Признания армянской элиты

На модерации Отложенный

По древним историческим представлениям , считающаяся истинной родиной армян, Великая Армения находится за пределами России, а еще точнее, располагается в Малой Азии. А что касается армян , проживающих в Нагорном Карабахе, то одна часть из них являются аборигенами, то есть они из рода древних албанцев, сумевших сохранить свою исконную религию- христианство. Другая часть – это иранские и турецкие беженцы, которые спасаясь от преследования и нападок, нашли убежище на территории Азербайджана.

В. Ишханян «Кавказские народы» Петроград 1916 год с.18

Если бы не «Туркменчайский договор» 1828 года, если бы не Грибоедов и Абовян , если бы не русские солдаты , то сегодня не было бы тех сотен армянских очагов, которые со временем превратились в современные города и сёла….. Лишь в последние десятилетия (60-70-ые годы ) на Родину переселились более 200 тысяч армян

Зорий Балаян «Очаг» с.120,192, 273

Представители «Дашнакцутюнской» партии, собирая вокруг себя многочисленные добровольческие отряды, беспощадно изрубали женщин, детей, стариков и инвалидов на турецкой территории, где шла война.

А.Лалаян. О бойнях 1918-20-х годов. Журнал «Революционный Восток» №2-3 1936, Москва

После некоторого затишья снова увидел Шушу. В тюркском квартале города не осталось ничего , кроме груды камней. Все дома сожжены, а их хозяева убиты. Такая ситуация была и в тюркских кварталах Ханкенди….. В Баку армяне с помощью англичан захватили большой нефтяной город, где истребили 25.000 человек тюркского населения

Из воспоминаний Оганеса Апресяна. Леонард Рамсден Хартвилл. « Таковы люди. Азербайджанские события 1918-22 –х годов в воспоминаниях одного армянина». США. Индиана-полис, издательство «Боббс Мерил компани» 1928 год

«Дашнакские агенты армянского правительства стараются присоединить Карабах к Армении. Это, означает лишение Карабахского населения жизненного источника в Баку и привязывание к Еревану, с которым их никогда и ничто не связывало. На пятом съезде армянские крестьяне приняли решение признать Азербайджан и присоединиться к нему»

Анастас Микоян 22.05.1919- из письма адресованного Ленину.

Одна из причин возникновения противоречий между турками и армянами заключается в беспощадной жестокости армянских шовинистов, направленной против гуманизма, заботливости и патриотизма азербайджанского и турецкого народов.

Американский армянский писатель Л.З.Сурмалиян
Из книги «Я обращаюсь к вам, дамы и господа»

Армянский писатель В Папазьян а начале ХХ века, представляя сведения о развитии армян, пишет «Армянский народ был совершенно невежественным, неграмотным, диким и прежде всего несознательным. Люди в основном занимались грабежами и разбоем … они подобно северным дикарям жили охотой»

Степан Шаумян . Избранные произведения .Том 1, с.390

На одной из больших эпитафий внутри Гандсазарского Собора написано «Я, Гасан Джалал…. Царь Албанский, построил Ганзарский собор по настоянию албанского патриарха-каталикоса Нерсеса для моего албанского народа »

И.А.Орбели « Надписи Гандзасара » Петроград 1919

Русские чиновники , создавшие армянскую провинцию на территории Азербайджана, руководствовались указом Сената Царской России от 21марта 1928 года .В нём говорится: «Силою трактата с Персией, заключенного 10 февраля 1828 года, присоединение к России Ханство Нахичеванское повелеваем во всех делах именовать отныне областью Армянской.»

Центральный Государственный Исторический архив Российской Федерации, фонд 880, опись 5, дело 389 ,лист 18 об.

Армянский ученный С. Заварян утверждал, что во время истребления азербайджанцев в 1905 году, в Шуше были сожжены 12, в Джаванширском районе-15, в Джебраиле-5, в Зангезуре -43, всего 75 мусульманских тюркских сёл.

