Протогеометр: падение в будущее

На модерации Отложенный

В период с января по сентябрь 2014 участвовал в конкурсе The Foundational Questions Institute (FQXi) по теме "How Should Humanity Steer the Future?". Мое эссе «Протогеометр: падение в будущее» - «Protogeometer: Falling Into Future»

http://www.fqxi.org/community/forum/topic/2034  

Прошел в шорт лист  14 место из 155 эссе http://www.fqxi.org/community/forum/category/31422?sort=community

Победители Конкурса

http://www.fqxi.org/community/essay/winners/2014.1

Итоговые дискуссии Конкурса FQXi 2014

http://www.fqxi.org/community/forum/topic/2053  

 Это было мое третье участие в конкурсах FQXi, которое дало возможность, во – первых подвести итоги исследований за четверть века, а во-вторых, продвинуть свою философскую концепцию, включая эссе на конкурсы FQXi2012-2013 гг. Хорошо, что есть такие международные конкурсы по фундаментальным вопросам науки и общества. К сожалению, по неизвестной причине в России таких конкурсов нет, хотя затраты, в общем-то, копеечные. Для этого года тема Конкурса FQXiоказалась чрезвычайно актуальной в связи с напряженными международными событиями, 100-летием начала Первой мировой войны и 75-летием начала Второй мировой войны…. Итак: «How Should Humanity Steer the Future?».

 

Протогеометр: падение в будущее

 Abstract

Молчание Вселенной… Почему? ТехноСфера… Куда катится? БиоСфера… Где «точка невозврата»? НооСфера…(NooSfera) Что делать? Глубокий разум ищет изначальные смыслы «жизненного мира»… Сознание…Самоосознание… Сознание - стягивающая смыслы векторная величина, интенциональный эффект абсолютной сложности. Вектор сознания - триединый вектор абсолютных форм существования материи (предельных состояний), Вектор Абсолютного экзистенциального поля Универсума, поливалентный смысловой феномен онтологической (структурной, космической) памяти. Открытое сознание Vs Закрытое сознание. Смысловые и математические прото-эйдосы абсолютых форм существования материи. На основе метода онтологического и экзистенциального конструирования, усмотрения и промысливания экзистенциальных точек-реперов, Вектор сознания расставляет вехи на долгом пути Протогеометра – пути «познания добра и зла», взлетов и падений, рождений «совсем другого», от экзистенциальной «точки Альфа» до современной «точки» предельного напряжения Абсолютного экзистенциального поля Универсума. Большие волны Сознания. Новое Открытое Поколение, осознавшее все экзистенциальные риски пройденного пути Человечества и риски наступившей Информационной эры совместно творит Осознающую себя Вселенную, наполняя ее самыми глубинными смыслами «жизненного мира», в основе которого Аксиома абсолютной свободы выбора. Программа-минимум по преодлению экзистенциальных рисков Человечества. Великая Интегративная Парадигма. Cозидание единой смысловой картины мира Объединенное Человечество воздвигает пять Больших Философских Камня в память о взлетах и падениях  на долгом, трудном пути становления Человечества и отпускает на волю коня. Человечество на пороге Эры эонического мышления.

 

Введение в cogito и мое философское путешествие к началу геометрии

 Вся наша мудрость заключена в математической точке,

подобно тому как моряк или беглый невольник

отыскивают путь по Полярной звезде,

но этого руководства нам достаточно на всю жизнь.

Пускай мы не достигнем гавани в рассчитанное время,

лишь бы не сбиться с верного курса. [2]

Г.Д.Торо

В двух моих эссе конкурсов FQXi – 2012, 2013 представлен новый сущностный эйдос Универсума Информационной эры, раскрыты природа и сущность информации и времени. [3,4] Мои исследования я начинал в далеком 1990 году. когда я случайно увидел в одном из газетных киосков города Сочи журнал «Америка», а на его первой обложке заголовок «Конечный срок – 2030 год» [5]. После прочтения статьи у меня был экзистенциальный «футуро-шок». И как результат, мысль включилась в поиск ответов на поставленные вопросы о прошлом и будущем Человечества, о будущем моей пятилетней дочери Виктории. Все пройденные курсы философии и истории мне не давали ясного и отчетливого ответа на поставленные вопросы. Прошлое было нагромождением фактов, но не усматривался ясный и отчетливый эйдос пути становления Человечества как единой общности на планете Земля.

