ГОЛОСА ВРАЧЕЙ: КАК УНИЧТОЖАЮТ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В МОСКВЕ

На модерации Отложенный

Мария, врач-кардиолог в частной клинике, супруга попавшего под сокращение хирурга из Госпиталя ветеранов войн №3.

Мой муж больше шести лет работал в Госпитале ветеранов войн (где и я раньше работала) и был там на хорошем счету, заведующий всегда был им очень доволен. А сократили его по тому принципу, что он последний пришел в отделение и прописан не в Москве, а в Московской области (2 километра от МКАД). Причем в пресловутом списке на сокращение этот госпиталь не значится, поэтому для нас это было как ушат холодной воды. Всего сократили 300 медработников из 2 тысяч персонала, то есть почти каждого шестого. В частности, например, закрывают полностью отделение терапии, оставляя только заведующую. Среди сокращенных – опытные, квалифицированные врачи со стажем более 20 лет.  У моего мужа тоже только в этом госпитале стаж работы более шести лет, но он еще и до этого работал в ожоговом отделении, опытный оперирующий хирург, множество благодарных пациентов, смертность свелась на ноль (и это при том, что в госпитале берут пациентов старше 80 лет, которых в других клиниках – например в 20-й больнице на Бабушкинской — не берут, выходить таких пациентов – просто подвиг).

«за один день сформировали комиссию во главе с главврачом по терапии, и она решила, что уволим всех тех, кто пришел в больницу последний»

Никаких объяснений не дают, просто пришел приказ из департамента здравоохранения. В понедельник на общем собрании больницы было сказано, что вот, пришел приказ, мы сокращаем 300 человек. Как, почему, для чего – никаких объяснений. Сразу возник вопрос – по какому критерию будут увольнять. Сначала говорили – посмотрим кто хуже работает, или у кого есть еще места подработки, со всеми договоримся, все будет по обоюдному согласию. Но никаких обсуждений, никакой подготовительной работы не было, наш глава отделения не успел даже поговорить с главврачом, а моему мужу уже вручили приказ о сокращении. Оказалось, что просто за один день сформировали комиссию во главе с главврачом по терапии, и она решила, что уволим всем тех, кто пришел в больницу последний или тех, у кого нет московской прописки. И не важно что среди тех кто работает дольше есть уже и пенсионеры, и те кто уже выпивает или еще как-то себя не очень хорошо проявил, больше ничего не учитывалось. При этом Госпиталь был очень востребован, в коридорах, конечно не лежали, это плановая больница, но там всегда была очередь на запись. И это несмотря на то, что в последний год сократили срок госпитализации до 18 дней, включая операцию, мол не должны пациенты лежать по месяцу (хотя, скажем, у 80-летней бабушки столько заболеваний, что ей и месяца не хватит, чтобы привести в божеский вид). Теперь, после сокращений, понятное дело, что очередь резко увеличится. И если раньше мы могли еще обслуживать жителей района, когда высвобождаются места (что иногда летом бывало), то теперь им точно не удастся попасть в госпиталь.

 «уж вроде бы ветеранов-то трогать ну совсем грех, нет, все равно сокращают»

Важно учитывать нюансы – в госпитале может было не так много операций, как в обычной «травме» с ее текучкой, но он специализируются на пожилых людях, это не так-то просто выходить 80-летних стариков, чтобы они на своих ногах доходили до дома и потом чечетку танцевали и благодарности присылали. Может экономически это государству не так выгодно, понятно что такие старики уже работать не пойдут и налогов казне не добавят, но для их родственников и для них самих очень важна возможность прийти в «свой» госпиталь и знать, что тебя там поставят на ноги. А ведь Госпиталь ветеранов войн, уж вроде бы ветеранов-то трогать ну совсем грех, нет все равно сокращают. Ну вот уволили они специалиста, который сделал половину операций в прошлом году, что будет в следующем году, кто будет этих бабушек оперировать?

Неправда, что зарплата при этом сильно растет. Зарплата уменьшилась. Раньше у нас была и зарплата и постоянные премии в размере зарплаты, я радовалась что мой муж нашел такую работу и все у нас замечательно. Ну как замечательно, тысяч 60-70 было, для кого-то это может вообще копейки, но для врачей это нормальные деньги. А сейчас вот он мне принес: зарплата – 24 тысячи и аванс 10 тысяч, плюс премия 10 тысяч. То есть 44 тысячи, где-то на 20 тысяч в последний год все у нас сползло. И это при том что и план выполняется (а чаще даже перевыполняется), и ВТМП была (то есть высокотехнологичная помощь).

Что он теперь будет делать, гипс накладывать? Разве этому он 11 лет учился? Куда деваться профессиональному оперирующему травматологу непонятно. В поликлинике ему делать просто нечего. Что он там будет делать, гипс накладывать? Этот не тот же уровень совершенно, он не тому учился 11 лет. Или вот коллега моего мужа, которого тоже сократили, он сам из Брянска, здесь женился, купил квартиру в ипотеку, у него ребенок маленький, вот как он сейчас поедет в Брянск на зарплату в пять тысяч. У меня родители живут в Тверской области, город Ржев, мы с мужем думали уехать туда, там у нас и родня, и природа прекрасная. Поехали туда узнать какие там зарплаты, поговорили с главврачом. Как вы думаете, сколько врач-травматолог получает?  7 тысяч рублей. Даже если здесь квартиру сдавать, а там жить у родственников – не протянем. В коммерческую медицину тоже тяжело уйти. Моему мужу нужна операционная, нужен рентген, это должна быть крупная больница, а их-то как раз все сокращают. А там где не сокращают – там и так полный штат. Мне самой в коммерческую клинику было проще уйти (я терапевт – кардиолог), тем более это было давно, надо было за детьми следить, и в частной клинике проще с графиком. У меня бывает, что пациент говорит – эх, вот это я не смогу сделать, слишком дорого – и все, на этом наши диагностические поиски заканчиваются

В частных клиниках зарплаты может повыше, но в государственных больше возможностей – куда-то направить, обследовать кого-то. У меня бывает часто, что пациент говорит – эх, вот это я не смогу сделать, это слишком дорого – и все, на этом наши диагностические поиски заканчиваются. Обычный первичный прием у меня стоит 1350 рублей, но чтобы обследовать первично по гипертонии, нужно пройти обследование где-то на 15 тысяч рублей. В хирургии же все значительно дороже, в том числе и за счет дорогого оборудование, которое клинике надо как-то окупить. Поэтому клиник, где нужны оперирующие специалисты не так много. Еще вот интересная вещь – по ДМС (добровольное медицинское страхование) я сейчас за 140 тысяч рублей могу положить в любую больницу своего платного пациента, ему тут же найдут реанимацию, лечащего врача и так далее. А когда я звоню в 03 и говорю, положите пожалуйста моего пациента такого-то в клинику, у него есть показания, они говорят – да вы что, у нас мест нет, вы уж там как-нибудь сами. Если это конечно не совсем экстренный случай, какой-нибудь острый аппендицит… Хотя, впрочем, и с аппендицитом тоже у меня была больная, застрахованная по ДМС, но у нее острая ситуация, вот-вот аппендицит разорвется, она два дня дома терпела, а я не могу ее положить платно и звоню в скорую, они ее отвозят в ЦРБ местную, и она мне оттуда звонит и жалуется: «куда вы меня отправили, это же кошмар какой-то, они мне говорят – ты чего сюда приперлась, лечилась бы у своих платных врачей». Похоже на то, что государственную медицину целенаправленно уничтожают, вытесняя людей в платную медицину.