С Заварян. Экономические условия Карабаха и голод 1905-1907гг. Перевод с армянского ,Санкт Петербург (Спб),1907,с.61

Любимый писатель современных армян Раффи (Акоп Мелик Акопян) в произведении под названием «Самвел» говоря об истории армянского этноса , признает следующее :» Наша сухая история предоставляет историку слишком мало сведений. Наша литература не смогла уйти дальше церковных писаний»

Раффи (Акоп Мелик Акопян) Самвел. Издательство Анастап, Ереван ,1971, с.16

Бывший одним из главарей армянских дашнаков А. Амирян писал, что «только в Ереванской губернии дашнаками были разорены 200 азербайджанский сёл»

Бакинский рабочий 28.05.1918 год

Интересовавшийся прошлым армян историк Каракашян, писал, что «нет сведений о прошлом армян, которое можно было бы считать историей или же летописью»

Каракашян. История восточного вопроса. Лондон 1905 год

Это подтвердил и армянский автор Маргосян. Он в своем исследовании, посвященному состоянию османских армян в конце ХIХ века, пришел к такому заключению, что в «провинциях, которые называли армянскими провинциями, проживали около 800 тысяч армян».Отсюда можно придти к весьма интересному выводу. Так, о времени вымышленного армянами геноцида армян, то есть до 1915 года численность армян в данной области от силы могло возрасти на 100 тысяч человек. В таком случае, разваливается утверждение о геноциде приблизительно 1,5 миллиона армян.

Маргосян С.С. Западная Армения в конце XIX века, с.322

С антропологической точки зрения, большинство армян являются брахицефалами, то есть короткошейными и плоскоголовыми. В сязи с этим мнением, армянский историк Капанцян отметил, что «тип арменоида» обладает следующими характерными чертами : голова плоская (короткая) или же приподнятая , с задней стороны имеет плоскую форму с наклоном вниз, лицо продолговатое и несколько широкое, нос аморально большой, крупный, часто искривленный (подобно клюву орла ) и выпирающий за линию лица, структура тела не пропорциональна, но среднего роста.

Капанцян Гр.Хайаса – колыбель армян, с.17

Моисей Хоренский писал , что «древняя Армения обладала способностью на высоком уровне ассимилировать те племена, которые прибывали на ее территорию. Это подтверждают и лица, вышедшие из многочисленных племен, которые в разное время пришли в эту страну. Из их числа вышли многие великие государственный деятели и великие цари ,я уже не говорю о просветителе Армении, выходце из Парфии, святом Григории, сыне Анака».
Как видно, и основоположник армянской религии выходец из Парфии, то есть является лицом тюркского происхождения.

История Армении Моисея Хоренского .М,1893.с.221.

Автор ХIХ века Ленорман, ссылаясь на убедительные факты, в основном согласившись с идентичным мнением Генриха Роулинсона, писал, что «язык Урарту не имеет никакого родства с нынешним языком хайаса. Выходцы из Фригии хайасы постепенно, завладев горнами территориями к востоку от нее, вытеснили большую часть древних урартинцев, а оставшую часть «переварили», заменив их именами, язык, веру и легенды своими »
Эту мысль подтверждает и армянский автор Вермишев.

Вермишевъ Х.А. Материалы для истории грузинских отношений. СПБ.1904. с.69

Современный армянский ученый А. Периханян, подтверждая эту мысль, пишет, что «в те времена храмовая проституция являлась церемониальным обычаем , в котором участвовали все слои общества, начиная с аристократии и кончая рабами (1)
Другой армянский ученый Капанцян отмечал и другую черту армянских царей в древние времена,которая приравнивалась проституции.Он писал «Царь Хайасы женился на родной сестре »(2)

1.Периханян А.Г.Храмовые объединяния Малой Азии и Армении.М.,1959,с.129
2.Капанцян Г.Хайаса.,с119

И армянский ученый Хачатрян отмечает господство данной традиции среди армянских царей еще в начале христианского летоисчисления.