Передо мной стоял вопрос: На что можно опереться в поиске? В первую очередь, на картезианское «Мыслю, значит существую» и «Подвергай все сомнению». Но нужны были новые знания для поиска изначальных, глубинных смыслов, лежащих в фундаменте знания.

С чего же было начать мое путешествия к перво-смыслам, к первоистокам знания? И вот однажды, когда я нес своей дочурке Виктории из универсама молоко и творог, как молния мелькнула: «Вектор сознания!»… «Сознание величина векторная…». «Вектор сознания», как хороший старый добрый друг, взял меня за руку и потащил в библиотеку, где первыми проводниками в моем путешествии к первым смыслам стали Пьер Тейяр де Шарден и его «Феномен человека», Юрий Семенов и его «На заре человеческой истории», Эдмунд Гуссерль и его «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», «Начало геометрии», Илья Пригожин и его «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой», .Карл Поппер - «Открытое общество и его враги». Каждый из проводников выполнял свои функции в далеком путешествии. Пьер Тейяр де Шарден обозначил реперные точки - «Альфа» и «Омега», Эдмунд.Гуссерль направление и методологию поиска «погребенных» первых смыслов, Карл Поппер предельно актуализировал экзистенциальную дилемму «открытость – закрытость» человеческих сообществ.

Почти четыре века развития науки Нового времени показали громадную преобразовательную силу Разума. Но что же заставило Э. Гуссерля написать в период между двумя мировыми войнами свое тревожное и в тоже время предельно оптимистичное «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»? Вот актуальные и сегодня мысли великого философа:

«Подлинная единственно значимая борьба, характерная для нашего времени - это борьба между уже распавшимся человечеством и человечеством, еще стоящим на твердой почве и борющимся за эту почву или за обретение новой почвы. Эта духовная борьба европейского человечества развертывается как борьба различных философий, а именно борьба между скептической философией (скорее нефилософией, поскольку от философии в ней сохранилось лишь название, а не задача) и действительной философией, еще живой в наши дни. Ее жизненность состоит в том, что она борется за свой истинный и подлинный смысл и тем самым за смысл подлинного Человечества.»[6]

Э. Гуссерль показывает в своей работе «громадную значимость прояснения глубинных мотивов кризиса, в котором уже давно находятся философия и наука нового времени и который усиливается в наши дни».

Основная идея галилеевской физики, отмечает Э.Гуссерль - природа как математический Универсум. «Арифметизация геометрии» привела к опустошению ее смысла. Роковое упущение и заблуждение Галилея явилось результатом непроясненности смысла математизации, изначальной смысловой процедуры идеализации, природы мира геометрических идеальных фигур.

Но ничего не изменилось, делает вывод Э.Гуссерль, в результате мнимо философской и разрушительной критики «классических законов причинности» со стороны представителей новой, атомной физики. При всех ее новациях сохранилась идея природы, математической самой по себе и данной в формулах и интерпретируемой лишь благодаря формулам. Почему же собственно нет математики природы, вопрошает

Э.Гуссерль, почему у нас нет ни одного шанса раскрыть систему аксиом, свойственную природе, как некую подлинную, аподиктически очевидную аксиому? Как итог, исследуя фундаментальное значение проблемы генезиса математического естествознания, Гуссерль заключает:

«Теоретическая задача и все достижения естествознания (и мировой науки вообще), которое овладевает бесконечной тематикой лишь с помощью бесконечности методов, а бесконечность методов может стать господствующей лишь благодаря техническому мышлению, утратившему смысл, и благодаря технической деятельности, могут остаться действительно и изначально осмысленными лишь в том случае, если ученый сформирует в себе способность постоянно ставить вопрос об изначальном смысле всех своих смыслообразований и методов - об их исторически первоначальном смысле, прежде всего о смысле всего того, что принимается нами без всякой проверки и равным образом всего наследуемого нами последующего смысла. Но без понимания начал нельзя понять это развитие как развертывание смысла… Поэтому философия - универсальная наука о мире должна быть построена как единая и рациональная теория "more geometrico".[6]

Преодолела ли наука и философия этот смысловой кризис оснований, о котором пишет Э.Гуссерль? Кризис только усилился, несмотря на все достижения науки за прошедшие 70 лет после опубликования работы Э.Гуссерля. Кризис идет по двум направлениям: усиление противостояния Homo sapiens sapiens и Природы и глубинный сущностный кризис оснований фундаментальной науки. Погребение под грудой тысячелетий изначальных смыслов геометрии, механицистский силовой мейнстрим «парадигмы отрезка» [7], когда иные конкурентные парадигмы выдавливались на периферию направлений научного поиска в итоге привели к утрате определенности как в математике, так и в физике, и что самое печальное - к семантической ущербности базовых начал научной картины мира.

