится заново. В худшем – его ожидает состояние «авитчи» (ад). Человек, - говорил буддийский монах, - не обязательно должен становиться аскетом. Он должен только приблизиться к духу».
 
Сегодня следовало бы сказать по-другому: человек должен хотя бы предполагать существование духа. Он может не верить в него, но он должен сохранить в себе хотя бы место для сомнений. И он может попытаться однажды, хотя бы на мгновение, приоткрыть дверь храма.
 
Храм – это внутреннее духовное пространство. Кто-то подводит человека к храму, а любопытство заставляет его приоткрыть дверь и заглянуть внутрь. Это простое действие навсегда устанавливает связь между человеком и храмом. И это будет единственным правильным и истинным действием в жизни человека, которое скажется по ту сторону физического бытия. Всё остальное будет не нужно и бессмысленно. Так открываются двери духа. Их просто открывают.
 
Тамоора Хидейеру говорил, что в течение физической жизни человек должен тренировать свой дух, чтобы впоследствии он не повернулся к нему своей неумолимой и бесчеловечной (кармической) стороной. Дух надо тренировать так же, как физическое тело.
 
Когда нетренированный человек только приоткрывает дверь храма, но не входит в него, тогда в его самосознании останется только это краткое мгновение. Мгновение открываемой двери и ничего более. 
 
Все дело в том, что «трусца за морковкой» совершается инстинктивно, а инстинкты действуют во сне. Их подталкивает нищета. Дух в этом не участвует. В памяти же духа остаются лишь краткие мгновения, которые В.Зеландназывает «единством ума и души».
Такое единство – чрезвычайно редкое явление в современной жизни человека, который хронически страдает от разлада ума и души. Но бывают мгновения восторга, удовлетворения и счастья, не связанные с телесным удовлетворением. Такие ощущения выразил Шиллер в «Оде к радости», воскликнув – «Обнимитесь, миллионы!», и затем Бетховен, когда писал на эти стихи финал своей девятой симфонии. В такие мгновения люди переживают единство ума и души. Это и есть миг духовной жизни, когда дверь храма вдруг распахивается и человек видит божественный волшебный мир. Это вИдение свойственно поэтам и художникам, ученым и артистам – всем творческим людям, не заинтересованным в обогащении. В этот миг к ним приходит вдохновение и знание. 
 
Но что будет, если человек только приоткрыл дверь храма, но не вошел, не заглянул? «Если вы, - сказал Тамоора Хидейеру, - на мгновение заглянув в жилище духа, таили в своем сердце гнев, тогда ваша будущая духовная жизнь будет печальна. В ней нечего будет воспроизвести, когда вы в порыве гнева открыли дверь. В этом случае вам придется открывать и закрывать дверь храма снова и снова и время, которое уйдет от вас на это закрывание и открывание двери, покажется вам вечностью!»
 
Наша жизнь на земле – это запись неких следов, которые после смерти мы будем повторять снова и снова. Бег за морковкой останется в темноте, поскольку бег этот был бессознательным, а воспроизводству подлежит только то, что совершается в духовном состоянии – в состоянии единства ума и души.
 
Это состояние сродни яркому факелу, который вдруг освещает темное пространство. Когда этого факела нет – все погружается во тьму. Единство души и разума, воспламеняющее факел внимания, можно назвать «чистым намерением»,свободным от какого-либо личного чувства. Открывание двери, как таковое, свободно от личного чувства – это просто действие. Но гнев не позволит пойти дальше. Поэтому чистое духовное действие обернется только открыванием двери. 
Такова была судьба апостола Петра, остановившегося у врат рая с ключами, но не переступившего его порога. Такова была судьба Моисея, которому боги запретили вход в землю обетованную, то есть, в храм духа.
 
«Чистое намерение, - говорит В.Зеланд, - это единство желания и действия при отсутствии значимости».3 Это значит, что человек, открывая дверь храма, должен сохранять равновесие. Но прежде следует его достигнуть. Это очень трудно в наше время, когда все стремиться разрушить спокойный гармоничный мир.
 
 Главное, что мешает достигнуть уравновешенности – это та самая «морковка», за которой человек гонится всю жизнь. «Морковка» – это слабость любого человека. Это самое уязвимое его место, которое делает человека злым, пустым, больным и слабым. «Морковка» концентрирует в себе смысл человеческго бытия. Иметь «морковку» – самое важное в жизни. 
 
Сегодня к Богу людей не пускает именно «морковка». Она не дает войти в храм, потому что постоянно болтается перед «мордой» осла. Все «маятники» мира, сосущие из человека энергию, делают ставку на «морковку». «Мир, - кричат они, - это скорость. Не сбавляй обороты! Не теряй времени! Все так быстротечно. Беги! Хватай! Вокруг конкуренты, которые стараются тебя скинуть с беговой дорожки! Не упусти! Это важно!» 
 
Крик мира возбуждает эмоции. А эмоции порождаются отношением. Поэтому первое, что следует сделать, это изменить отношение к происходящему. Эмоции – это волны, которые мешают человеку видеть лик Бога. Их надо утихомирить, иначе жизнь будет наполнена только пустыми делами: вы будете открывать и закрывать дверь, ведущую в храм и это будет вашим единственным достижением в жизни.
ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ                                           20.11.14
____________________________________________
1 – А.Тоффлер. Футурошок
2 – Там же.
3 – В.Зеланд. Пространство вариантов. М.2013, С.117
 
 
 
 
 
                        
                     
                    
                    
Комментарии