Хачатрян А. История Армении в клинописный период. Эреван,1933,с.49.

Капанцян тоже подтверждал , что в церкви Анаит «оказывали услуги церковные проститутки-хиэродулы»

Капанцян Г.Хайаса,с.86

Надо отметить, что в армянских фамилиях слишком мало слов армянского происхождения. Эту мысль подтверждает и армянский ученый, специалист в данной области Аветисян. Он пишет «Лишь 26,3% армянских фамилий образовалось на основе оригинального армянского языка, а из оставшихся 194-фарсидского,113- турецкого,111-арабского,60-греческого,54- еврейского происхождения, еще 44 фамилии взяты из других языков»

Аветисян Т.М. Армянские фамилии (на армянском языке) Ереван, 1987, с.112-114.

Хайский ученый Х.Абовян писал : Мне не известен ни один современный язык , который настолько бы отличался от древнего, насколько отличается армянский язык от древнего армянского языка…. Ни один язык не был для меня настолько трудным (речь идет о гробари). Автор этих слов свободно владел шестью языками. Затем он так объяснил причины, создающие подобные трудности : «все понятия, структура слов, даже отдельные слова не соответствуют современному способу выражения и толкованию»

Хачатурян Абовян.

Армянский ученый Капанцян писал, что: я не сомневаюсь, что в древние времена как это было отмечено мною, во главе движения хайса в южном и юго-восточном направлении стояли скифы (саки), киммерийцы. Армянская народная легенда о первом армянском царе Паруйре из сакского рода полностью подтверждает мое предположение(1).
Известный армянский ученный, доктор юридических наук Агаси Есаян в очередной раз , подтверждая вышеуказанные, писал, что «для внесения ясности в этот вопрос скажем, что в международной политике до 1917 года, когда у поминалась «Армения », то имелось виду только лишь «Турецкая Армения » (2)

1.Канапцян Г.Хайаса, с.149
2.Агаси Есаян. Армянский вопрос и международная дипломатия.(на армянском языке), Ереван,1965,с.24

На самом деле название «Хайастан» возникло в 20 года ХХ ВЕКА и ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ НЕ КАК НАЦИОНАЛЬЫЙ ИЛИ ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, А КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРМИН. Канапцян, критикуя другого армянского ученого А. Хачатряна, писал , что «А. Хачатрян в книге «Армянская история в период письмен «михи» повествует о связях страны Хайасы с армянами. Но сравнительный анализ его Хайасы с армянским термином Хайастан (Хайас+тун) (дом), то есть «дом хайасов) показывает, что в противовес армянским грамматическим нормам он является открытой аккомодацией, ложной этимологией.

Канапцян Г.Хайаса,с.163

Канапцян писал, что в «связи с хай-армянами , не отрицая факт некоторого культурно-бытового и этнического влияния и авторитета фригийцев, нет достаточных сведений о формировании армян из этих пришлых фригийских племен, об их политическом и культурном руководстве, о родстве их языков и о том, что именно этими фригийцами было принесено из Балкан название этноса «армин».

Дьяконов И.М. Предыстория…

Моисей Хоренский писал , что «как ив настоящее время , в прошлом хаи не питали никакого интереса к наукам , к передающимся по устам песням. Поэтому излишне говорить о слабоумных, невежественный и диких людях»

История Армении Моисея Хоренского.М…,1893, с4.

В VII веке д.н.э древне – тюркского происхождения – кемерийцы (киммерийцы),следуя из северных степей Черного моря, пришли на Кура-Араксинскую низменность и территорию сегодняшней Армении. Не случайно , как это признают и армянские источники, что на территории нынешней Армении а 29 памятниках (11 из них мест проживания ) обнаружены предметы принадлежащие скифам (сакам). Это факт , что территория нынешней Армении полностью относилась к царству Саков. Армянский автор С.Еремян писал , что племена саков захватив Кура-Араксинскую низменность , вытеснили оттуда киммерийцев , перешли на Араратскую долину , а оттуда- к басейну озера Урмия.(1)
По Канапцяну, саки возглавляли движение на юге и юго-востоке страны «Хайаса»(2).Известный грузинский ученый Г.А. Меликишвили еще более развивший эту мысль и подтвердивший принадлежность территории нынешней Армении древнетюркским землям, писал, что « нахождение предметов скифского типа в районах Еревана и Севана ( до 20-х годов ХХ века в армянских источниках название этого озера отмечалось как есть тюркским словом Гёйча — А.М) указывает на проживание на этих территориях киммерийцев и саков.(3)