Процесс утраты определенности начался в середине 19-го века параллельно в математике и физике. Физиков выручала эмпирия, математиков - уход на самые высокие этажи абстракции и как результат, все больший отрыв от погребенных изначальных смыслов. Пик эпохи «утраты определенности» в физике - «струнная» эпопея, продолжающаяся уже более сорока лет. Итог господства «парадигмы отрезка», «науки формул», привел не только к утрате глубинных смыслов «жизненного мира» в базовой модели Универсума, но ко все более углубляющемуся смысловому кризису «европейской науки», о котором говорил Эдмунд Гуссерль.

Этот глубинный экзистенциальный кризис науки породил набаты тревоги для всего Человечества, яркими примерами которых являются статья в журнале «Америка» и серия из 33-х докладов Римского клуба за последние сорок лет с его основания. [8] Как показывают базовые принципы Киотского протокола, Человечество еще не осознало всю глубину глобальных экзистенциальных рисков.

Итак, в путешествие с Протогеометром и «вектором сознания», расставляющим вехи на пройденном пути от самых удаленных смысло-различимым глубин, от реперной точки «Альфа» - «начала геометрии», к сегодняшней «точке» - состояния Человечества и далее – к точке «Омега. Попытаемся тем самым узреть волны Абсолютного духа, волны взлетов и падений рода Homo, волны становления Человечества…

 

Взлеты и падения Протогеометра на пути Познания

 Путь вверх и путь вниз один и тот же. [9]

Гераклит 

Мы пойдем на поиск изначальных «погребенных смыслов» геометрии гораздо дальше, чем это намечал Э.Гуссерль.[10] Самое отдаленное смыслоразличимое экстремальное вселенское событие в истории Человечества - это сотворение «Протогеометром»[10] своеобразного суммарного эйдоса космического рода Homо, первого орудии\ и первого оружия. Это сотворение произошло сначала идеально, через воображение и сосредоточение, а затем реального превращения идеальности в ручное рубило, т.н. chopping - tools. Это был изначальный конституирующий акт, первый Знак и первое Знание, «схватывание» эйдоса первой абсолютной формы существования материи - прямой линии. Это была первая реперная точка, первое вселенское событие, понимаемое как метафорическое «выпадение» нашего пращура из Природы, первое «грехопадение», первое срывание «яблока» с «Древа познания добра и зла». Это был и первый "математический акт". Поэтому поиск «погребенных смыслов», о которых говорит нам Э.Гуссерль, может идти только по линии усмотрения «геометрической очевидности». Случилось это около 2,5-3 миллионов лет назад. Первознак, которым Протогеометр – наш пращур из долины Олдувай у горы Килиманджаро, известил о своем приходе в Мир, это знак – прототектон, перво-организующий.

Первый выход «за грань» - это начальная точка инверсии сознания, его поворот (entropia), а в итоге - его постепенное закрытие от внешней целостности. С эпохи Homo habilis – «человека умелого» начинается дробление больших групп на более мелкие с замкнутой иерархической системой доминирования. Олдувайская технология Homo habilis требовала от Протогеометра только трех-пяти ударов по камню для получения первого орудия. [11]

Очевидно, Человечество воздвигнет в будущем на месте первого учреждающего акта Большой Философский Камень - символ начала осмысления Протогеометром мира и себя, изготовления первого орудия и первого оружия,

Примерно 1,6 млн. лет назад «вектор сознания» Протогеометра приближался к нижней грани «бездны бытия». В какой-то момент времени в замкнутых праобщинах Homo habilis начинает вступать в действие «закон стресса», подтачивающий как «изнутри», так и «извне» границы социальной прото-структуры. В итоге – переворот (реверсия) сознания с прорывом первого «круга сознания». Это был первый кардинальный «выход за пределы данного» и расширение горизонтов бытия. Закрытая структура вертикального доминирования постепенно преодолевается под действием открывающего сознания. И это было второе экстремальное вселенское событие. Результат - рождение «совершенно другого» - Homo erectus, «человека прямоходящего». «Переворот» длился от 50 до 100 тысяч лет. Это был первый скачок, первая вселенская эмердженция. Сознание вышло за «горизонт», Homo erectus осваивает просторы Европы и Азии.

