Новости журналистики

На модерации Отложенный
Сегодня день больших новостей из мира российской журналистики. Утром на Lifenews была опубликована статья о финансировании Кремлем Алексея Навального. Заметку сняли по звонку из Кремля, потом пришло начальство, и материал вернули на место. «Свою правоту мы с ребятами отстояли. Теперь не знаю, как ее будет отстаивать Кремль, мэрия и Навальный», – написала замглавреда «Известий» Анастасия Кашеварова в своем Facebook («Известия», как и Lifenews, входят в холдинг Габрелянова; именно отдел политики «Известий» готовил злополучную публикацию). Потом пришло известие, что гендиректор «Эха Москвы» Екатерина Павлова, чей муж, как нам сообщал Insider, работает в подчинении у Дмитрия Пескова, уволила журналиста «Эха Москвы» Александра Плющева. Алексей Венедиктов, с которым, по уставу, должны согласовываться все кадровые назначения, назвал увольнение незаконным. Михаил Лесин не исключил увольнение Венедиктова. Казалось бы, ситуации совершено разные. Но их объединяет одно: нарастание атаки против «шестой колонны».
 
История с Lifenews только на первый взгляд кажется странной. Кондово прокремлевский ресурс неожиданно как бы «наехал» на Кремль, обвинив его в финансировании Алексея Навального. Тема не новая. «Навальный – проект Кремля» – одна из самых распространенных версий популярности блогера. Резонансная заметка, выйди она где-нибудь еще, вряд ли привлекла бы такое внимание. Тут что-то не то: Lifenews против Кремля.  
 
Но все становится на свои места, если принять к сведению, что не институты управляют Россией, а близкое окружение Путина, чьи представители измеряют свое влияние скоростью донесения нужной информации до шефа. По словам Кашеваровой, тему «по Ашурков – Маркво – мэрия– Кремль– Навальный» ее отдел политики «копал» несколько недель. С Ашурковым, одним из ближайших соратников Навального, и его гражданской женой Маркво все понятно: они преследуются, что называется, «по графику» как представители внесистемной оппозиции. Наезд на мэрию Москвы, от которой фирма Маркво якобы получала миллионы, тоже в определенной степени можно объяснить: у «опричников» не бывает исключений. Возможно, кому-то не дает покоя и прошлогодняя игра Володина – Собянина в демократию на московских выборах, когда Навальному позволили честно получить свои 27%. Тогда им удалось обыграть силовиков, практически добившихся реального срока для оппозиционера. Агентство Роспечать, которое авторы заметки винят в потворстве фирме Маркво, – тоже не Кремль.  
 
Вот вынесение в заголовок идеи о финансировании Навального Кремлем практически ничем не подтверждено в тексте, кроме как словами зампредседателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Дмитрия Горовцова. И это не мешает Кашеваровой убеждать всех нас, что «Навальный – агент Кремля». Но не менее интересна вторая часть комментария депутата. «Это не единственный проект по поддержке оппозиционеров, который оплачивают налогоплательщики, – говорит он. – «Газпром» финансирует «Эхо Москвы», это ни для кого не секрет. И все знают, что на этом радио выступают, мягко говоря, недружественно настроенные к руководству страны спикеры», – заявил Горовцов. 
 
Вот тут дорожки Lifenews и «Эха Москвы» пересеклись. По сути, прокремлевское издание, известное своими тесными связями с силовиками, атаковало «умеренных» из кремлевской администрации по уже хорошо известной схеме. Мы наблюдали это, когда те же «Известия» (предоставляя трибуну Владимиру Маркину из СКР) обвиняли Владислава Суркова в финансировании протестов (через «Сколково» и Илью Пономарева).
Аргументация была слабая, но если все построить ровненько, то смотреться будет красиво, да и народ у нас конспирологию «хавает», как ничто другое. Но все-таки заголовок «Кремль финансирует Навального» адресован одному читателю – Путину. И посыл тут простой: государь, бояре совсем распоясались, пора бы вычистить «шестую колонну». В такой ситуации и звонящих от «шестой колоны»: мол, немедленно снять заметку, а Кашеварову – уволить, – спокойно послали.
 
Кстати, это уже не первый случай, когда СМИ Габрелянова переходят некоторую грань в атаках на «скрытых врагов Путина». Вспомним, как в апреле прошлого года на Lifenews разместили видео с закрытой части совещания Путина с правительством с сенсационным комментарием: президент угрожает Медведеву отставкой. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тогда даже подверг критике действия Lifenews: «Нам очень досадно, что подобное уважаемое издание допустило такие непрофессиональные неточности». Песков также не исключил возможность прерывания отношений с Lifenews, а Ашот Габрелянов был вынужден принести извинения. Правда, ничем плохим для Lifenews это не кончилось: подобный ресурс нужен власти как медиакиллер оппозиции.   
 
Казалось бы, при чем тут «Эхо»? А «Эхо», в понимании «опричников», оказывается рупором «шестой колонны» (про пятую и так понятно). Кремль, надо признать, никогда не покушался на Алексея Венедиктова из-за особого отношения к нему со стороны Владимира Путина. Хорошо известно, что на Венедиктове радиостанция и держится. Иначе давно бы свернули шею. Поэтому, когда Михаил Лесин возглавил «Газпром-медиа» (и ходили слухи, что он якобы лично поклялся добиться смены руководства «Эха»), тактика «удушения» приняла вид методичного измора. Увольнение Плющева – из этой истории. Это не борьба с журналистом, который осмелился на откровенно спорный поступок в твиттере, это провокация против Алексея Венедиктова лично и испытание его на прочность. Прогнется – устоит, пойдет на конфликт – появится повод донести Путину (а досье там, надо полагать, уже приличное). Президент, как мы помним, давно на «Эхо» имел зуб. Сам Лесин заявил, что моральные принципы важнее «формальных» принципов устава. Вполне в духе последних трендов: границы пересматриваем по справедливости, законы чтим по мере их моральной зрелости.
 
И тут наезд Lifenews на «шестую колонну» прямо-таки на руку. Это ж ведь потенциальные заступники Венедиктова да всяких там пережитков прошлого вроде «управляемой конкуренции» или допуска оппозиции к выборам (всех сажать, какие выборы!). И на фоне всего этого поражает одно: Lifenews, наехав на Кремль, скорее всего, избежит каких-либо негативных последствий для себя, в то время как «Эхо» рискует своим будущим из-за «нарушения моральных принципов». Мораль как аргумент в борьбе с нерадивыми становится сильнее интересов администрации президента как института. Государство с институциональной точки зрения разрушается, на смену ему приходят ОНФ, Lifenews и «партия войны» (не та, что воюет за «Новороссию», а та, что за «всех сажать»), одергивать которых может пока лишь один человек – Путин. Но он, кажется, утонул в пучине украинского кризиса, оставив страну в политическом вакууме и с летящим в бездну рублем.