1.Еремян С.Т. Нашествие киммерийцев и скифских племен и борьба Урарту и Ассирии против кочевников.-«Историко-филологический журнал», 1968,№2. с.93-94
2.Капанцян Г. Историко-лингвистические работы к начальной истории армян — Древняя Малая Азия. Ереван,1956,с.150
3.Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии…,с.225

Как известно, царство Саков охватывало территорию Северного Азербайджана и нынешней Армении (Западного Азербайджана). Значит, первым государственным образованием на территории Армении являлось царство Саков- государство древнетюркского происхождения.
В БИБЛИИ данное царство называется «Ашкеназ». С этим связано и сведение армянского историка V века Корйона «Хаи из рода Ашкенази (скифов)».Эту мысль подтверждает и Канапцян.

Канапцян Г. Хайаса.,с.151

Моисей Хоренский писал об армянах (то есть называющих себя «хай»ами), что «мы (то есть хайи) малый, малочисленный , слабый и во многих случаях, живущий под чужим господством , народ»

История Армении Моисея Хоренского. М., 1893, с.4

По признанию армянского ученого Хованнисяна , « за исключением короткого периода в древние времена, земли, простирающиеся от Киликии до Кавказа , никогда не принадлежали армянам»

Richard G.Hovannissian. The republic of Armenia. Lps-An-s. vol.2, p 332

В книге «Истороя армянского народа» отмечено, что «еще никто ничем не доказал, что Тигран, Арташес, Артавазд и другие являлись армянами »

История армянского народа …,с.80

Известный армянский ученый В.Ишханян тоже признал, что на территории Западного Азербайджана исторически не существовало армянских государств. Он писал, что «армяне расселились в различных частях Кавказа лишь в течении последних веков»

Ишханян Б. Народности Кавказа (Статистически-экономическое исследование), Петроград,1916, с.16.

Территория Армении еще более расширилась во времена местного правителя ТигранаII. Армянский автор Микаэлян пишет, что «большинство войн, которые вел ТигранаII, носили захватнический характер»

Микаэлян Г.Г. История Киликийского армянского государства. Эреван, 1952, с51

Для подтверждения собственных предположений об империи созданной ТигранаII, Микаэльян приводит в качестве примера мнение Сталина: «Государство (империя) ТигранаII соответствует следующему выражению Сталина ,что «оно не обладало собственной экономической базой и представляло собой временное, слабое военно-административное объединение, а также конгломерат племен и народов, живущих своей жизнью и обладающих своими языками»

Микаэлян Г.Г. История Киликийского армянского государства.Эреван,1952,с.31-32

Видный армянский ученый Ишханян, приглашая заблудших армянских писак на правильный путь писал, что « в дневнеисторическом смысле, истинная родина армян — «Великая Армения» располагалась в Малой Азии, то есть за пределами России (здесь именуется в виду царская Россия — А.М)»

Ишханян Б, Народностиююю, с.18

Тацит писал , что «армяне своим двуличным поведением приглашали вооруженные силы то одной , то другой стороны, по состоянию своих земель, схожести характера они близки к парфянам, смешались с ними брачными связями, свобода им чужда, они более склонны к рабству»

Тацит Корнелий. Сочинения. .2, СПБ,1887, с.395-396

Моисей Хоренский писал ,что назначенного в 1веке правителем западной части Армении звали Горк. Перечисленные в произведении Моисея Хоренского все названия провинций Армении и имена лиц, назначенных туда Тиридадом, имеют тюркское происхождение.