Начинается новый период, новая фаза - фаза первого космического сознания, фаза «кооперативного взаимодействия», когда «вектор сознания» Протогеометра начинает свое «скольжение» по верхней грани «бездны бытия». Сознание едино с природой, космосом. Оно медленно поднимается по этажам абстракции.

В праобщинах Homo erectus возникают новые отношения, зарождается нравственность, пра-мораль, определяющие нормы поведения всех членов праобщины. Первые признаки альтруистического поведения отмечены у Homo erectus более 1,5 млн. лет назад.

Homo erectus за миллион лет из Африки переселился на просторы Южной и Центральной Европы, Южной Азии и островов Индонезии. Мозг Homo erectus увеличился на 25-30 % , чем он был у Homo habilis.

Рост объема информации в праобщине подтверждается эволюцией техники обработки камня для получения орудий/ Его изготовление требовало уже примерно 25 ударов. Это был явный переход сознания наших пращуров на новые уровни абстракции.

Фаза первого космического сознания, длившаяся около 1 млн. лет, завершается третьим экстремальным вселенским событием – «приручением огня», как «схватывние» родом Homo прото-эйдоса второй абсолютной формы существования – кругового движения и идеи «центра» - источника.

«Приручение огня» («эффект Прометея») - это скачкообразный рост энергоинформационной мощности праобщины, что стало определяющим фактором в противостоянии  человека внешним силам природы. «Приручение огня» - это былj второе срывание яблока с «древа познания добра и зла», второе «грехопадение». «Очарованное огнем» сознание начало свой новый поворот (entropia), постепенно прессуя нижние слои - этажи и подвал «дома архетипов» - подсознания. Происходит второй процесс инверсии сознания и постепенное «закрытие» системы. Начинается фаза «системной дифференциации», эпоха «большого неандертальца». Праобщины палеоантропов дробятся на более мелкие замкнутые группы с системой вертикального доминирования. «Большой неандерталец» постепенно уходит в пещеры. Это было время, когда праобщины палеоантропов жили не общаясь друг с другом десятками тысяч лет.

В замкнутых общинах палеоантропов постепенно возрастала психическая температура. Но так как сознание продолжало расти, что можно определить по усложнению орудий труда, постепенно возрастала другая, «открывающая», творческая сила, направленная на расширение семантического пространства. Этот сложный волновой процесс повышения «психической» температуры и одновременного роста сознания проявился в зарождении тотемизма, магии, фетишизма, погребальных культов.

В замкнутых праобщинах неандертальцев происходило сужение канала связи с внешней целостностью, с пространством «должного». Тотем и магические обряды частично восстанавливали эту «таинственную связь».

Зарождение тотемизма и магии - начало фазы тотемического сознания. Это был, с одной стороны, процесс само-осознания на уровне группы, а с другой - постепенный поиск путей прорыва «круга сознания», восстановления и усиления связи с внешней целостностью.

И вот «вектор сознания» Протогеометра постепенно приблизился к четвертой предельной (нижней) точке, когда «психическая температура» достигает своего максимума. Всего 40 тысяч лет назад, в этой крайней точке нижней грани «бездны бытия» происходит четвертое экстремальное вселенское событие. Происходит второй прорыв «круга сознания», возвращение к «совсем другому», в пространство «должного». Это был второй смысловой, духовный, негэнтропийный переворот, второе великое открытие Мира. Рождается новый человек - Homo sapiens sapiens. Рождается новая открытая горизонтальная структура более высокого уровня организации - дуальный материнский род. Расширяется круг «ближнего» зарождаются племена. «Культы рода» и «культы предков» все более расширяют семантическое пространство, стабилизируя всю систему. Наступает новая фаза «кооперативного взаимодействия». Достигается равновесие социума с естественной эко-средой как предметом труда, внутри социумов и между различными социумами. Этому способствует «психология безвозмездного дарения» как готовность жертвовать индивидуальными интересами, даже жизнью в пользу рода.

Наряду с «языком тела» все более развивается язык внешней речи. Образуются языковые семьи, занимающие значительные пространства. Процессы «растекания» языков устной речи и развитие «наскального» искусства, как проявленности «языка геометрических представлений», дают возможность определить масштабы расширения семантического пространства, уловить малые «волны сознания».

 

От экзистенциальных триад перво-бытийного Homo sapiens sapiens к "Осознающей себя Вселенной"

 Aion – дитя, играющее в шашки:

царствие над миром принадлежит ребенку. [9]

Гераклит 

В период с момента рождения Homo sapiens sapiens и до «неолитической революции» по наскальной живописи в пещерах была определена структура идеального святилища. [12] В его центре основная композиция, состоящая из лошади («первое животное»), бизона или быка («второе животное») и «третьего животного» (олень, лань, мамонт).

