Сегодня Лермонтову 200 лет. И что?
На модерации
Отложенный
Лермонтову не повезло – в 100-летие его рождения началась первая мировая война, в 100-летие его смерти началась Великая Отечественная война. Поэтому его юбилеи никогда не отмечали. Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Лермонтова.
А что многие люди сегодня знают о Лермонтове? В лучшем случае самые образованные из них могут только повторить заезженную фразу о том, что «Лермонтов повторил судьбу Пушкина». Это лишённая всякого смысла фраза, не имеющая никакого отношения к действительности. Лермонтов и Пушкин были противоположностью друг друга.
Лермонтов стал известен только в 23 года (за 4 года до смерти), когда написал стихотворение «На смерть поэта» по случаю гибели Пушкина – НАПРОТИВ – Пушкин публиковался и был известен с отрочества, где-то с возраста 15 лет.
Лермонтов был мрачным и замкнутым человеком, интровертом – НАПРОТИВ – Пушкин был весёлым и общительным человеком, экстравертом.
Лермонтов был вызван на дуэль Мартыновым – НАПРОТИВ – Пушкин сам вызвал на дуэль Дантеса.
Лермонтов стрелял первым и показательно выстрелил в воздух – НАПРОТИВ – Пушкин стрелял вторым, тщательно прицеливался и радовался, что ранил Дантеса.
Лермонтов был убит на месте – НАПРОТИВ – Пушкин был ранен и умер через несколько дней.
Как же мы сегодня отмечаем 200-летие со дня рождения Лермонтова? Почти никак. Пара документальных фильмов по телевизору после полуночи. И всё.
Не зная и не уважая свою историю и культуру, частью которой является русская классическая литература, нельзя обеспечить условия для успешного развития государства, тем более такого как Россия. У нас имеется, ЧТО изучать и ЧЕМ гордиться. Русская культура является самой развитой и высочайшей культурой в мире. Для русского человека важно ощущение принадлежности себя к великой стране и к великой культуре.
Именно поэтому рассыпались в прах все хитроумные и логически разработанные планы по завоеванию России во все времена истории (судьбы Наполеона и Гитлера наиболее показательны). Против нравственной силы духа русского человека ничто не устоит.
Поэтому сохранение и приумножение русской культуры является основой развития и процветания нашей страны - России.
Раньше это прекрасно понимали. В 1952 году, через 7 лет после тяжёлой войны, когда отмечалось 100-летие со дня смерти Гоголя, были переизданы его произведения отдельными книгами и сборниками многотысячными тиражами, вышло новое полное академическое собрание произведений Гоголя, в журналах появилось множество искусствоведческих статей по творчеству Гоголя, по радио шли передачи про Гоголя и радиоспектакли по его произведениям, были сняты прекрасные художественные фильмы-экранизации по произведениям Гоголя. По случаю 100-летия со дня смерти Гоголя в Большом театре было проведено торжественное собрание Академии Наук СССР, на котором присутствовали иностранные гости, многие академики выступали с докладами – собрание длилось более 4 часов, всё это время от начала до конца Сталин присутствовал на этом собрании (ему тогда было почти 73 года). Материалы и доклады этого торжественного собрания Академии Наук СССР широко обсуждались в газетах и журналах и были выпущены отдельной книгой .
Сравните с нынешним вниманием к русской культуре. Да…., Мединскому до Сталина далеко. Не повезло Лермонтову.
В заключение одна из интересных эпиграмм Лермонтова –
«За девицей Эмили
Молодёжь как кобели,
У девицы же Надин
Был их тоже не один,
А у Груши в целый век
Был лишь Дикий человек».
Поинтересуйтесь сами в литературных источниках, кто были все эти люди – будет интересно.
Комментарии
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря,
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых...
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали,
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна...
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит... все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет -
Ей ничего не значит!
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
------------------------------------------------
Какие же недоумки укронацисты от такой культуры отказываются!!!
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&cad=rja&uact=8&ved=0CCUQtwIwAQ&url=http%3A%2F%2Fwww.moskva.fm%2Fartist%2F%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581_%25D1%2588%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%2Fsong_1812660&ei=_jI-VK7zIOK7ygPKjYLIDw&usg=AFQjCNEcV1dzTMkYE8KSkTtn0kiVfPJhBA&sig2=J1AbYH5RQWTsfGmLMOdYXw&bvm=bv.77412846,d.bGQ
Хоть со мной наедине;
Стыд ненужный отгоняя,
Подойди — дай руку мне.
Не тепла твоя светлица,
Не мягка постель твоя,
Но к устам твоим, девица,
Я прильну — согреюсь я.