Моисей Хоренский, повествуя о назначении албанского государя Арана правителем территории, расположенной к югу от Куры отмечал, что в связи с передачей Кура-Араксинкая низменность Арану, все остальные правители его рода могли получить лишь провинции, расположенные на территории нынешней Армении. Очевидно, что провинции, расположенные на территории Армении, управлялись правителями тюркского происхождения. Несомненно и то, что эти правители являлись главами тюркских племен, проживающих на тех же территориях.

М.Хоренский .I I кн.Гл.8

Образованный в I I I веке д.н.э. в Южной Монголии союз племен Сюнну, в дальнейшем превратился в могущественное кочевое государство. В ходе внутренней борьбы Сюнну разделилась на две части, одна из которых еще в 1 веке , покинув свои места обитания , поселилась на исконно азербайджанской земле в Зангезурской области .
То что население Сисакана являлось саками тюркского происхождения , видно и из утверждения Степана Орбелиана ( X I I I век), что «сисаки являются предками не только сюннов, но и албанцев и , даже по сравнению с ними, являются более древними»(1)
Эта мысль еще раз подтверждается видным армянским историком Адонцом Геворковым. Он, ссылаясь на древние письменные источники , писал , что «несмотря на вхождение Сюника в состав Армении, они отличались стремлением к отделению. Это, прежде всего , нужно связать с этническими особенностями страны»(2)
Он отмечал , что «и Прокопи указывал , что сюниты , а точнее сюники являлись отдельным народом , не имевшим никакого отношения к фарсам-армянам »(3)

1.Степанос Орбелиан. Из истории рода Сисакан. Научный архив института истории АН Азербайджан.Инв.,1274.
2.Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана.М.1968,с.421.
3.Адонц Н. Там же ….,с221.

Моисей Хоренскй отмечал , что правители Сюника принадлежали не к хайской , а к Сисакской династии(1)
Надо отметить , что существовавшие на территории современной Армении как государство Саков, так и указанные в древних источниках государства, принадлежащие династии иранского происхождения Ервандов и династии тюркского происхождения Арташам , не являлись политическими объединениями , называвшими себя «хаями».С другой стороны , в древних греческих и армянских источниках тюрков представляли фарсами. Это признают и армянские авторы. Юзбашян писал, что «некоторые авторы , например Аристакес Ластивеверци , пытаясь придерживаться рамок классической лексики, называл тюрков фарсами»(2)

1.Моисей Хоренский .кн.1, гл12.
2.Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи багратидов и Византия IX-XI вв. М…,1988,с.217.

По словам армянского историка V века Фавста Бюзанда , армяне лишь чисто внешне приняли название «христианин », так как идолопоклонничество всё еще продолжает проявляться в разных сферах общественно-политической жизни.

Налбандян В.С.Армянская литература .М..,1976,с.18

К книге «История армянского народа» говорилось, что «несильное распространение христианства , его крайне нетерпимое отношение к другим идеологиям, оказала существенное отрицательное воздействие на развитие армянской культуры»

История армянского народа ., с.89

Армянский историк Фавст Бюзанд писал, что когда из-за внутренний распрей правитель из династии Аршаков Вараздат (374-380) бежал в Рим , страну возглавил Манвел Мамиконян .Когда сын Варазда Пап убил брата Манвела Мишеля, Манвел сказал ему : «Мы(то есть китайцы) не являемся вашими рабами, мы ваши друзья и даже выше вас. Так как наши предки были правителями страны китайцев (имеется в виду Китайский Туркменистан) и в результате распрей, возникших между братьями дабы ещо раз не допустить кровопролития между братьями, мы отдалились оттуда (то есть от Китайского Туркменистана), чтобы обрести покой и, придя сюда, поселились здесь (то есть в Армении)»