Древнее искусство, просуществовавшее более 20 тысяч лет, сохраняло абсолютное статистико-топографическое однообразие. Эти факты позволили сделать вывод о том, что единственной идеологической формой, которая отразилась в стабильной графической системе, могла быть только мифология. Древняя мифология отражала общечеловеческую идеологию, имеющей в своей основе триадную космогонию.

Первая знаковая система мира разделяется на три класса изображений: первый класс относится к мифологическому сюжетному кругу. Второй класс - количественные знаки: одинарные и двойные черты, ряды черт и пунктуаций. Третий класс-качественные знаки: треугольник, стрела, крест, прямоугольник, зигзаг. Это был язык, на котором с человеком заговорил Космос – «язык геометрических представлений».

Если принять во внимание, что в святилище человека верхнего палеолита на первом месте находилась лошадь, то именно момент ее ниспровержения с пьедестала - реперная «точка» как начало третьего этапа «захвата» Природы, третьего «срывания яблока», третьего «грехопадения». Оседлание священной Лошади (Природы) - пятое экстремальное вселенское событие, начало третьей инверсии сознания, падение Homo sapiens sapiens в «страну Эго», начало кентаврической эпохи, эпохи культа силы и войны.

Становление цивилизаций Ближнего и Среднего Востока, Египта и Индии происходило практически синхронно в период 5400-4500 лет назад. Это было началом экспансии культуры огораживания, началом фазы эгосознания, само-познания, фазы системной дифференциации и строительства вертикальных (закрытых) общественных структур. Это был процесс «излома» смыслового времени и «сжатия» семантического пространства, начало скольжения к нижней грани «бездны бытия». Род Homo пошел «по старым следам», в тень «большого неандертальца». Начался переход от триадного видения Мира к диадному, к дихотомическому мышлению.

Примерно 2,5 тысячи лет назад все стартовавшие к «Олимпу» народы подошли к нижней грани «бездны бытия». Это было начало «осевого времени» [13] с его попеременно сменявшимися парадигмами познания: «парадигма сферы» - античная эпоха, «парадигма луча» - средние века, и «новое время» - «парадигма отрезка» [7] или «техно-парадигма». Приземленный номинализм порождает философию эмпиризма («философию опыта») и механицизма. «Номос» все более удалялся от «логоса». «Логос» подвергся когнитивным атакам, которые все более выхолащивали изначальные смыслы и все больше «дробили» логос на «законы природы». Происходит постепенная десакрализация знания, отбрасываются онтологические и божественные ступени Универсума. Итог десакрализации и деонтологизации знания – кризис оснований фундаментального знания, «кризис интерпретации и репрезентации», «кризис понимания», Процесс «атомизации» захватывает и политику: из сферы высоких идей она все более становится «сферой вещей и сил», полем столкновения атомарных индивидуумов и «центров силы».

Современная эпоха глобализации, все более возрастающие экзистенциальные риски Человечества, требуют новой, «сверхобобщающей парадигмы», которая даст Знанию надежное основание, установит его «каркас» и «рамки», возвратит в научную картину мира изначальные смыслы жизненного мира. Новая интегративная парадигма познания породит новый вселенский эйдос Универсума – эйдос осознающей себя Вселенной [14]. Язык, на котором можно построить такую модель, может быть только языком геометрических представлений. Понять его, а затем «схватить» «общую рамочную структуру», «каркас» знания и Универсума – задача фундаментальной Науки.

Таков путь экзистенциальных взлетов и падений прошел Протогеометр за 3 миллиона лет… И как никогда ранее сегодня перед Человечеством встал вопрос: «Быть или не быть?» Пережив за сто лет три мировых войны, Homo sapiens sapiens все более осознает все возрастающие глобальные экзистенциальные риски Человечества на пути познания и падения в «страну Эго». Новая эпоха требует созидания новой концепции открытого Знания, перехода к новой глобальной эпохе Возрождения-Просвещения. Такую эпоха уже пришла в наши дома, а самый глубинный разум может и должен направить Человечество с

пути еще продолжающегося скольжения вниз по крутому склону горы Меру – на подъем, к ее вершине, указывающей направление на Полярную звезду - «Главную царицу священного неба». [15].

