.
Я очень люблю православную службу, православный церковный хор, считаю "Всенощную" Рахманиова одной из недосягаемых вершин музыки и с удовольствием хаживал в Храм Вознесения Словущего на Успенском Вражке в Брюсовском переулке, в котором, как утвержают, пели актеры Большого театра. Не знаю так ли это, но хор был замечательный.
Я очень люблю архитектуру русских церквей: солидные Московский и Владимирский Успенские соборы,
прочно стоящие на земле, Троицко-Сергиевскую Лавру, Соловецкий и Белозерский монастыри и изящные церкви Калязина и Тотьмы.
Хуже того, я не раз читал и иногда с удовольствием возвращаюсь к Евангелиям, или к Экклезиасту и неплохо их знаю.
При этом, естественно, я остаюсь последовательным и убежденным атеистом. Как это сочетается? - Самый простой ответ: всякий грамотный человек
обязан знать двенадцать подвигов Геракла, знать, кто такие Зевс и Гера, Аид, Гермес, Афина... Но это ни в коей мере не означает, что человек знающий мифологию Древней Греции должен верить в то, что Геракл убил детей и кентавра Хирона, а молнии и громы обязаны своим происхождением ярости Зевса. Точно так же, всякий грамотный человек
обязан знать Нагорную проповедь, и много чего еще: Гильгамеш, Гысыр, Упанишады, Коран...
Иначе огромные пласты искусства и культуры человечества, истории человеческой мысли ему будут чужды и совершенно непонятны. Худший вид изоляции человека - интеллектуальная самоизоляция.
Что же касается веры, то все, на самом деле, просто: верующие, как дети.
По интеллекту верующие тождественны тем смешным, невежественным чудакам, кто отождествляет актера и его героя и полагает, к примеру что Никулин, Вицын и Моргунов - "алкаши по жизни". То есть верующий придает реальность продуктам человеческого воображения: художественным героям - персонажам романам и пьес, инопланетянам, единорогам, ведьмам и гномам.
Означает ли это, что тот, кто знает о том, что "голого короля" не существуют в природе, должен не читать и выбросить сказки Андерсена? - Означает ли, что тот, кто знает, что Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов - продукты воображения Толстого, должны выкинуть к черту "Войну и мир"? - Смешно об этом даже и думать. Ценность художественных образов не в том, что они существуют в реальности, а в том,что они представляют собой эффективный способ донести до людей мысли авторов художественных героев.
Нормальный человек относится
к легендам и мифам Древних евреев, зафиксированных, в Ветхом Заветам и к евангельским притчам, безусловно имеюшим определенное позитивное значение и, могу утверждать, вполне атеистическое содержание, ровно так же, как к легендам и мифам Древней Греции, пьесам Шекспира и романам Достоевского: он осмысливает и анализирует мнение авторов (даже если они анонимны) соответствующих произведения, принимает их мысли или спорит с ними.
Вред религии не в Евангелиях, вред религии именно в вере. То есть в отождествлении художественного вымысла с реальностью - то есть в искажении реальности и, следовательно, в дезориентации человека. Человек, осознающий, что летающий Супермен-не более чем художественный вымысел не будет прыгать с крыши в надежде полететь. Человек,
верящий в супермена - разобъется.
Аминь.
Комментарии