Венгры поднялись против Виктора "Януковича" Орбана: "Fuck off, Viktor!"
На модерации
Отложенный
«Fuck off, Viktor!», – скандировали десятки тысяч людей, собравшихся у штаб квартиры правящей в Венгрии партии Фидес. Отправляться по всем известному адресу они предлагали главе правительства Виктору Орбану, с легкой руки которого в местный парламент поступил закон о налоге на интернет.
Именно этот законопроект, вводящий оплату за каждый гигабайт скачанной или закачанной информации, и вывел на улицы людей. Никакой особенной организации венграм не понадобилось. Фейсбучный пост местного активиста с призывом собраться на главной площади Будапешта собрал более 200 тысяч лайков, что немало для страны с 10-миллионным населением и существенно больше, чем число подписчиков официальной страницы Фидес в том же Фейсбуке. При этом люди вышли на улицы не только в столице, но и в городах поменьше.
Протестующие тут же добавили своему премьеру многозначительное «отчество», перекрестив его Виктора Януковича Орбана. Причем поводов для появления именно такого довеска у венгров предостаточно.
Фидес и Орбан пришли к власти в 2010 году, когда экономика, доведенная до краха социалистами, летела в пропасть. Свое спасение жители страны увидели в правых, которые не жалели критики в отношении «коммунистов» и «пророссийских леваков». Фидес на тех выборах одержал убедительную победу. Однако потом началось нечто очень подозрительное: вместо того, чтобы заняться приватизацией, снижением налогов и защитой прав и свобод личности – обычными для европейских правых делами – Орбан сотоварищи начали выстраивать конструкцию, идеально соответствующую термину «национал-социализм».
С одной стороны, в Венгрии начались гонения на местных цыган, в правительстве начали подсчитывать количество евреев в стране, государство занялось пропагандой венгерской исключительности. Национализм налицо. С другой, вместо разгосударствления начался обратный процесс – частные пенсионные фонды были национализированы, государство обложило огромными налогами предпринимателей, появились многочисленные косвенные налоги на простых граждан, правительство ударилось в регуляцию всего и вся в экономике. Это, в общем, и есть социализм.
При этом оппозицию выдавили из всех важных государственных институтов. Правительство взяло под полный или частичный контроль суды, независимую прессу и правоохранительные органы. Кроме того, в результате серии манипуляций с избирательным законодательством Фидес сумел обеспечить себе «вечное» большинство в парламенте, лишив шансов на общий успех оппозицию. В Евросоюзе, частью которого является Венгрия, смотрели на все это с открытым от удивления ртом, не в состоянии подобрать правильные определения для происходящего. Вместо ЕС эти слова нашел сам Орбан, прямо заявивший: «Мы будем строить антилиберальное государство, в котором не будет места либералам!».
Неудивительно, что с таким подходом к политике он нашел верного союзника и горячего сторонника в лице российского президента Владимира Путина, полностью разделяющего взгляды Орбана на либерализм.
Симпатия российского и венгерского лидеров взаимна: в обмен на кредиты Будапешт с растущим энтузиазмом сует палки в колеса всем инициативам ЕС, призванным надавить на Москву в украинском вопросе. При этом граничащий с фашизмом национализм Орбана Путина ни капли не смущает, когда дело касается строительства газопроводов или признания крымского «референдума». Тут действует правило «друзьям надо помогать».
Ну и для завершения картины надо отметить, что в рядах правительства Венгрии при Фидес буйным цветом расцвела коррупция. Дело дошло даже до того, что США отказали в визах шестерым правительственным чиновникам, которых ФБР подозревает в отмывании денег сомнительного происхождения. Обычно с союзниками по НАТО Вашингтон так не обращается.
Собственно, авторитаризм, коррупция, подавление свободной прессы, оппозиции, дружба с Путиным и полумертвая экономика дали повод венграм назвать своего Виктора – Януковичем. Какие именно ассоциации вызывает у Орбана такое прозвище, понятно. Его партия уже подготовила поправки в злосчастный законопроект об интернете, существенно снижающие плату за скачивание информации. Однако венгров уже не остановить. Орбан их «достал».
Демонстрации протеста, на которые выходят сотни тысяч людей, не прекращаются. Их основной лозунг, как водится, быстро эволюционировал из «Откажитесь от законопроекта!» на «Долой Виктора!». Реакция властей сильно напоминает то, что происходило в Киеве в ноябре 2013 года. Она полностью неадекватна происходящему.
Премьер, известный тем, что никогда не отказывается от принятых решений, и в этот раз заявляет, что отзывать законопроект не собирается. Для него это было бы проявлением слабости. По оценке Ким Лейн Шеппеле – профессора социологии и международных отношений из Принстонского университета, Фидес и его лидер «живут в пузыре», который они же и создали, практически ликвидировав оппозицию. Они совершенно уверены, что две трети общества их полностью поддерживает (таковы итоги выборов, состоявшихся в начале этого года). Однако в реальности из-за ограничений в избирательном законодательстве голосовали далеко не все венгры, а реально за Фидес отдали голоса лишь около четверти избирателей.
Шеппеле утверждает, что сейчас венгерская оппозиция (не политическая, а гражданская) "мобилизована как никогда", что потенциально грозит большими проблемами Орбану. Она, в частности, считает, что в Венгрии может повториться киргизский сценарий, когда в стране произошла революция, вызванная недовольством граждан сущей мелочью - налогом на текстовые сообщения.
Киргизия, конечно, далеко, но за другим примером свержения оторвавшегося от реальности лидера венграм далеко ходить не надо - украинский Майдан добился своего, несмотря на всю жестокость авторитарного государства. В Венгрии, которая пока еще состоит в ЕС, применение властью снайперов против собственного народа, наверное, ждать не следует. Для демократически настроенных жителей Венгрии это существенно облегчит задачу по отправке своего Виктора Януковича к его украинскому прототипу - в Москву.
Комментарии
ну накаряболо статейку бандера=фашист_насекомое_ИванЯковина.