 

Открытая наука, экзистенциальные угрозы и риски для Человечества

Сегодня как никогда раньше необходимо новое мышление,

которое учитывает взаимосвязь процессов, происходящих в современном мире,

ситуацию, порожденную научно-техническим прогрессом, условия ядерного века. [16]

А.Печчеи 

Вспоминаю только два дня в послевоенной истории Человечества: 27.10.1962 и 15.02.2013. Первая дата - Cuban missile crisis, «чѐрная суббота», когда Человечество было на грани ядерной войны. Судьбу Человечества решали только два представителя рода Homo sapiens sapiens – Кеннеди и Хрущев. Помню, я еще мальчишкой, свои переживания этого дня: почему два человека решают судьбу Человечества?

Вторая день, 15 февраля 2013 года – падение в районе Челябинска метеорита. Сразу встал вопрос: а где же наука? Почему не было оповещения о предстоящей опасности из Космоса? Сейчас ведущие эксперты признали, что создание своевременной системы оповещения возможно лишь объединенными усилиями всего Человечества.

Сэр Мартин Рис оценил вероятность гибели человечества в XXI веке в 50 процентов. [17] Я полагаю, что в силах объединенного Человечества значительно снизить эту вероятность, если предпринять все необходимые действия.

Какой же вывод подсказывает нам весь путь развития науки за 400 лет Нового времени? Вывод один: необходима наука, открытая обществу, Человечеству. Оптимистическую программу устойчивого развития Человечества, построение устойчивого «жизненного мира» возможно только на основе всеобъемлющего открытого мониторинга и оценки глобальных экзистенциальных рисков, совместные открытые программы действий открытого мирового сообщества, правительств и неправительственных структур по минимизации и предотвращению угроз Человечеству.

Современные экзистенциальные угрозы и риски Человечества:

I. Цивилизационные риски разделенного Человечества: Открытое сознание Vs Закрытое сознание. Открытое общество Vs Закрытое общество.

II. Технологические риски. 1.Ядерное, химическое, биологическое и психотронное оружие. 2. Биотехнологии и генетическое конструирование. 3. Нанотехнологии. 4. Искусственный интеллект. 5. Коллайдеры. 6. Сверглубокое проникновение в недра Земли. 7. Освоение космоса. 8. Технологические способы провоцирования природных катастроф. 9. Технологические риски, связанные с новыми открытиями.

III. Антропогенные риски: 1. Изменение климата. 2. Исчерпание ресурсов. 3. Крах биосферы. 4. Провокация массовой утраты интереса к жизни. 5. Размывание границ человеческого 6. Генетическая деградация .

IV. Риски глобальной социально-экономической дестабилизации:. 1. Социальное расслоение. 2. Нестабильная мировая финансовая система.

V. Природные риски: 1. Пандемии. 2 Астероиды 3. Сверхвулканы

Все экзистенциальные риски Человечества можно разделить на две группы: риски, созданные самим Homo sapiena sapiena и риски Космоса, риски природные.

Первые риски преодолеть объединенному Человечеству не составляет большого труда. Нужна только воля к жизни, к созиданию устойчивого «жизненного мира».. Свободным может быть только человек, стремящийся к открытому Знанию. Открытое Знание порождает справедливость, соразмерность, умеренность. Справедливость порождает справедливый Закон-Логос, дающий Человечеству направленность и пределы разумного действия.

Обеспокоенные ученые, бизнесмены и граждане разных стран уже создают действенную систему по исследованию экзистенциальных рисков Человечества. Вотнаиболееизвестныеорганизации: The Club of Rome, The Future of Humanity Institute, The Global Catastrophic Risk Institute, The Centre for Study of Existential Risk. Но этого явно недостаточно. Нужна глобальная многоуровневая система исследований, действенные программы и структуры по предотвращению экзистенциальных рисков Человечества.

Современные информационные технологии дают возможность активного созидания открытого общества свободных граждан, осознающих свой путь на планете Земля, помнящих прошлый путь Человечества, думающих о том, какой мир они оставят внукам и будущим поколениям. Открытые технологии созидают новое открытое поколение свободных думающих людей.

Современное состояние Человечества и Природы диктует актуальную Программу-минимум совместных действий нового Открытого Поколения, устанавливающего во всей целостности Универсума пределы единичного, особенного и всеобщего – «Поколения SkyPe».

Два потока направления действий: Объединенных Наций и Объединенных Гражданских сообществ, представляемых общественными неправительственными структурами.

