Когда умирает память - рождается фашизм

На модерации Отложенный

 

 

 

 

Пресса пестрит сообщениями о разрушении военных памятников, пренебрежении к Вечному огню, неуважении к ветеранам. На пьедестал, как, например, на Украине, поднимаются откровенные, извините, живодеры. Регулярно патриотов в России порой обвиняют в нацизме, а нацисты на той же Украине считают себя… патриотами. А где граница между патриотизмом и нацизмом? О зверствах фашизма нужно говорить громко или просто молчать? И есть ли лекарство от фашизма?

 

На сложные вопросы нет простых ответов. Их не может быть, простых. Но лекарство от фашизма есть. Причем, у каждого человека оно свое, некой коллективной прививки, как от гриппа, не существует. Для меня лично таким противоядием стала поездка в белорусскую Хатынь в седьмом классе. Местная бабулька, которая жила здесь, подошла к нашей экскурсионной группе и почему-то раздала всем по кусочку сотового меда, дав запить вкуснейшей водой из деревенского колодца.

 

Экскурсовод за ее спиной развел руками: мол, не обращайте внимания, она еще с войны контуженная. А бабушка почему-то очень внимательно всматривалась в одну из моих одноклассниц, в которую я, между прочим, был по уши влюблен. Старушка гладила ее по голове и приговаривала: как мол, похожа девочка на ее юную родственницу, которую фашисты заживо спалили…

 

Всю обратную дорогу наш автобус молчал. А меня душили слезы пацанской обиды. Как?! Её, мою девочку, тоже кто-то может сжечь, какие-то сволочи-фашисты? С тех пор слово "фашист" для меня сугубо ругательное. Эмоциональная прививка оказалась сильнее воспитательных бесед пионервожатых, учителей и даже ветеранов. Сейчас думаю: вот если бы у каждого человека был такой случай в личной жизни, то и фашизма бы никакого не было…

 

А ведь незадолго до этого меня же очень впечатлили четкие, красивые, стройные колонны солдат из фильма "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма, показанного тогда по советскому ТВ. Сильные, мужественные и одухотворенные киношные лица пацанов из гитлерюгенда тогда вдохновили — и подвигли к тому, что я не отказывался играть во дворе в войнушку на стороне немцев! Потом, после Хатыни, еще даже не взрослый, а совершенно детский страх за первую любовь, которой мог бы вдруг лишиться, спас меня, считаю. Спас по жизни. Говорят, фашизм родило равнодушие. А равнодушие — это когда люди не реагируют на то, что не касается их лично. Вот меня и коснулось…

 

Как-то, на исходе 90-х случайно познакомился я с немолодым немцем, приехавшим с женой попутешествовать по Золотому кольцу. По-русски он говорил сносно. В плену научился. Всякий раз, когда мы заговаривали о войне, он обижался на мои слова, что русские победили немцев. Его жена потом в сторонке объяснила по-английски (по-немецки — то я и сейчас не понимаю): мол, не говорите, что немцы проиграли. Говорите — фашисты. Когда я сказал, что войну проиграли фашисты, он меня обнял… У каждого своя прививка по жизни. Кстати, тот немец (не знаю, жив ли он теперь), ни за что не хотел уезжать из Ярославля, где мы, собственно, и познакомились, пока не положит цветы к Вечному огню…

 

На днях вспомнил я как раз этот случай, когда прочитал о другом. Одна из жительниц Тольятти решила устроить откровенную фотосессию возле Вечного огня, а затем выложила свои фотографии в социальные сети. За несколько часов ее снимки собрали более полумиллиона комментариев. Жители города требуют самого жестокого наказания для непутевой девушки. Причем, подобная акция уже не первая в Самарской области. Мне кажется, что девушка и не понимала, что делает. Какой эмоциональный удар должна она перенести, чтобы понять — так нельзя!

