Женские судьбы.Александра Гончарова.
Начав серию статей о семье Гончаровых, захотелось узнать и судьбу средней сестры Александры Гончаровой,которая долгое время жила в семье Пушкина.

Александра или, как ее называли в семье, Александрина, была внешне очень похожа на Наталью, только той небольшое косоглазие придавало неповторимый шарм, а у нее оно бросалось в глаза, совсем не украшая лицо.
«Люди, видевшие обеих сестер рядом, находили, что именно это предательское сходство служило в явный ущерб Александре Николаевне», — отмечала А. П. Арапова. «Они красивы, его невестки, — писала сестра поэта Ольга Павлищева о сестрах Гончаровых, — но они ничто в сравнении с Натали».
Зато Александра Николаевна была самая подвижная, веселая, музыкальная и озорная из сестер. Она очень любила верховую езду и абсолютно непринужденно чувствовала себя в мужском обществе.

Еще до выхода своей сестры Натальи замуж за Пушкина Александрина знала наизусть многие его стихотворения и была в него заочно влюблена.
Пушкин очень сдружился с Александриной. Только ей в семье он показал второе письмо барону Геккерну, вызвавшее затем кровавую развязку, но предотвратить дуэль она оказалась не способна, так как дала поэту слово молчать об этом и, к сожалению, его сдержала. Александрина принимала деятельное участие в хозяйственных и материальных делах семьи Пушкина, заботилась о его детях.
Характер у нее был очень непростой и неуравновешенный. Иногда безудержно веселая, ироничная, язвительная Александрина замыкалась в себе и могла упорно молчать целыми днями и неделями.
В 1831 году в Александрину был влюблен знакомый Пушкина А. Ю. Поливанов, даже пытался свататься к ней, но безуспешно. В 1835–1836 годах ею увлекся Аркадий Россет. Но, видимо, до него дошли слухи о сожительстве поэта с Александриной, и свадьба расстроилась. О том, что такая связь имела место на самом деле, говорили и писали Идалия Полетика, В. Ф. Вяземская, А. П. Арапова и П. В. Нащокин.

Вот приведенное С. Н. Карамзиной описание вечера в доме у ее сводной сестры Екатерины Николаевны за два дня до дуэли (24 января 1937 года): «В воскресенье у Катрин было большое собрание без танцев: Пушкины, Геккерны [Дантес и Екатерина Николаевна], которые продолжают разыгрывать свою сентиментальную комедию к удовольствию общества.
Пушкин скрежещет зубами и принимает свое всегдашнее выражение тигра, Натали опускает глаза и краснеет под жарким и долгим взглядом своего зятя [Дантеса] — это начинает становиться чем-то большим обыкновенной безнравственности;
Катрин [Карамзина] направляет на них обоих свой ревнивый лорнет, а чтобы ни одной из них не оставаться без своей роли в драме, Александрина по всем правилам кокетничает с Пушкиным, который серьезно в нее влюблен и если ревнует свою жену из принципа, то свояченицу — по чувству. В общем, все это странно…
После смерти Пушкина она продолжала жить с сестрой Натальей, помогая ей растить детей. Евпраксия Вревская писала в письме Алексею Вульфу 2 сентября 1837 года: «Сергей Львович , быв у невестки (Натальи Николаевны), нашел, что сестра ее (Александра) более огорчена потерею ее мужа».
В 1852 году в Александру Гончарову,ей было уже 40 лет, страстно влюбился австрийский дипломат барон Густав Фогель фон Фризенгоф.
Опубликованные записки барона Фризенгоф к Александре Николаевне, в бытность его женихом, показывают, что чувство было серьезным и глубоким, хотя и он, и Александра Николаевна были уже не молоды, особенно по понятиям того времени... Годы семейного счастья для Александры Николаевны были долгими, прочными и счастливыми. Она прожила с мужем 37 лет.

