Как мы живем в России (из рассказов русских цыган)

       Каковы они, цыгане? У каждого, кто с ними общался, есть на этот счет свое мнение. Амплитуда здесь огромна: от восхищения до полного неприятия. Среднестатистический россиянин считает цыган: хитрыми (но при этом почему-то отказывает им в уме), красивыми (и при этом не желает вступить с ними в брак), миролюбивыми (и ленивыми). Стереотипы восприятия часто искажают действительность. Это особенно касается цыган, очень закрытых в быту и общении.

        Как жили цыгане в СССР и как  живут сегодня в современной России лучше узнать не из каких-то сухих статистических данных, а из уст самих цыган.

       "Мы люди-кучки, вы нас простите - по-русски плохо говорим, мы из Бессарабии. Сели в поезд, потом сели в рефрижераторы - и к вам в Россию приехали".

       "При Брежневе приезжаешь в любой город на вокзал, женщины наши пройдутся по площади, и уже можно начинать жизнь. Теперь только мы, мужчины, работаем, и от этого у цыган одни инсульты пошли. Идешь искать работу - ничего не находишь. Возвращаешься домой, водки выпьешь - и раз, инсульт. У цыган больше стариков нет: цыгане теперь до 60 лет живут".

       "Мне 9 лет. Когда вырасту, стану бароном - мой дедушка барон, мой прадедушка барон. Барон - это человек, который говорит другим "Хрумить не надо". Что такое "хрумить"?. Вспомнил: хамить!"

       "Мужчина - Бог, что хочет, то и делает. А ты, женщина, помудрей будь: он увлекся на стороне, вернулся к тебе - ты его прости. Чувства проходят, семья твоя - остается".

       "Мы не венчаемся, потому что на венчании священник тебя спросит, будешь ли верен ей до гроба.

А что цыгану ответить? Зачем врать? Вы, русские, венчаетесь, клянетесь, а потом разводитесь. Цыгане не клянутся и не разводятся".

       "Девчата у нас до пятого-шестого класса учатся, а потом - замуж. В институт цыганок не отдают.Нам так дедушки с бабушками сказали еще давно: не надо. А почему, не знаем. Так сказали".

       "Бог цыганам разрешает клятву нарушать. Когда Господа нашего распинали, кузнецу было заказано пять гвоздей, а кузнец был цыганом. Четыре гвоздя - для рук, для ног, пятый - для сердца. Приходят на гору - где гвоздь? А цыган спрятал пятый гвоздь под язык. Он говорит: вы мне четыре заказывали. Ему говорят: клянись. Он поклялся. Из-за него Христосу сердце не проткнули - он в ответ позволил цыганам божиться собственным именем, даже если клятва заведомо ложная. Все цыгане об этом знают".

        Вот вам яркая цыганская нелегкая жизнь на ладони - на самой цыганской ладони, по которой они не гадали как обычно, а рассказали, как наяву жили и живут.