От нескромного невежды
Занавесь окно платком;
Ну,- скидай свои одежды,
Не упрямься, мы вдвоем;
На пирах за полной чашей,
Я клянусь, не расскажу
О взаимной страсти нашей;
Так скорее ж… я дрожу.
О! как полны, как прекрасны
Груди жаркие твои,
Как румяны, сладострастны
Пред мгновением любви;
Вот и маленькая ножка,
Вот и круглый гибкий стан,
Под сорочкой лишь немножко
Прячешь ты свой талисман;
Перед тем, чтобы лишиться
Непорочности своей,
Так невинна ты, что мнится,
Я, любя тебя,- злодей.
Взор, склоненный на колена,
Будто молит пощадить;
Но ужасным, друг мой Лена,
Миг один не может быть.
Полон сладким ожиданьем,
Я лишь взор питаю свой;
Ты сама, горя желаньем,
Призовешь меня рукой;
И тогда душа забудет
Все, что в муку ей дано,
И от счастья нас разбудит
Истощение одно.
Опередили...
См. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20909/episode_id/1087020
Олег Погудин исполняет песни и романсы на стихи М.Ю.Лермонтова.
Комментарий удален модератором
Хотя соглашусь, что особым патриотом он не был. Скорее наоборот...
И «друг Мартыш», — майор Николай Соломонович Мартынов, — пресловутый «montagnard au grand poignard», однажды, таки не выдержал. «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет… На вечере в одном частном доме,— за два дня до дуэли,— он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову,— на каждом шагу показывая явное желание мне досадить.— Я решился положить этому конец».
И положил... в грудь навылет.
В имении Мартынова располагалась колония и "воспитанники" разорили семейный склеп утопив останки Мартыновых в пруду...
Впрочем явление сие было массовым... Михайловское и Тригорское сожгли устроив свинарник, а в доме няни - пчельник..
В Осташкове наказанием для колонистов являлось сбивание фресок со стен монастырских...
Титулярный советник князь Васильчиков: «…расставив противников, мы, секунданты, зарядили пистолеты (установлено, что были использованы дальнобойные крупнокалиберные дуэльные пистолеты Кухенройтера с кремнево-ударными запалами и нарезным стволом), и по данному знаку господа дуэлисты начали сходиться: дойдя до барьера, оба стали; майор Мартынов выстрелил. Поручик Лермонтов упал уже без чувств и не успел дать своего выстрела; из его заряженного пистолета выстрелил я гораздо позже на воздух».
Корнет Глебов: «Дуэлисты стрелялись… на расстоянии 15 шагов и сходились на барьер по данному мною знаку… После первого выстрела, сделанного Мартыновым, Лермонтов упал, будучи ранен в правый бок навылет, почему и не мог сделать своего выстрела».
Цитата из петербургской публичной лекции Владимира Сергеевича Соловьёва "Лермонтов" в 1899-м году.
Кстати, поищите полный текст, думаю он поможет вам более глубоко понять личность поэта.
Каково было человеку талантливому среди людей пусть и не плохих, но пустых и лицемерных?!
"Умы совершенствуются медленно".
Возьмите сегодня любую корпорацию и убедитесь, что талант там будет изгоем!
Мог ли Лермонтов выжить среди интриганов и повес? Только до поры, до времени.
А вся эта чушь с пропагандистскими "фуршетами" по поводу юбилеев, яйца выеденного не стоит.
Один только "Алексей Альпов" гусский, и рьяно бережёт от покусителей свои культурные стереотипы.
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Не просто далеко - бесконечность...
Эту закономерность заметила Ахматова (связь 1914 и 1941 годов с Лермонтовым), она писала об этом в 1964, когда сняли Хрущёва (тоже поворотная веха, как оказалось). А после того, что нам устроил 1991 (150 лет со дня смерти), признаться, ждала 2014 с некоторым трепетом. Он не обманул ожиданий :(
И скучно, и грустно.
Выхожу один я на дорогу.
Люблю Россию я, но странною любовью.
Бэла. Тамань.
Не большой знаток творчества Лермонтова, но люблю с детства.
ПРЕДСКАЗАНИЕ
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Им бог — свобода, их закон — война,
Они растут среди разбоев тайных,
Жестоких дел и дел необычайных;
Там в колыбели песни матерей
Пугают русским именем детей;
Там поразить врага не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро — добро, и кровь — за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь.
(с) ИЗМАИЛ-БЕЙ.
Д.Дудаев сказал, что о чеченах лучше не сказал даже чечен. Ещё Дудаев говорил, что, если бы офицеры шедшие воевать на Кавказ, читали бы призведения Лермонтова, то чеченский конфликт протекал бы не так остро.
Оно вам не поможет вновь.
