Зима перед Полтавой.

А.С. Пушкин. <История Петра. Подготовительные тексты>

Зима была жестока. Шведы терпели великую нужду, - чему виновен был и Мазепа, свезший весь провиант в укрепленные места, подпавшие в руки русских.

Петр между Путивля и Михайловки определил ввести в Полтаву 5 батальонов при полковнике Келине. Из Лебедина (в жестокую стужу) ездил к местечку Веприку (где было 1500 русского гарнизона, а около стоял Рен), отселе Петр осмотрел Гадяч, занятый тремя полками шведов, и, возвратясь в Лебедин, в воинском совете положил: большей части войска идти к Гадячу, а Алларту к Ромну (где стоял сам король). Буде король не пойдет на помощь к Гадячу, то Алларту не приближаться к Ромну; будо же пойдет, то нашим от Гадяча отступить, а Алларту занять Ромну. Ромна была занята. Сие было в декабре, в жестокие морозы, когда и птицы мерзли в воздухе.

Около 100 человек наших заморозили себе руки и ноги, но Карл, двои сутки простояв в степи, потерял до 4000 (Таубертова рукопись).

Карл, не пашед никого под Гадячем, осадил Веприк и взял оный по троекратному приступу, потеряв 3 полковников, 43 обер-офицеров, 1200 рядовых, кроме раненых, в число коих был его фельдмаршал Рейншильд и генерал-майор Штакелберг.

------------------------------------------------

Тут, как мне кажется, поучительны два момента:

1) мороз губителен для арийских культуртрегеров не вообще, а при определённых тактических предпосылках;

2)  для русского военного искусства характерна тщательная, всесторонняя и заблаговременная подготовка генерального сражения.

 

Ну и, разумеется, следует помнить о том, что без гарнизона Веприка не было бы и Полтавской виктории.