 

"Ужесточением наказания проблемы не решить. Люди должны быть так воспитаны, чтобы у них даже и мысли не возникало устраивать подобные "мероприятия" рядом с мемориалами, — cказал тогда в интервью Pravda. Ru депутат Самарской городской думы, член комитета по социальным вопросам, руководитель Самарского регионального отделения организации "Боевое братство" Андрей Мастерков. — А с воспитанием в нашем обществе как раз и проблемы. Поколение 80-90-х годов вообще почти потеряно. Этот поступок жительницы Тольятти — проявление бескультурия. Вряд ли девушка задумывалась о том, что делает. Сейчас необходимо задуматься о патриотическом воспитании молодежи, у людей нет ничего святого. И с этим нужно что-то делать".

 

Сообщения об осквернении памятников героям войны исчисляются сотнями, если не тысячами. Причем, не где-то "там", а у нас под боком. И не надо говорить, что, мол, "дурость — это не отсутствие ума, это просто такой ум". Это отсутствие не только ума, но и души…

 

В последние дни звучат из уст политиков слова хунта, террористы, правый сектор и так далее. Никто официально пока не произносит слово фашизм в привязке хотя бы к той же Украине, само понимание этого слова будто размывается, как и слово нацизм. Увы… Фашизм возвращается!

 

"Либеральная идея фактически умирает. Она была направляющей, руководящей для Европы последних десятилетий. На этом фоне растет интерес к разным альтернативам, причем зачастую достаточно жестким, — так декан факультета социологии и политологии Финансового университета Александр Шатилов в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, с чем связан повышенный интерес к Гитлеру, возникший в последнее время в Европе. — Подогревает ли кризис на Украине интерес к этой теме, националистические настроения? В какой-то мере действительно подогревает, потому что Запад вынужден идти на определенный идеологический компромисс, поддерживать в качестве главной ударной силы для борьбы с Россией ультрарадикальные и неонацистские группировки на Украине. Запад также вынужден идти на определенный компромисс внутри страны и возрождать милитаристский дух страны и национализма. По крайней мере, в отношении России. Прежде всего, это выгодно неонацистским организациям, потому что раньше они находились в маргинальном статусе, а сейчас у них появляется шанс повысить популярность…".

 

"О зверствах нацизма говорить надо однозначно и в полный голос, — поделился своим мнением с Pravda.Ru директор Института военной истории Иван Басик. — Зверства нацизма — это не наши придумки, не придумки немцев или украинцев, это решение Нюрнбергского трибунала, которое признано всем миром и которое не оспаривают те, кто совершал эти преступления.

А что касается патриотизма и нацизма — это совершенно разные вещи. Патриотизм — это осознанное явление, направленное на то, чтобы защищать интересы государства, нации, групп людей. А нацизм — это античеловеческая идеология, она никакого отношения к патриотизму не имеет. Если патриотизм в том, чтобы за счет другого мира сделать процветающей свою нацию, то это далеко не патриотизм. Это чистейшей воды нацизм и фашизм! Есть ли какое-то универсальное лекарство от фашизма? Да, это прозрачные демократические государства и общие усилия международного мирового сообщества".

 

"Вряд ли можно встретить здравомыслящего крымчанина, который так же спокойно, как некоторые представители Запада, воспринимал бы фашистские марши и в столице Украины, и в городе-герое Одессе, и на западной Украине, и в некоторых городах Юго-Востока. Вот где сегодня, к прискорбию, пылают очаги напряженности, — так Городской голова Симферополя Виктор Агеев специально для Pravda.Ru прокомментировал заявление канцлера Германии Ангелы Меркель, сообщившей, что она против проведения военного парада в Крыму. — А у крымчан крепкая память о фашизме вообще и об оккупации Крыма, в частности. Мы помним не только своих дедов-героев. Мы помним и о злодеяниях тех, от кого советские солдаты спасли, в том числе, и Европу с Германией. Людская память — это и есть лекарство от фашизма!".