Программа – минимум должна включать:

- Открытые Всемирные программы исследования и постоянного мониторинга глобальных экзистенциальных рисков;

- Открытые Всемирные программы созидания действенной глобальной системы преодоления рисков, созданных Homo sapiena sapiens. Это прежде всего риски, созданные на основе экономической парадигмы спонтанного экзистенциального хаоса, противостояния Homo sapiens sapiens Природе, «земного номоса» – «небесному логосу». Созидание новой глобальной экономики и новой этики Информационной эры – экзистенциально Открытой Эко-Экономики и Эко-Этики;

- Открытые Всемирные программы эффективного преодоления природных рисков;

- Глубинные радикальные реформы систем образования, направленных на воспитание творческой, ответственной и этической личности. Философия и Этика должны быть главными базовыми дисциплинами в воспитании экзистенциально открытой личности;

-Созидание глобальных и национальных социальных сетей на новых экзистенциальных принципах (Existential Social Networks 4.0);

- Развитие систем прямой и открытой демократии на всех уровнях бытия Человечества с учетом древнего и современного опыта (Открытая Глубинная демократии);

- Созидание необходимых структур (ООН, страны, гражданское общество).

Бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил в 2006 году:

«…у нас нет тех организаций, которые нам нужны, чтобы давать ответ на глобальные вызовы нынешнего столетия. Жизненно важно, чтобы мы выбрались из этого тупика.» [18]

Современное состояние Человечества все более требует глубокой перезагрузки ООН с учетом памяти о судьбе Лиги наций, трагических итогов мировых войн и современного состояния мира - «ООН 3.0», а именно:

- создание Комитета по глобальным экзистенциальным рискам или Всемирного Совета по глобальным экзистенциальным рискам;

- создание Открытого Фонда по исследованию экзистенциальных рисков Человечества;

- активизация ООН в направлении всемирного разоружения, содействие развитию открытой науки, национальных культур, международного сотрудничества и народной дипломатии;

-созидание новой Глобальной Системы Экзистенциальной Безопасности на новых открытых принципах;

- формирование Единой Глобальной системы освоения Космического пространства;

- созидание Глобальной системы поиска и отбора нового знания;

- созидание Всемирного Открытого Банка идей (на официальных языках ООН);

- осознанная и согласованная всеми релокация штаб-квартиры ООН в «страну льдов» - Исландию, в Рейкьявик («Рейкьявик» - «Дымящаяся Бухта») или Кефлавик, где сама Природа говорит Человечеству о необходимости более активных действий по ее сохранению. Исландия – страна «дышащей Земли», прекрасное место для глубинных размышлений и новых идей «людей мира», одна из самых миролюбивых стран в мире, народ которой наиболее глубоко пережил последствия недавнего мирового экономического кризиса и успешно применивший принципы прямой демократии;

- передача комплекса зданий ООН в «Городе Завета» - места сосредоточения мировых культур, пережившего экзистенциальный шок 11.09.01, действующим и новым глобальным неправительственным организациям, цель которых созидание устойчивого, демократического мира, сбережение Природы и Человека, проведение здесь Мировых общественных форумов по экзистенциальным рискам Человечества, правам Человека и правам народов, Открытых Мировых научных, философских, экологических, социально-экономических форумов;

- создание Всемирного Центра народной дипломатии (Всемирного Центра «Союз Народов») в «Городе завета», цель которого – развитие и продвижение идеи «союза народов» Эммануила Канта[19];

- созидание на новых экзистенциальных принципах системы европейской безопасности, продвижение и развитие идеи «Большой Европы» как «союза народов» от Азорских островов на западе до острова Диомида на востоке (Diomede Islands), с главным кандидатом на столицу - город Тарту, древнее место встречи народов и культур Западной и Восточной Европы. второй кандидат – Knigs-Grad;

- продвижение идеи Открытой Науки как глубинной движущей силы по преодолению экзистенциальных рисков, глобальных и региональных кризисов в развитии Человечества.

Итог путешествия Протогеометра: глубинный разум «Поколения SKYPE», осознавший все экзистенциальные риски пройденного пути Человечества и риски наступившей Информационной эры совместно творит будущую новую Осознающую себя Вселенную, наполняя ее самыми глубинными смыслами «жизненного мира», в основе которого Аксиома свободы абсолютного выбора: Путь в Будущее выбирает тот, кто должен родиться – Небесный ребенок. Время пришло. Протогеометр узревает «точку Омега» [20]

 

Выводы для путешествия в будущее

 Измучен странствием, я вопрошал судьбину:

“Кто так безжалостно меня толкает в спину?”

