КАМЛАНИЕ

 

 На Таймыре издавна проживают немногочисленные племена коренных народностей – нганасаны, энцы, ненцы, долганы. Нганасаны – самый древний народ Таймыра, их предки населяли эту землю еще пять тысячелетий назад. Основные занятия нганасан - охота на дикого оленя и сезонные промыслы – охота на гусей, уток и рыболовство, поэтому этот народ вел полуоседлый образ жизни. Позже, когда нганасаны освоили оленеводство, они стали вести кочевой образ жизни.

 Энцы – самый малочисленный народ Таймыра. Их численность составляет около 130 человек. Раньше они являлись кочевым народом, сейчас кочевников среди них становится все меньше. В настоящее время занимаются главным образом охотой и рыболовством, пасут домашних оленей.

 Долганы составляют основное коренное население Таймыра и являются сравнительно молодым народом. Ненцы являются исконными оленеводами. В течение всего года они кочуют со стадами оленей по просторам тундры.

 Чумы стоят прямо на берегу Пясины. Нямы-мать, так называют нганасаны эту реку издревле. Здесь они промышляют диких оленей, зверя и рыбу. И здесь, как обычно, любят собираться старые друзья. За чашкой крепкого чая, беседуют о житье-бытье, о рыбалке и охоте. А когда приезжают гости, то режут оленя, варят и жарят, делают строганину, сагудай из свежей рыбы, пекут лепёшки.

Мы с приятелем прилетели на вертолёте по приглашению Ивана Турдагина, внука потомственного шамана нганасан. Дед его был шаманом, потом его сменил отец, но погиб на охоте. Привезли муку, сахар, соль, чай, консервы и, конечно, канистру спирта.

 Чум Ивана был довольно просторный. Посередине стояла каменная печурка с открытым огнём.

Вокруг спальные места. Мебели никакой. Парки (одежда) висели на натянутых верёвках. Посуда (котелки, плошки, ложки) валялись в беспорядке вокруг костра. Семья Турдагиных большая. Бабушка, мать, пять сыновей, их жёны, три дочери.

 Пока женщины занимались стряпнёй мы с Иваном пошли к оленям. Стадо у них большое. Больше тысячи голов. Они мирно паслись, не обращая на нас внимания. Младшие играли в прятки среди оленей. Позвали к очагу. Налили кружку спирта и пустили по кругу. Каждый делал по глотку, запивал водой, закусывал тем, что послали Духи. У нас говорят, что Бог послал. Иван облачился в наряд шамана и начал стучать в бубен. Потом вступил его брат с варганом.

 Сначала тихо, потом всё громче. Я закрыл глаза и невольно стал покачиваться в такт мелодии. Мне казалось, что я поднялся над чумом и улетел высоко в небо. Тела не чувствовал абсолютно. Слышал какие-то шорохи, приглушённые разговоры, рычание зверя и пение птиц. Это было похоже на медитацию. Когда я открыл глаза, то увидел, что все сидят покачиваясь с закрытыми глазами. В том числе и шаман Иван.

 Это было камлание. Это был транс.