Фавст Бюзанд. Кн5,гл34

На территории Византии на армян смотрели как на носителей фактора нестабильности , как на занимающийся интригами ,беспорядками предательский чуждый элемент. Это подтверждал и видный армянский историк Г.Адонц. Он писал » Есть такая ценная информация о том, что один из близких приемников Юстиана отправил письмо правителю Ирана с обвинениями в адрес армянского нахарарства и армянской армии. Между нами , император писал, что армяне слишком ненадёжные и безбожные , они живут среди нас и занимаются интригами. Давайте условимся, я собираю своих армян, (то есть армян, живущих на территории Византии) и высылаю их в Тракию, а вы собираете своих( то есть армян, живущих на территории Сасанидского государства) и высылаете их на Восток. Если они там погибнут, значит, погибнут враги, а если убьют, то убьют наших врагов, и мы будем жить в мире и покое»

Адонц Н.Армения в эпоху Юстиана.М.1968, с 206-207.

Интересно, что армянские историки остерегаются много писать о Мамикунских полководцах. Эти полководцы, хоть и погибали в борьбе за Армению, но оставаясь высокомерными, считали себя выше династии Аршака. Не случайно, что армянский учёный Юзбашян писал : «Вардан Мамиконян отвернулся от христианства»

Юзбашян К.Н.Армянские государста эпохи багратидов и Византия I X –Х I вв.М,1988

Халиф Абдул Мелик , упразднив албанскую церковь, подчинил албанцев-христиан армянской церкви и армянскому католикосу. С этого времени начался процесс системного уничтожения древнеалбанской культуры армянской церковью. Это подтверждает и армянский автор Тер-Григорян. Он писал , что «произведение Моисея Каганваци (албанского историка) не дошло до нас в полной мере. Армянские монахи , занимавшиеся переводом данного произведения на армянский язык, по распоряжению армянских католикосов допустили уйму искажений»

Тер-Григорян. Борьба Арцаха с арабскими захватчиками в 1Х веке.Б,1942,с 42

Известный немецкий ученый Адам Мец писал, что «армяне являются самыми плохими рабами среди белых. У них изящная фигура, но безобразные ноги, у них нет ни стыда, ни совести, среди них сильно распространено воровство, у них грубый характер и язык. Если ты оставишь армянского раба, хотя бы на час , без работы, то его природа сразу вовлечёт этого раба в плохое деяние. Он хорошо работает лишь из-под палки и под страхом. Если ты увидишь его отлынивающего от работы, то это отнюдь не от усталости, а просто это доставляет ему удовольствие .В этот момент ты должен взять палку, поколотить его и заставить его сделать необходимую тебе работу»

Адам Мец. Мусульманский ренессанс.М,1973, с144.

Моисей Хоренский писал, что армянская церковь в 704 году во время подчинения себе албанской церкви с помощью арабского халифата, полностью уничтожила все, что было написано на албанском языке про албанскую историю.

Моисей Хоренский. История Агвании.Кн 1, гл.12

С точки зрения военного и финансово-экономического управления, на территориях, захваченных Византией, были созданы административные единицы, называемые фемами. Юзбашян писал, что » с установлением структуры фемов «Великая Армения» стала частью Иверии»(1).Исходя из этой мысли , становится ясным, что малая территория стала частью большой территории , т.е. «Великая Армения»,о которой армяне говорят с пеной у рта, н самом деле занимала не такую уж большую территорию. Поэтому её включили в состав Иверии. Юзбашян, внося ясность в этот вопрос , на другой странице отметил, что территории, расположенные на западе реки Тигр назывались Малой Арменией, а на востоке назывались «Великой Арменией»

1. Юзбашян К.Н. Армянские госудасртва … с.195
2. Юзбашян К.Н. Армянские госудасртва … с.22

В эти времена среди армян были и случаи ганибализма (людоедство).По сведения армянских источников, армяне занимались продажей плоти своих соотечественников. Примерно 326-408грамм человеческой плоти продавали за 100 декан. Армяне продавали человеческую плоть даже в консервированном виде.

