Казнокрад Гагарин.

На модерации Отложенный

Савелий Кашницкий
Казнокрад Гагарин.
http://www.aif.ru/society/history/40439

Как российский губернатор чуть не стал царём Сибири.

Великий зодчий Василий Баженов говорил: "Всех домов прекраснее дом князя Гагарина на Тверской..."
Князь Матвей Гагарин, комендант Москвы, укрепивший стены Кремля и Китай-города в ожидании нашествия шведов, был любимцем Петра и одним из богатейших людей России. Он построил себе дворец в стиле венецианского палаццо, подобного которому, должно быть, никогда не было в Белокаменной.

Ездил в серебре, ел на золоте
За плечами князя были годы воеводства в Нерчинске, строительство канала между Волгой и Доном и Вышневолоцкой водной системы. За что бы ни брался этот деятельный муж, всё у него получалось.

Матвей Петрович питал слабость к архитектурным шедеврам. Знаменитый палаццо на Тверской (на месте нынешнего дома № 4  в 1707-1708 гг. для Гагарина выстроил итальянец Джованни Фонтана. В интерьерах применялись дорогие породы дерева для наборных паркетов, мрамор, хрусталь, серебро и золото, в висячих аквариумах резвились редкие рыбы.

Гагарин не смущался, что роскошью личных апартаментов затмевал царя. В Тобольске, куда он прибыл в начале 1713 года, назначенный первым губернатором Сибири, Матвей Петрович выстроил себе дворец, поражавший воображение иностранных гостей.


Недавно тобольские археологи обнаружили в подвале пороховой погреб: губернатор скопил немалый арсенал оружия. Из пленённых под Полтавой шведов он сколотил боеспособное стрелковое подразделение - якобы для добычи пушнины, ценившейся наравне с золотом. Однако современник, Филипп Юхан фон Страленберг, шведский участник Полтавской битвы, сосланный в Сибирь и ставший там географом, историком и этнографом, писал о затеях губернатора совсем иное: князь Гагарин ездил в карете, окованной серебром, ел на золотой посуде, умышлял отделение вверенного ему края от России и создание самостоятельного царства. Вот для чего он вооружил пленных шведов!


Так это или нет - спорят историки. Хотя мнительный Пётр то и дело получал из Сибири царские подарки, доносы о лихоимстве губернатора опережали его дары. Но Гагарин не допускал мысли о своей опале: дочь он выдал замуж за сына сенатора Ивана Головкина, сына женил на дочери вице-канцлера Петра Шафирова. Плюс личная дружба с Меншиковым и дорогие подарки, передаваемые через Алексашку жене царя Екатерине… Казалось, схвачено всё.

Пролёт Гагарина
Однако монарх направил в Сибирь преданного лично ему полковника с тайной миссией собрать досье на князя Гагарина.

Перед командировкой порученец посетил Екатерину Алексеевну, убедившую его не обнаруживать перед супругом компромат на губернатора (видно, подарки из Сибири делали своё дело). Но хитрый царь следом за ним послал в Сибирь своего денщика Егора Пашкова - проследить, добросовестно ли полковник изучит «коррупционную составляющую» дела Гагарина.



После Гагариных здесь был английский клуб. Фото Эдуарда Кудрявицкого, АИФ
Незадачливый ревизор, вернувшись, доложил царю: Гагарин предан и чист; однако на очной ставке с Пашковым раскаялся и признался, что выгораживал Гагарина по просьбе царицы. «Ты кому присягал - ей или мне?» - негодовал царь. Нечестивца казнили. А Гагарина он вызвал в 1718 г. к себе - якобы для участия в суде над сыном Алексеем. По прибытии в столицу его заточили в Адмиралтейскую тюрьму. Следствие с допросами и пытками длилось больше двух лет. Весной 1721-го отправленного в отставку сибирского губернатора судили ближайшие сподвижники Петра, среди которых были оба свата подсудимого - Головкин и Шафиров. По приговору суда князя

Гагарина повесили между зданиями юстиц-коллегии и биржи. Больше полугода изъеденный птицами труп болтался на площади в назидание чиновникам: из своих окон они видели тело казнокрада.


Конфисковали и его богат­ства, и роскошные дворцы. Всему же княжескому роду Гагариных принадлежало несколько зданий в Москве.
Одно из самых блестящих - усадьба на Страстном бул., 15/29, - построено в 1776 г. Матвеем Казаковым для сенатора Сергея Васильевича Гагарина. Именно в этом здании, перестроенном после пожара Осипом Бове, в Английском клубе чествовали князя Багратиона. Здесь Л. Толстой в «Войне и мире» устроил приведшую к дуэли ссору Пьера Безухова с Долоховым. Здесь же в больнице Московского университета проходил практику студент-медик Антон Чехов. Сегодня здание расселено, пустует и ветшает. Три других красивейших ампирных усадебных дома сыновей Сергея Васильевича - коннозаводчика Сергея, литератора Ивана - и внука, тоже Сергея, украшают Армянский переулок - дом 13  (арх. М. Казаков), Поварскую улицу - дом 25а (арх. Д. Жилярди) и Знаменку - дом 12/2 .

Автор благодарит за помощь научного сотрудника Тобольского музея-заповедника Алексея Ламбина.