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
= = = =
А я думаю, что многие как раз и читали.
Звучали песни и романсы на стихи М.Ю.Лермонтова.
См. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20909/episode_id/1087020
Сегодня Лермонтову 200 лет. И что?
да ничего... помним, читаем. посмотрите начало ролика. хотя бы...
Ну зачем же так Сталина обижать?
:-(((
а никто не понимает с каким...
И по батюшке он Соломоныч.... Ну а члентво в РСДРП документально не подтверждается!
Дед А.С. Пушкина, таки и вообще Абрам...
Но Солнце Русской Поэзии мы евреям не отдадим!
Мы скорее Левитана русским считать будем!!!
Во многих школах, в выложенных в интернете планах есть лермонтовские мероприятия.
В сети (!) библиотек М. Ю. Лермонтова проводятся конференции, издаются Труды, выставки, концерты.
В МГУ и в СПбУ, в Тарханах, в Пятигорске ... - представительные МЕЖДУНАРОДНЫЕ конференции... и т. д.
Проблема в другом - а) целенаправленный увод в России всех обсуждений Лермонтовского наследия от того ОСНОВНОГО, чем Лермонтов обогатил МИРОВУЮ культуру; б) спекулятивные в своей упрощенной ПРЯМОЛИНЕЙНОСТИ "критические" соотнесения строк Лермонтова с нынешней российской властью; в) увод в одностороннее восхищение поэтической красотой от глубочайших философских смыслов.
Экспромт относится к дочерям П. С. и М. И. Верзилиных — Эмилии, Надежде и Аграфене.
В 1841 году в Пятигорске, по воспоминаниям современников, одним из домов, которые часто посещал Лермонтов, был дом наказного атамана кавказского войска, генерал-майора Петра Семеновича Верзилина.
Эмилия Александровна Клингенберг (1815—1891) впоследствии вышла замуж за друга и родственника Лермонтова А. П. Шан-Гирея и написала ряд воспоминаний о Лермонтове («Новое время», 1881, № 1983; «Ист. вестник», 1881, № 10; «Нива», 1885, № 27; «Русск. архив», 1887, № 11; «Русск. архив», 1889, № № 6 и 12; «Новое время», 1869, № 4781; «Русск. обозрение», 1891, № 4; «Маяк», 1891, № 36; «Север», 1881, № 1983 и 1891, № 12).
В последнем стихе экспромта речь идет о нагайском приставе Дикове, с которым была в это время помолвлена дочь Верзилина — Аграфена Петровна.Экспромт этот известен и в другой редакции:
Пред девицей Emilie
Молодежь лежит в пыли,
У девицы же Nadine
Был поклонник не один;
А у Груши целый век
Был лишь дикий человек
Комментарий удален модератором
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил.
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья -
Им не радость, ни печаль.
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.
В день томительный несчастья
Ты о них лишь вспомяни,
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!
Поэт не находил родственную душу, всё его творчество пронизано разочарованием, и выразить себя полнее, чем до гибели в 26 лет, ему было уже невозможно: он, гений с юности, рано исчерпал свой духовный клад и высказал всё.
Показательно, что зная свою шотландскую родословную, притом в совершенстве владея английским, французским и немецким языками, Лермонтов, начинавший на них писать стихи, всё же отдал предпочтение Русскому языку как наиболее выразительному и полно передающему
чувства.
Лермонтов без сомнений только Русский поэт, как бы не пытались всякого рода "исследователи" причислять его к "европейским" авторам.
насчет "неприятия" - не факт, что это было основное переживание Лермонтова. Его мучили другие предметы и это мучение, вкупе с талантом поэта, породило его произведения.
А красивый тезис о "неприятии" - манипуляторская придумка тех, кто "нормами морали" воспитывает послушных себе.
Последний факт послужил поводом для написания этой эпиграммы:
"Россию продает Фаддей
Не в первый раз, как вам известно,
Пожалуй, он продаст жену, детей
И мир земной, и рай небесный,
Он совесть продал бы за сходную цену,
Да жаль, заложена в казну".
Существует и более короткий вариант этой эпиграммы:
"Россию продает Фаддей
И уж не в первый раз, злодей".
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор.
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
1829
Его грядущее иль пусто иль темно."
Почти 200 лет прошло.
Комментарий удален модератором
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор.
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
1829
Такая пустая и глупая шутка... "
Похоже что Лермонтову в очередной раз " не повезло" 200 летний юбилей приходится на очередной период перемен.... в том числе и в психологии и культуре....
Вот и здесь нашлись такие людишки, которые пытаются очернить нашего самого талантливого писателя, жизнь которого их моральные предтечи оборвали в 27 лет.