Георгиевские Кавалеры. Глава 4. Карл - Генрих Нассау - Зиген. Авантюрист на русской службе

На модерации Отложенный

 

Биография второго героя нашего повествования может представлять собой удивительный приключенческий роман. Обвинения в незаконном ношении титула «принц», участие в боевых действиях и на суши и на море, в первом французском кругосветном путешествие. Попытка организовывать коммерческие компании и вести дипломатические переговоры на государственном уровне. Великие и славные победы и не менее разгромные поражения. Но при этом – никогда ни потери выдержки, ни самообладания, ни чести. На счету этого человека самые блестящие победы и самые разгромные поражения Русского гребного Флота. В конце концов, кто он больше – француз, немец, русский? Наверное, таких людей могут породить только блестящий восемнадцатый век…героев и авантюристов, которые совсем не востребованы сейчас…

…И корабль скрипит от простуды веков,
Правят тризну свирепые чайки…
Только гордые башни стальных маяков
Травят душу и старые байки.
Лучше лечь на простор - захлебнуться волной,
Чтоб не слышать сигнал к отступленью,
Но готовы и сабля, и кольт, и багор,
Нет иных вариантов спасенью.
Брызжет кровь и разверзлась гроза,
Гнутся, трупов под тяжестью, реи.
День померк и по небу скатилась слеза,
Смерть пришла на мгновенье быстрее.

http://www.clubochek.ru/users.php?us=andros

Итак, принц Карл – Генрих Нассау – Зиген, родился в 1745 году во Франции. Уже в пятнадцатилетнем возрасте он поступает волонтером на военную службу и принял участие в Семилетней войне, той самой, в течение который русскими войсками впервые был взят Берлин.

 

Воевал храбро и к окончанию войны стал ротмистром драгун. Однако мирная жизнь была ему не по нраву и  в 1766 году мы видим его в составе кругосветной экспедиции Луи Антуана де Бугенвиля на борту фрегата «Будэ» и во время путешествия прославился как отважный искатель приключений, дуэлист и победитель женских сердец. Вернувшись из плавания, принц Нассау - Зиген опять поступил на французскую службу полковником, но продолжал вести жизнь авантюриста. Во время войны испанцев с англичанами, он, разрешения короля Франции, поступил на испанскую службу и, командуя артиллерией под Гибралтаром (1782 год), получил от испанского короля чин генерал-майора и звание гранда. Интересно, многие ли бы пустились в новые авантюры, добившись подобных званий и титулов к тридцати семи годам? А Нассау этого было мало. И, наверное, вперед его гнал не бес нажива или жажды власти, все это он уже получил. Думаю, что он просто не мог остановиться, ему постоянно надо было идти вперед, тем более, что все получалось…. Он получил от короля Людовика XVI жалованную грамоту на основание нового царства в Южной Африке, и завоевать английский остров Джерси….

 

фрегат «Будэ»

Рассказы современников рисовали его храбрым до дерзости, смелым до наглости; принц был молод, красив, богат, беспутен, имел успех у женщин и сделался задолго до женитьбы отцом дочери, руку которой позднее предлагал известному Ростопчину. Он стрелял без промаха птиц в Версальском парке, не был ранен ни на одной из многочисленных дуэлей и забрасывал короля проектами, один другого фантастичнее и несбыточнее... Огорченный скептицизмом французского министерства, весь в долгах, он женится на богатой польке, вдове княгине Сангушко, рожденной Шарлотте Горзской. Красавица жена, однако, не могла привязать принца к семейному очагу: он постоянно в переписке с ней, но она редко его видит; он по-прежнему строит воздушные замки, ищет опасностей

В 1785 году новоявленный гранд появляется в Польше и пытается организовать сбыт польских товаров в Европе. В обосновании он писал:

Французы много закупают холста в Польше и отправляют его сухим путем в Лион, причем к стоимости пересылки присоединяется пошлина в 16 су за аршин, я же могу привозить беспошлинно во все порты Средиземного моря до 20000 центнеров всяческого товара, не говоря уже о том, насколько морская транспортировка дешевле сухопутной….»