Барон Фризенгоф.
Со своим будущим мужем Александра познакомилась, когда помогала ухаживать за его больной женой. Первой женой барона была Наталья Ивановна Иванова, приемная дочь Софьи Ивановны Загряжской, родной тетки сестер.
Бродзяны. Словакия.
Большую часть своей жизни после замужества баронесса Фризенгоф провела в Бродзянах.Здесь родилась единственная дочь Наталья.
Замок на берегах Нитры и его хозяйка, «тетушка Фризенгоф», славились своим радушием и гостеприимством. Не порывались связи и с отчим домом баронессы на берегах далекой калужской реки Суходрев. К своей сестре приезжали погостить братья Дмитрий, Сергей, Иван.

Бродзяны.
Часто бывала здесь и любимая младшая сестра со своими чадами — старшими детьми Пушкина и младшими девочками Ланскими. Сестры поддерживали теплые дружеские отношения. Племянница Натальи Николаевны маленькая Наташа Фризенгоф, любила сидеть на скамеечке у ног своей красавицы тетки.

При жизни Александры Николаевны в замке была собрана богатейшая библиотека.
И ныне в мемориальных залах дома теснится на полках книжных шкафов множество книг в старинных дорогих переплетах. В их числе — и книги из знаменитой русской библиотеки Смирдина.

Не менее страстно, чем чтение, Александрина любила музыку. Еще в 1835 году она признавалась в письме брату Дмитрию: «Ты, наверное, знаешь, что я беру уроки пиано... Это единственная вещь, которая меня занимает и развлекает. Только занимаясь моими заданиями, я забываю немножко мои горести».

В залах бродзянекого дома будто и по сей день ждут хозяйку раскрытые клавикорды, старинные немецкие фортепиано, помнившие теплоту ее рук. Как и прежде, на них — любимые ноты: Чайковский, Бетховен, Штраус, чьи мелодии часто звучали в стенах старого замка.

Умерла Александра в 1891году.Её было 80 лет. Похоронена в Бродзянах.

Воспоминаний Александра Николаевна не оставила. Перед смертью она уничтожила большую часть личных бумаг, а позднее дочь по её просьбе сожгла оставшееся. Единственным свидетельством, исходящим от Александры Николаевны, является письмо Густава Фризенгофа, написанное, вероятно, по её поручению в 1887 году (в то время она была уже парализована). Письмо адресовано её племяннице А. Араповой, собиравшей материал для своей книги о матери, и содержит рассказ о событиях, предшествовавших последней дуэли и смерти Пушкина.

Долгие годы в этом поместье жила дочь Александры Наталья.
Она родилась 8 апреля 1854 года. В отрочестве и в юности получила прекрасное образование: владела пятью иностранными языками, читала в подлинниках работы немецких философов. Блистала недюжинными талантами: замечательно рисовала, музицировала, писала стихи. Но, к величайшему сожалению, язык русских предков был ей неведом.

Дочь Наталья.
Наталья Густавовна получила титул герцогини, став в 1876 году женой герцога Элимара фон Ольденбургского, ведущего свой род от династии шведских королей.

