Шаг вперед, два шага назад?

                     

Фактически Альянсу не нужно членство Украины для того, чтобы оказывать ей реальную помощь.

Публичное заявление президента Украины Петра Порошенко о том, что Киев не присоединиться к НАТО в ближайшем будущем произвело определенный фурор, однако не выбивается из логики развития украинского кризиса. Пассаж главы украинского государства был обоснован тем, что такой шаг в настоящее время «нецелесообразен» и не имеет под собой реальных причин.

Юридически Украина и так не может стать членом Альянса, поскольку имеет спорные вопросы по территории. Сюда относятся Крым и «народные республики» Донбасса. Поэтому вопрос членства Украины в НАТО пока серьезно не рассматривается. Об этом же украинским представителям, начиная от советника президента Юрия Луценко и заканчивая самим президентом, твердят на многочисленных открытых и, наверняка, закрытых встречах. Показательным примером отчасти может служить результат поездки украинской делегации на саммит НАТО в Уэльсе в этом году. По результатам киевляне заявили, что НАТО готово оказывать всемерную поддержу Украины для проведения АТО на Донбассе. Однако затем руководство Альянса быстро дезавуировало данные высказывания. Даже несмотря на то, что потом страны НАТО пошли на поставки нелетальных военных грузов на Украину, а государства бывшего «Варшавского договора» начали наполовину тайно поставлять на Украину законсервированную бронетехнику, официально НАТО продолжает оставаться вне схватки и над процессом украинского урегулирования, дипломатически, разумеется, поддерживая правительство в Киеве.

Фактически же Альянсу не нужно членство Украины для того, чтобы оказывать ей реальную помощь. Так, как уже отмечалось, по сообщениям украинских и зарубежных экспертов, близких к Львовскому бронетанковому ремонтному заводу и Харьковскому заводу имени Малышева, Киев активно наладил поставки законсервированной техники советских времен из стран Восточной Европы.

Кроме того, обмундирование сил АТО, как и добровольческих формирований, практически полностью состоит из «спонсорских пожертвований» и «гуманитарной помощи» из стран НАТО. Примечательно, что к такому же формату сотрудничества с НАТО вел Украину бывший президент Виктор Янукович – без членства, но с тесным взаимодействием. После получения статуса партнера США вне НАТО Украина фактически перешла к форме наиболее тесного сотрудничества без вступления в организацию.

Кроме того, Порошенко не хочет раздражать Россию, которая идет на сотрудничество с Киевом в газовом, угольном и ряде других вопросов. Вступление в НАТО – «красная тряпка» для Москвы, которая может спровоцировать еще один виток напряженности. С учетом принципиальной позиции Москвы Киев может получить новые очаги напряженности и возобновление наступления ополченцев, что при слабой подготовленности украинской армии к зиме может статья для украинских Вооруженных сил катастрофой.

Во внутриполитическом контексте заявление Порошенко может наделать ему массу проблем. Во-первых, президент занял традиционную для глав украинского государства позицию лавирования между международными центрами силы. Значит, что он будет испытывать давление от радикальных сил справа и слева. В частности, со стороны премьер-министра Арсения Яценюка, который становится более евроатлантически ориентированным политиком.

Во-вторых, отказ от евроатлантической интеграции – это отказ от своих слов. Ведь ранее Порошенко подтвердил озвученный «майданом» курс на интеграцию в ЕС и НАТО. После выборов это менее опасно, чем до них. Однако может укрепить электорат во мнении, что президент – «предатель интересов майдана».