 

Григорий Александрович Потёмкин - Таврический

Получив разрешение пользоваться в этом предприятии флагами и поддержкой Франции, Испании и Австрии, Нассау- Зиген направился в Россию. Навстречу новым авантюрам и новой судьбе.

В 1786 г. явился в Крым к Потемкину, мечтавшему о развитии торговли в южной России через порты Черного моря. Было что-то общее у германского принца - авантюриста, отчаянного храбреца, искателя приключений, с могущественным и "великолепным князем Тавриды", исполненным причуд и широких задач крупного ума; они быстро сделались друзьями, хотя Екатерина II и писала Потемкину:

Странно, как тебе князь Нассау понравился, тогда как повсюду имеет репутацию d'un cervean brûlé (сжигателя мостов, судя по всему – авантюриста).

Тем не менее. во время путешествия Императрицы в Крым, 7-го февраля 1787 года в Киеве принц был представлен государыне и затем сопровождал ее в пути.

В 1787 году началась очередная война с Османской империей. По собственной инициативе принц возвращается в Париж и, используя свои связи, пытается привлечь Францию на сторону России. Екатерина поначалу воспринимала это как слух.

23 октября 1787 года Потемкин писал Императрице:

Князь Нассау приехал ко мне с письмами из Парижа от Симолина, который свидетельствует о его ревности к интересам Вашего Императорского Величества. Желание его служить при армии Вашей. Но как в настоящее время идут здесь приготовления ещё, то я уговорил его ехать в Петербург, где ему дав чувствовать, что он нужен т полезен нам будет пребыванием своим во Франции, а весной к армии возвратится может, то он тотчас туда поедет. Я могу уверить Ваше Императорское Величество, что он в истину наполнен усердием показать свои услуги….

Наверное, рекомендация князя Потёмкина чего – то да стоит. Вряд ли он раздавал их направо и налево.

26 марта 1788 года, в чине контр – адмирала русского Флота, принц Нассау – Зиген был назначен Командующем гребной флотилии в Днепровском лимане. Это было сложное время. Летом 1787 года русскому Флоту на Чёрном море был нанесен огромный ущерб, обрушимся на него ураганом. Потемкин даже подумывал о сдаче Крыма. Необходимо было закрепиться в лимане и взять Очаков. Памятуя о том, что принц участвовал в штурме Гибралтара, эту задачу Екатерина поручила принцу, с подчинением последнего Суворову.

 

Гребные суда готовили спешно и в тайне. Весной флот находился в плохом состоянии, и Потемкин жаловался, что недостает специалистов, имеющих практику. Ежедневно он с утра до вечера занимался подготовкой матросов и уже вскоре отмечал, что "россияне легко понимают, что надобно делать для поражения неприятеля". Но времени на подготовку не хватило. 20 мая многочисленный турецкий флот капудан - паши Гассана появился в водах у Очакова.

Неблагоприятные ветры задерживали действия гребной и парусной флотилий. Принц не торопился вступать в бой. Еще не подошли все строившиеся для флотилии суда. В открытом море у турок было и численное, и качественное преимущество. Высокобортные корабли с тяжелыми пушками были гораздо сильнее вооруженных шлюпок и других легких судов гребной флотилии, а немногочисленные парусники также уступали противнику. Нассау - Зиген ожидал, что турки в конце концов сами перейдут в наступление, чтобы истребить суда, угрожающие Очакову. Если бы крупные корабли вошли в лиман, преимущество переходило к мелкосидящим, подвижным гребным судам. Кроме того, Суворов на оконечности Кинбурнской косы скрытно сооружал батарею из 13 пушек с ядрокалильными печами. Принц больше всего опасался, что неприятель удалится.

Наконец, турецкий капудан - паша решил атаковать малочисленную русскую флотилию. Заметив движение турок в Лимане, Нассау и Поль Джонс (еще одна замечательная личность на русской службе), командовавший парусными кораблями, приказали привести свои силы в готовность.