После смерти мужа, а потом и дочери, Наталья Густавовна переселилась в выстроенный на вершине холма замок, поблизости от часовенки, где покоился прах дорогих ей людей, и вела там почти отшельническую жизнь.Умерла дочь в преклонном возрасте ,похоронена в Бродзянах.
В биографии Александрины есть несколько спорных моментов.
Прежде всего история о нательном крестике .
Известна история о нательной цепочке с крестиком Александры Николаевны, в поисках которой она перевернула весь дом, а нашел ее дядька поэта Никита Козлов в простынях дивана Пушкина и затем передал ему. В последние минуты жизни поэт достал этот крестик и попросил В. Ф. Вяземскую вернуть его без свидетелей Александрине, что было выполнено уже после его смерти.
При этом Вяземская заметила, как свояченица поэта густо покраснела и стушевалась. После смерти самой Александры Николаевны среди ее вещей нашли эту цепочку, но без крестика. Очень вероятно, что по ее просьбе он был захоронен вместе с ней.
Кстати, до сих пор пушкинисты недоумевают, почему, несмотря на настойчивые просьбы Александрины встретиться с умирающим Пушкиным, тот, поочередно простившись со всеми присутствующими в его доме друзьями, а затем с членами своей семьи, не захотел ее видеть. Но она все равно нашла способ оказаться в комнате умирающего поэта, приведя туда его детей для последнего прощания.
Ещё один момент.
В гостях у нее в Бродзянах бывали Наталья, братья, Арапова, Дантес, его жена и дети. Дети А. С. Пушкина, воспитанные при участии Александры Николаевны, поддерживали родственные отношения с Дантесом и его семьей: Александр и Григорий Пушкины ездили к «дяде Жоржу» в Сультец;
Мария и Наталья постоянно переписывались с эльзасскими кузинами. В доме Александрины Арапова познакомилась с дочерью Дантеса графиней де Вандаль . И что уже совсем непонятно: в замке Фризенгоф (до 1940 года) висел портрет Дантеса с автографом, но не было ни одного портрета Пушкина.
Источники.
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/im4/im4-379-.htm
http://www.e-reading.me/chapter.php/1020157/125/Pushkin_i_113_zhenschin_poeta._Vse_lyubovnye_svyazi_velikogo_povesy.html
http://www.peoples.ru/family/wife/frizengof-goncharova/
http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/goncharova_an.php
Комментарии
Они были очень разными. Но и похожи тоже : "хрупкая как утро, с нежным, словно цветок, бутоном-лицом — такова было прохладная "поэтическая красота" младшей сестры Натальи; круглолицая, как день, с широкой улыбкой, весьма поверхностная во всем, старшая сестра Екатерина, и задумчивая, как ночь, с умным глубоким взглядом и резким (почти ганнибаловским) профилем средняя сестра Александрина."
Александра очень любила детей Пушкина. Многие годы детства и юности она была рядом.В её доме хранились книги, ноты, портреты, альбомы с фотографиями, гербарии Пушкиных-Гончаровых, здесь всех любили и всех прощали.
Комментарий удален модератором
Там долго в столовой висел его портрет с автографом. После дуэли прошло 7 лет.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Одну из них он выдал, и два раза почти выдал другую. Не случись трагедии, выдал бы и ея...
И это сделал человек, написавший (цитирую по памяти): "Каждый должен жить лишь со своею семьёй - жена да дети, пока маленькие, да престарелые родители, нуждающиеся в уходе, а боле - никто"!
И Пушкин, стоящий на этой точке зрения, проявил такое участие к судьбам сестёр жены, которые в деревенской глуши были обречены на безбрачие!
Давайте осознаем сей факт и ещё более возлюбим нашего гения.
Отец ее, Николай Афанасьевич Гончаров, человек тонкий, умный, получивший образование за границей, в результате несчастного случая - падения с лошади - страдал приступами тяжелой меланхолии, почти тихого помешательства. Лишь в редкие минуты просветления и душевного спокойствия дети могли почувствовать всю прелесть его тонкого душевного очарования и ума... Он играл на маленькой скрипке и они, как завороженные, слушали эти нечастые и оттого особо ценимые домашние концерты.
Николай Афанасьевич Гончаров — отец Александры
" Ай да Пушкин! Ай да сукин сын" (С)
Что же говорить о временах, когда все аристократы гутарили на французском?