Армянские источники о монг…. с.27

Армянские историки, раздувая факт убийства полководца Эльханидов Гуйсума и его братьев во время нападения в 1308 году султана Мухаммеда Худабанди на город Сис, говорили о совершенном якобы массовом истреблении армян.

Бабаян. Л.О. Социально-экономическая и политическая история Армении XIII -XIV веках. М.,1969,с.168

Спустя несколько столетий после этих событий, армянский писатель в связи с этим писал,»истинное спасение должно начаться изнутри , потому что мы больны изнутри».

Ованес Туманян. Избранная проза.Эреван,1977,с.201

Если говорить словами Левона Саркисяна, армянский крестьянин, проживающий в Турции, в отличие от проживающего в Александропольском уезде, не мог жаловаться на безземелье.
Потому как, здесь у каждого армянина , по степени возможности, был свой земельный участок.

Левон Саркисян.Визит в Турецкую Армению( на армянском языке),Ереван,1980, с.71.

Разоблачивший деяния армянских клерикальных реакционеров и американских миссионеров в Турции, М.Налбалдян а 1861году писал : армянский католический духовный пастор Гасунян, обещая армянам живущим в провинциях , предоставление французским правительством покровительства, организовывал восстания. Наряду с этим и американские миссионеры занимались серьезной деятельностью

Налбалдян М.Сочинения т.2,М.,1947,с.357.

Спустя год после оливкового восстания, то есть в 1863 году армянский историк Степан Папазян писал, что русские армяне не имели даже одной четверти той свободы, которой обладали турецкие армяне. Наша нация, удостоена привилегиями, предоставленными свободомыслящим, доброжелательным Османским государством и не прислушалась к лживым и обманчивым условиям русских. И мы счастливы, что большая часть нашей нации является поданными Османского государства. В результате этого наша нация будет в безопасности и проживёт долгую жизнь.

Папазян. С.Учебник национальной истории. Константинополь,1863.

Армянский историк Микалян, действительно, был прав, когда пришел к выводу, что «политика европейских стран новый эры подобна политике захвата крестоносцев средневековья, а также дипломатия могущественных государств во времена империализма подобно дипломатии папы во времена крестовых походов, принесли армянскому народу лишь несчастья и страдания»

Микаелян Г.Г. История Киликийского гос….,с138

Мысли одного автора опубликованные в статье газеты «Голос», вышедший в Петербурге , дают информацию об опасных и коварных планах армян Османского государства. В статье говорилось : «Запасы холодного и огнестрельного оружия армян, проживающих в Эрзеруме достаточны. Поэтому у них в настоящее время к туркам совершенно другое отношение. Мне сказали, что армяне организовали вооружённые общества .Эти общества внимательно следят за ходом событий. Если понадобится , они готовы оказать помощь».Армянский журнал «Мшак», переводя данную статью на армянский язык, опубликовал его на своих же страницах.

Мшак, 880, №155.

Организатор Сусунского восстания 1894 года, а также восстания Баб Али 1895 года священник Измирлян, во время выступлений против османского государства, заявил европейскому журналисту Георгию Джоулису: «Мы относимся к числу безнадежных наций. Мы, боремся, используя любые средства. И даже если в этот момент от этого страдают невинные люди, то это не имеет значения.»

Микаэль Варандиан .История дашнакцюктуна.Париж,1932,наармянском языке,том1,с.156

Вину армян в кровавых событиях, совершённых в Турции к концу 19 века косвенно признают и подтверждают и сами армянские историки. Чалхушьян писал: «В этот момент, когда из Турции начали поступать вымышленные сведения о «резне армян», Величко сказал «Так и надо армянам!…»»

Чалхушьянъ Гр.Армянский вопросъ и армянские погромы въ России. Ростовъ на Дону,1905, с.25

Работавший секретарём союза миссионеров А.С.Арнольд , в конце 19 века писал о том, что «армяне- это сбившиеся со своего пути, продажные и являющиеся убийцами безответственные люди»