7 июня в 4. 00 турки двинулись вдоль берега на правый фланг русских. Приближение около 36 турецких судов не застало русских врасплох. Решительно атаковавший неприятель сначала потеснил гребную флотилию. Джонс с несколькими судами поспешил на помощь, но и капудан-паша прибыл с 7 судами. Однако огонь русской артиллерии оказался эффективнее. На турецких кораблях произошло замешательство. Капудан - паше пришлось стрелять по своим отступающим судам, но остановить бегство не удалось. Благодаря точным и решительным распоряжениям Нассау - Зигена русские почти без потерь одержали победу, а турки беспорядочно бежали к берегу, где стояли их главные силы. Неблагоприятная погода заставила отказаться от преследования. У неприятеля 2 судна были взорваны, одно сгорело и 19 получили повреждения. Противный ветер помешал русским, потерявшим лишь несколько человек убитыми и ранеными, перейти в преследование.

Потемкин писал императрице:

- Матушка всемилостивейшая Государыня, все сие дело произведено от флотилии Принца Нассау, и он неутомим и ревностен. Не оставьте его отличить, чрез сие повернете головы у всех французов, да и справедливость требует.

Еще письмо Потемкина не достигло столицы, а Нассау - Зиген вновь отличился. 16 июня капудан - паша ввел свои корабли в Лиман. В тот же день на борту корабля "Святой Владимир" был собран военный совет, который решил атаковать противника. Левым крылом командовал Нассау - Зиген, правым - Алексиано. Сражение началось в 4.00 17 июня и длилось до сумерек. Гребная флотилия, пользуясь тем, что турецкие корабли садились на мель, решительными атаками уничтожила 2 линейных корабля, в том числе флагманский. Капудан-паша спасся на шлюпке. На отходе турки попали под огонь батареи, скрытно установленной на оконечности Кинбурнской косы Суворовым. В течение ночи артиллерийским огнем были уничтожены корабль, 2 фрегата, 2 шебеки и транспорт. Утром подоспевшая по приказу Суворова гребная флотилия довершила разгром. За 2 дня турецкий флот лишился 15 судов, более 570 пушек, 6 тысяч убитыми и ранеными, 1800 пленными. Русские потери не превышали 190 человек.

По представлению Потемкина 24 июня Нассау-Зиген был награжден орденом Св. Георгия II степени. Императрица пожаловала ему в вечное и потомственное владение 3020 душ в Могилевской губернии.

После третьего сражения капудан - паша отправился в открытое море, где стоял его резерв. Активность турецких судов сохранялась и позднее. 20 июня капудан - паша пробовал с основными силами деблокировать корабли в Лимане, но был отогнан батареями с Кинбурна. В это время русский корабельный флот не помогал силам в Лимане. Только к концу месяца Севастопольская эскадра настолько приблизилась к Очакову, что капудан - паше пришлось направиться в море и сразиться с ней при острове Фидониси.

29 июня князь Потемкин с легкой конницей произвел рекогносцировку окрестностей крепости. Заметив, что под ее стенами еще остались суда, которые могут помешать осаде, князь приказал Нассау - Зигену атаковать их. 1 июля, несмотря на стрельбу очаковских батарей, русские моряки в ходе восьмичасового боя взяли или разорили 14 судов и подожгли город.

Императрица была довольна. 14 июля она предложила наградить Нассау-Зигена богатой шпагой с надписью и разрешила употребить флаг вице-адмирала, Для моряков, участвовавших в сражении, были присланы 4973 серебряных медали с надписью "За храбрость на водах очаковских июня 1788 г.", выбитых специально по случаю побед на Днепровском лимане.

 

Кстати, в ту войну произошел героический эпизод, не остановиться на котором я просто не имею права. 31 мая 1788 года - во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов русская дубел ь- шлюпка под командованием капитана 2 ранга Рейнгольда Сакена, шедшая из Кинбурна, против устья реки Буг была атакована турецкой эскадрой в составе 30 судов. Не желая сдаваться превосходящему по силам неприятелю, Сакен взорвал свое судно вместе с взявшими его на абордаж турецкими галерами.