Обстановка в доме всегда была тревожной еще и потому, что дети и взрослые пребывали в постоянном напряженном ожидании новых припадков буйства отца. Они были подобны внезапной грозе и погружали дом в оцепенение и ужас. Александра Николаевна в мельчайших деталях через много лет могла припомнить, как однажды во время обеда отец, отхлебнув вина из графина, почти тотчас же бросился с криком на матушку, схватив со стола столовый нож. С большим трудом ей удалось справиться с ним и только тогда она приказала детям, не смевшим без ее разрешения покидать комнату, идти в детскую! Думается, такие мрачные эпизоды не могли не оказать влияния на характер Александрин, которая многим казалась замкнутой, холодной, серьезной не по годам.
Неизвестный художник. Александра Николаевна Гончарова. Первая половина XIX-го века.
Она написала много живых и остроумных писем на русском и французском языках, часть из них опубликована, часть хранится в семейном архиве Гончаровых-Фризенгоф.
Часты в письмах Александры Николаевны к брату строки, подобные этим: "Несмотря на всю нашу экономию в расходах, дорогой братец, деньги у нас кончаются. У нас, правда, есть немного денег у Таши и я надеюсь, нам этого хватит до января, мы постараемся дотянуть до этого времени, но, пожалуйста, дорогой братец, не заставляй нас ждать денег долее первого числа. Ты не поверишь, как нам тяжело обращаться к тебе с этой просьбой, зная твои стесненные обстоятельства в делах, но доброта, которую ты всегда к нам проявлял, придает нам смелости тебе надоедать. Мы даже пришлем тебе отчет в наших расходах, чтобы ты сам увидел, что ничего лишнего мы себе не позволяем..."
Два серьезных сердечных увлечения Александры Николаевны тоже закончились ничем: тяжелый характер матушки и неопределенность в материальном отношении сыграли большую роль. За Александра Юрьевича Поливанова - калужского соседа-помещика, человека серьезного и интересного, отставного подполковника, уездного предводителя дворянства - ее усердно сватал Пушкин и из-за этого у него самого сильно испортились отношения с Натальей Ивановной. Та Поливанова невзлюбила и помешала и ухаживанию, и сватовству, вбив себе в голову, что Поливанову нужно слишком большое приданное. Это происходило в 1831 году. Александрине было 20 лет.
Александра Николаевна Гончарова, конец 1820-х — начало 1830-х годов
Неизвестный художник
Все это понимали. Думаю каждый имел свои грехи.Слишком хорошо все они относились к Дантесу.
Алиночка, спасибо!
«В ряду женских образов пушкинской биографии, — писал пушкинист Л. Гроссман, — Александра Николаевна Гончарова заслуживает, быть может, самого почтительного упоминания. Ее любовь к поэту была по-настоящему жизненной и действенной. Она не ждала от любимого человека мадригалов или посвящений, но старалась всячески облегчить ему жизнь».
Весьма разумный поступок - уничтожение *улик*..
Люди способны превращать в хаос события, о течении которых они понятия не имеют..,
ни о причинах, ни об обстоятельствах..
"В пушкиноведении нет единого мнения на отношение Александры Николаевны к Пушкину. Довольно долго считалось, что средняя из сестёр Гончаровых была влюблена в поэта и даже состояла с ним в связи. Источником этого были рассказы современников — близкого знакомого Дантеса князя А. Трубецкого, а также В. Вяземской в пересказе Бартенева. Но эти лица лишь передавали слова Полетики, которой якобы делала признания сама Александра Николаевна, что издатели писем сестёр Гончаровых, И. Ободовская и М. Дементьев считают невозможным — Александра никогда не была особенно дружна с Полетикой, и, по их мнению, не могда делать ей подобные «признания»
Думаю, именно последнее имело место быть!
« …она была известна в обществе как очень умная женщина, но с очень злым языком, в противоположность своему мужу, которого называли „божьей коровкой“. Она олицетворяла тип обаятельной женщины не столько миловидностью лица, как складом блестящего ума, весёлостью и живостью характера, доставлявшего ей всюду постоянный, несомненный успех.
Но с другой стороны.С Пушкиным они были враги.
Версий несколько.
П. Бартенев, в 1880 году, ссылаясь на слова княгини В. Ф. Вяземской (жены П. А. Вяземского), заметил: «Кажется, дело было в том, что Пушкин не внимал сердечным излияниям невзрачной Идалии Григорьевны и однажды, едучи в карете на великосветский бал, чем-то оскорбил её».
