Праздники Воскресения Господня и Иконопочитания

26 октября в православных храмах состоялись праздничные богослужения. Примечательно, что в этот воскресный день православные христиане молитвенно воспоминают святых отцов VII Вселенского Собора (787 г.) и торжественное перенесение Иверской иконы Божией Матери в Москву (1648 г.). Отметим, что «обычный, рядовой» для многих из наших современников воскресный день воспринимался христианами апостольских времен как малая Пасха, которую, и сегодня, все мы призваны совершать через обновленную самим Господом Иисусом Христом заповедь о субботнем дне. 
Как известно, мы приобщаемся ко Христу, Богу Слову, через Евангелие. Сегодня это таинство совершилось посредством чтения притчи о сеятеле в изложении апостола Луки (Лк. 8:5-15). О ней на проповеди говорил священник Алексей Чернышев (настоятель миасского храма во имя иконы Божией Матери "Достойно есть", в котором я сейчас несу послушание). Эта притча также содержится у евангелистов Матфея и Марка - Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-20. Ее изъяснил для нас Сам Господь Иисус Христос, что выделяет ее из ряда остальных притчей Писания. Мы понимаем, что сеятелем является Сын Божий. Семя – это Слово Божие. Поле – все человечество. Семя, посеянное у дороги, означает не разумеющих евангельскую проповедь. Посеянное на каменистых местах означает непостоянных, не имеющих в себе корня. Посеянное в тернии (среди сорняков) означает обольщенных богатством и заботой века сего. Посеянное же на доброй земле означает слышащих Слово Божие и разумеющих его (Мф. 13:19-23). 
Отец Алексей отметил, что нам как православным христианам не нужно обольщаться, сопоставляя себя с образом семени, посеянного на доброй земле. Ведь наши прегрешения, а особенно гордыня и осуждение, отторгают нас от жизни по заветам Христа. Также настоятель сказал, что мы призваны к изучению нашей веры, о чем нам напоминает сегодняшнее празднование памяти отцов VII Вселенского Собора. На проповеди батюшка поставил очень важный для нас и наших близких вопрос о вере в душе. Отец Алексей отметил, что такая вера имеет мало чего общего с Христианством, поскольку нравственным идеалом для такого человека служит он сам, а знать что-либо о Христе такой человек чаще всего и не желает. 
Для осознания и исповедования нашей веры, помимо воспоминания Воскресения Господнего, важны и праздники памяти отцов VII Вселенского Собора и Иверской иконы Божией Матери. К слову, деяния Собора, прошедшего при помощи императрицы Ирины и представителей тогда еще не отпавшей Римской Церкви, и праздник этого образа имеют неразрывную духовную связь.

Ведь без произошедшей в 787 году победы над ересью иконоборчества мы не имели бы возможности поклоняться Божией Матери через почтение Ее чудотворного Иверского образа. Прискорбно, что и в сегодняшнем мире многие еретики порицают нас за иконопочитание. Словом, заблуждения многовековой давности не искоренены и сегодня. 
В VIII веке император Лев Исавр страдал тяжким духовным недугом, который весьма широко распространен и в наши дни. Имя этому недугу – религиозное безразличие. Известно, что монарх стремился упразднить почитание святых образов ради мира с мусульманами, которые не признавали права человека на изображение Бога и подвижников веры. Мусульмане полагали, что изображение всего живого кощунственно, поскольку это покушение на творчество Божие. Иконоборцы соглашались с ними по поводу иконописания и иконопочитания, обращаясь к аргументам из Ветхого Завета – например, к первой (Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим) и второй (Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им) заповедям (Исх. 20:1-17 Втор. 5:4-21). 
Для посрамления этой ереси и восстановления единства христианских Востока и Запада был созван Священный Собор. По итогам напряженной работы был принят орос (то есть решение) Собора, восстановивший почитание икон и разрешивший употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением. Поклонение образам было обозначено «не таким, какое прилично Богу» - но целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом. О том, что после воплощения Бога Слова мы можем изображать Его и Его воинство – святых, на которых отразилось божественная слава, писал преподобный Иоанн Дамаскин. В предсоборный период он составил «Три слова в защиту иконопочитания», которые сегодня известны во всех христианских странах. 
Святые отцы же истолковали свое решение о догмате почитания икон следующим образом:
- Взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, к почитанию по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и Святому Евангелию, и прочим святыням. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси (сущности) изображенного на ней.