 

Раньше я этого не знал.

Выписка из служебного формуляра принца так излагает участие последнего в боевых действиях:

- 7-го и 17-го июня, командуя гребной флотилией из 28 судов, участвовал в сражении с турецким флотом, напавшим в числе 57 судов на Лиманскую эскадру и по отражении неприятеля принудил его отступить к Очакову. Июня 18, командуя флотилией из 50 судов, атаковал турецкий флот у Кинбурнской косы и одержал полную победу, причем неприятель потерял 6 кораблей, 2 фрегата, 1 бомбардирский корабль и 4 мелкие судна. Июня 24-го награжден орденом св. Георгия 2 степени; июля 1-го атаковал под Очаковом отряд турецких судов и уничтожил его, несмотря на огонь с крепости

Кстати, именно флотилия принца приняла активное участие в знаменитом Кинбурнском сражении, в котором русские войска, руководимые Суворовым, разбили турок.

После боя 7-го июня, Нассау - Зиген писал жене:

- Нет большего удовольствия, как содействовать успеху сражения, но с русскими я часто буду иметь это удовольствие. Офицеры, солдаты, матросы — все сказались героями. Нет никого храбрее русского.

 О самом принце Потемкин сообщал Екатерине:

- Принц поступал как герой, и по справедливости сия победа ему принадлежит.

О второй блестящей победе, 19-го июня, Потемкин писал императрице:

- Матушка, будьте щедры к Нассау, сие дело его трудов и усердия. За сие нужно щедро его наградить имением и тем привязать навсегда. Сколько он сделал и сколько подвергался смерти!

Он прошел всю войну, никогда не прячась за чужими спинами. Одержал еще две победы над турками, был пожалован золотой шпагой и получил высочайшее предписание "поднять флаг вице-адмиральский", (6 мая 1789 года).

В рескрипте о присвоении воинского звания было написано:

- в рассуждение оказанного им усердия к службе Нашей и отличного мужества позволили Мы поднять флаг вице-адмиральский, вследствие чего помянутого принца Нассау - Зигена считать вице-адмиралом галерного флота Нашего со дня присвоения ему флага по тому чину.

В октябре 1788 года у Нассау произошел разрыв с Потемкиным, начавшим ревновать к его славе. Нассау уезжает в Санкт – Петербург и 22 декабря героя Лимана радушно принимает Екатерина II. Из столицы принца направили с дипломатической миссией во Францию и Испанию, для того, чтобы попытаться заключить договора с этими двумя странами и Австрией. Но Нассау - Зиген не собирался задерживаться за границей, ибо императрица намекнула ему, что если он успеет вернуться, то его ожидают дела вроде тех, что происходили летом. Моряк рассчитывал на командование галерным флотом с десятитысячным корпусом. И надежды оправдались.

Впереди были и величайшая победа и величайшее поражение. Добровольная отставка и вечная и слава…. Но все это было впереди, а пока, сорока трехлетний вице – адмирал принимал командование над галерным Флотом на Балтике и начинал подготовку его к войне со Швецией…..

 

 Литература:

Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. — СПб.: т-во И. В. Сытина, 1911—1915. — Т. 16.

Скрицкий Н. В. Георгиевские кавалеры под Андреевским флагом. — М.: Центрполиграф, 2002

Ссылки:

http://ordenrf.ru/rossiya/medali-rossiya/za-khrabrost-na-vodakh-ochakovskikh.php

http://tayni.info/23349/

http://yandex.ru/yandsearch

http://www.e-reading.by/chapter.php/1003105/30/Chernyshev_Aleksandr_-_Velikie_srazheniya_russkogo_​parusnogo_flota.html

http://coollib.net/b/49336/read

http://www.navy.su/persons/15/kg_nassau-zigen.htm

http://ua.coolreferat.com