Даже ее откровенную неприязнь к своему второму супругу, генералу Ланскому. Из-за постоянных - скрытых и открытых - стычек с ним Александры Николаевны мир в семье сохранить было мудрено. Но Наталье Николаевне это удавалось. Она считала, что в случае замужества сестры все неровности ее характера сгладятся, а если брак вознаградится детьми - тем более. Она оказалась права...
Почему же не было портрета Пушкина в замке? Очень странно.
"Поэту, постоянно испытывавшему финансовые проблемы, Александрина отдала для заложения свое столовое серебро и брегет. Вещи эти так и не были выкуплены и пропали. Правда, после смерти Александра Сергеевича опекой ей был уплачен долг в размере 2500 руб."
Баронесса Александра Николаевна Фогель фон Фризенгоф, урожденная Гончарова, скончалась "80-ти лет от роду в последнем десятилетии 19-го века" (Н. Раевский). Похоронена в Бродзянах, в фамильной усыпальнице, что стоит на окраине парка, так напоминавшего ей когда-то парк родного Полотняного Завода...
Есть и такое мнение.
"Если верить сведениям Араповой, то Наталья Николаевна в 1852 году обсуждала с сестрой Екатериной, как лучше поставить в известность жениха Александрины барона Фризенгофа об имевшей ранее место любовной связи сестры с ее мужем: «Перед свадьбой Александрины сестрицы долго совещались, как ловчее сообщить жениху, что невеста не девица, и что ее любовником был Пушкин». Свои сложные отношения с Александрой Гончаровой Пушкин, по-видимому, отразил в стихотворении «Странник» (1835). На рукописи этого стихотворения Пушкин дважды нарисовал профиль Александры Николаевны."
Вот все скудные сведения,сохранившиеся в семье об этом мимолетном увлечении. Если я решилась приподнять завесу минувшего,то исключительно ввиду важности для характеристики матери её постоянно проявлявшегося незлобия,-той сверхчеловеческой доброты и любви,которая проповедуется Евангелием и так мало применяется в жизни,-любви,способной всё понять и всё простить!" Из книги Александры Петровны Араповой Гончарова и Дантес.
Гончарова и Дантес
семейные тайны
Москва
алгоритм
2014
Она открыла в Бродзянах родильный дом и дом престарелых, организовала сельскохозяйственный кооператив и воскресную школу.
Наталья Густавовна любила всякую живность — коней, птиц, в особенности собак. Эта четвероногая братия в огромном количестве обитала в ее доме. Знала она в окрестностях Бродзян все норы диких зверьков, которых не забывала подкармливать.
Современники упоминают об эксцентричности герцогини Ольденбургской, но отдают должное ее уму и доброте.
Хорошая дочка получилась - школу закончила с серебряной медалью.
Спасибо, Алина, всегда с удовольствием захожу на твою страничку!
Алина, пост интересный, как всегда, ты в тему "вгрызаешься" глубоко, погружая и нас в раздумья, хотя любовные и семейные отношения есть тайна за семью печатями...Она полна домыслов, сплетен, которые дополняются и переписываются уже вторую сотню лет. А что было на самом деле - один бог ведает...
Из трёх сестёр сама добрая судьба.
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/im4/im4-379-.htm
Сохранился гербарий детей Пушкина,который они собирали в Михайловском.Это станичка оттуда.
Для каждого из растений указаны дата сбора и собиратель.
Да и со стороны Александра Сергеевича нет даже намека на какие-либо нежные чувства к свояченице ни в его черновиках, ни в его письмах. А ведь женщинам, которые вызывали у него интерес, обязательно были написаны стихи, или на черновиках появлялись рисунки, портреты.
Александр Пушкин и Александрина Гончарова
Александра Николаевна и Густав фон Фризенгоф. 1860 г.
Выйдя замуж за барона Фризенгофа, она взяла на себя заботы о воспитании сына барона от первого брака. Она достойно воспитала своего пасынка Грегора, который стал видным австрийским ученым, геологом и почвоведом, ее дочь Наталья, впоследствии ставшая художницей, подарила ей двух внуков, Александра Николаевна и их помогала воспитывать.
Алина, спасибо тебе за поднятую тему. Я много читала о сестрах Гончаровых в молодости. и как - то все уже забылось. Ты напомнила.
Не знала истории Александры...
Но чужая душа - потёмки. И пусть эта тайна так и останется нераскрытой...
Очень рада,что ты появилась.