Arminia and ArmeniansThe Presbyterian 23.2.1894

В 1909 году в Адане произошло восстание , зачинщиком которого являлся армянский священник, епископ Аданы-Мушек. В статье газеты «Нью-Йорк Таймс», написанной американским миссионером Крильманом и опубликованной 23 октября 1909 года газетой «Гошнак» на армянском языке, данному событию дан был такой комментарий:
«Это правда, что армяне в Адане и в Мерсине, ведомые чувством гнева, поют древние боевые песни. Правда и то, что во время спектакля «Юлий Цезарь» один из высокомерных армян, встав с места закричал «Цезарь может отказаться от представленной ему короны, но будущий царь Армении не откажется от короны, которую ему преподнесут самоотверженные патриоты». И правда то, что паникёр, неопытный молодой священник Мушек, скитаясь по провинциям Аданы рекомендовал своей нации не злоупотреблять пищей и одеянием ,а продать всё необходимое для приобретения оружия. И правда то, что Мушек сфотографировался с короной на голове и, в связи с обеспечением личной выгоды с каждого оружия, он послал оружие к берегам Аданы. И правда то, что около двух сотен армянских бойцов с целью защитить армянские кварталы поклялись убить мусульман,….»(1)
Армянский автор Агоп Бабикян особо отметил факт совершения армянами событий 1909 года(2).

1.Армянский призрак епископа Мушека,1916, на армянском языке ,с77-79
2.Nagor Babiquin , La situation des Armeniens en Turquie?Exposi par des documents ,1908-1912, Rapoort Constantinopole, 1913, p.8-26

Во время создания партии «Дашнакцутюн» она не имела программы. Потому, что эта организация выбрала себе основными средствами борьбы насилие, терроризм, заговоры и покушения, а не руководствовалась идеологическими и политическими средствами борьбы. Ссылаясь на другого автора, эту мысль ещё раз подтвердил армянский автор М.Вартанян. Он писал , что Комитет, руководствующийся принципом Карла Маркса
«снаряжённый комплектом оружия отряд более эффективен , чем любой комплект программ», не сумел в течении трёх лет выдвинуть хоть какую-нибудь программу.

М.Вартанян .История дашнакцутюна.(на армянском языке),с.80,85

Организатор Сасунского восстания 1894 года, а также восстания Баб Али 1895 года священник Измирлян, во время выступлений против османского государства, заявил европейскому журналисту Георгию Джоулису: «Мы относимся к числу безнадежных наций. Мы, боремся, используя любые средства. И даже если в этот момент от этого страдают невинные люди, то это не имеет значения.»

Микаэль Варандиан .История дашнакцютуна.Париж,1932,на армянском языке,том1,с.156

Официальная программа данной партии была принята на всеобщем съезде , проведённом в 1892 году. В официальном манифесте партии отразились следующие положения :

- Создать боевые банды.
- С целью пробуждения революционной деятельности и революционного духа народа использовать все средства и на словах и на деле.
- Использовать любые средства для вооружения народа
- Организовать революционные комитеты и создать между ними прочные связи
- Создать видимость сражения и благодаря этому нанести страх на государственных лиц, доносчиков, предателей, ростовщиков и разных эксплуататоров
- Создать транспортные связи для переброски людей и оружия
- Грабить и разнести в пух и прах все государственные предприятия

Луис Налбалдян .Армянское революционное движение.1963,с.168

Видный армянский историк А.Лалаян писал, что » защищающий интересы контрреволюционной армянской буржуазии дашнакцутюн национальным и социальным пустословием свыше 40 лет обманывал армянский народ».

Лалаян А.А. Контрреволюционная роль партии дашнакцутюн.-»Исторические записки,т.2,М..,1938 .с 79.

В 70-х годах 19 века патриарх османских армян в Стамбуле Нерсес, получая орден из рук султана Абдула Хамида II , назвал его ангелом.

Антонян Г.Г. Реакционное движение Шамиля…с.28.