– “Взгляни назад!” – гляжу – и жалоба смолкает:

Мое же прошлое вперед меня толкает. [21]

Рабиндранат Тагор

 

1. "Ничто на Земле не проходит бесследно"… [22] 

2. Чтобы услышать голос Вселенной и узреть ее глубинный эйдос, Протогеометр должен остановиться и услышать голос Земли [23], промыслить пройденный путь [24] и в «Международный День Матери-Земли» отпустить на волю коня. [25] 

3. Новые поколения Землян созидают систему прямой открытой демократии (Открытая глубинная демократия) 

4. Формируется глобальная система народной дипломатии, шаг за шагом созидающая на Земле «союз народов» как устремленность Человечества к «вечному миру». [19] 

5. Созидание системы глобальных экзистенциальных табу. 

6. Человечество у порога Эры эонического мышления. «Парадигма части» («парадигма отрезка», «техно-парадигма») уступает место «сверхобобощающей парадигме» - Парадигме целого. «Великая Парадигма, гряди!» [26] 

7. Свободное открытое "Поколение SkyPe» с надеждой начинает свой путь в Будущее… [27,28] Прекрасное далеко… Я начинаю путь…[29]

 

Ссылки

[1] Кант И. Критика чистого разума. М., 1994

[2] Генри Дэвид Торо. Уолден или жизнь в лесу. М., "Наука", 1979

[3] Рогожин В.И. Парадигма части Vs Парадигма целого… Абсолютная порождающая структура / Vladimir I.Rogozhin. Paradigm of the Part Vs. Paradigm of the Whole...The Absolute Generating Structure http://elementy.ru/blogs/users/ideabank/

http://www.fqxi.org/community/forum/topic/1362

http://vixra.org/abs/1301.0019

[4] Рогожин В.И. It from Δ-Logit / Vladimir.I.Rogozhin. It from Δ-Logit

http://vixra.org/abs/1311.0035

http://fqxi.org/community/forum/topic/1796

[5] Браун Л., Флейвин К., Постел С. Конечный срок - 2030 год // Журнал "Америка". 1990..№ 1.

[6] Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология http://philosophy.ru/library/husserl/01/00.html

[7] Дугин А. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., Арктогея, 2002

[8] Римский Клуб. Доклады http://ru.wikipedia.org/

[9] Гераклит Эфесский. Все наследие. М., 2012

[10] Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М.: Ad Marginem, 1996.

[11] Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1987

[12] Клягин Н.В. Происхождение цивилизации (социально - философский аспект). М., 1996.

[13] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

[14] Налимов В.В. Осознающая себя Вселенная. Астрономия и современная картина мира. —М.:ИФРАН, 1996

[15] Земля. Хроника жизни. http://earth-chronicles.ru/news/2013-12-29-57005

[16] А. Печчеи. Человеческие качества. — М.: «Прогресс», 1980

[17] Sir Martin Rees, Our Final Century?: Will the Human Race Survive the Twenty-first Century? (UK) William Heinemann,: ISBN 0-434-00809-5, 2004

[18] Кофи Аннан. Момент истины для Организации Объединенных Наций / http://naviny.by/rubrics/abroad/2006/06/13/ic_articles_118_133148/

[19] Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 269-270.

[20] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: Наука, 1987

[21] Молнии и Лотосы. Индийская лирика XX века в переводе С.Северцева. М. 1975

[22] А Пахмутова, Н Добронравов. Как молоды мы были http://www.youtube.com/watch?v=e4OZ7mW2R6I

[23] Michael Jackson. Earth Song http://www.youtube.com/watch?v=XAi3VTSdTxU

[24] В.Васнецов. «Витязь на распутье» http://nearyou.ru/vvasnetsov/rvit82.html

[25] В.Черницкий, В. Большаков. Песня «Я подозвал коня» http://www.youtube.com/watch?v=xmVFBh6KaoE

[26] Новиков Владимир. В ожидании парадигмы / «Свободная Пресса» 10.11.12 http://svpressa.ru/society/article/60628/

[27] Albano & Romina Power. Libertà http://www.youtube.com/watch?v=94IGca5Q0GY

[28] А Пахмутова, Н Добронравов. Надежда http://www.youtube.com/watch?v=ZdUtTDWwjd4

[29] Е.Крылатов, Ю.Энтин. Прекрасное далеко

http://www.youtube.com/watch?v=HidsxDjRYA4

http://www.youtube.com/watch?v=XueqDSQQcvA