 

"Для того, чтобы определить разницу между нацистом и патриотом, надо знать его идеологию и где, и как он воспитывался, — сказал Pravda. Ru ветеран ВОВ, генерал армии, председатель общественной организации ветеранов вооруженных сил Виктор Ермаков. — Я лично считаю, что патриот никогда не станет нацистом, а нацист никогда не станет патриотом. Нацист — это человек, который не любит людей".

 

 

 

"Увы, налицо пример не из истории, а из нынешней жизни… Все, что происходит на Украине, спровоцировано какими-то реальными структурами или общественными организациями, — говорит президент Фонда защиты прав ветеранов ВОВ и труда Алексей Шилов. — Под общественными организациями там подразумеваются структуры, которые финансируются известными людьми для создания саботажа и беспорядка. То, что происходит на Украине требует большего, может быть, даже, извините, более грубого внимания со стороны россиян. Я очень недоволен тем, что происходит, и считаю, что надо громче об этом говорить. Позиция, которую занимает Россия, конечно, может быть, с точки зрения дипломатии и правильная. Но я по своей сути не дипломат — я обычный человек, который живет в России. И мне очень больно видеть, как оскверняются памятники, и люди приписывают себе заслуги, которые противоречат всем человеческим моральным принципам. И лекарство от фашизма есть — очень жестко все его проявления пресекать, говорить об этом открыто!".

 

"Сейчас немцы пытаются разобраться, кто они такие после Второй мировой войны, вообще в новом мире, потому что этот новый мир становится гораздо более сложным и многомерным. Думаю, что здесь, возможно, есть и элементы фашизма, который присутствует во многих странах и Восточной Европы, и особенно Прибалтики, и на Украине, — так вице-президент международного фонда экономических и социальных реформ Андраник Мигранян в интервью Pravda.Ru рассказал о том, почему повысился интерес немцев к личности Гитлера. — Марши бывших эсэсовцев демонстрируют тот факт, что фашистские коллаборационисты часто оказываются в более выгодном положении, чем те, кто воевал против фашизма…

 

Один из политиков остроумно заметил, что НАТО создавалось для того, чтобы Германию прижать к ногтю или к ноге, американцев держать в Европе, а Россию или Советский Союз вытолкнуть из Европы. После окончания холодной войны попытка принизить Россию вызывает очень серьезную негативную реакцию. Поэтому нужны более аккуратные отношения, меньше бесцеремонности, когда за Европу говорит Вашингтон, когда за лидерами тех или иных стран наблюдают и слушают, и фиксируют это все, это создает чувство неполноценности. Это плохо, потому что это могут использовать и фашисты, и националисты, кто угодно. Национальное возрождение идет под разными флагами, оно может пойти под коммунистическими, под антикоммунистическими или под националистическими флагами. Так, украинские националисты-бандеровцы — это попытка поиска идентичности, чудовищная, радикальная, националистическая, ведущая к краху украинской государственности и нации…".

 

И напоследок опять про Украину. Помнится, нашу троицу в старших классах учителя и детская комната милиции (так это тогда называлось) в белорусском городе Бобруйске не знали даже, как "разлучить". Уж больно, так сказать, активными мы были — еврей Бискин (родился в Кременчуге), украинец Нестерчук (из Донецка), русский Михайлов (корни в Ярославле). Сейчас один в Израиле, другой в Германии — ну, а дома, в России, один я остался, как-то не могу без родных дураков и дорог, извините. Что, вы думаете, они пишут мне по поводу последних событий?

 

"Андрюша! Мне стыдно за Коломоя. Еврей купил украинцев, чтобы те гоняли русских! Потом же, как всегда, вы объединитесь и начнете гонять меня (шутка). У нас тут вроде хотят уже собирать подписи, чтобы этого фашиста к нам не пускали, когда все там закончится. Ведь должен же он будет куда-то бежать? К себе не пустим. И еще, как там у вас с билетами до Хайфы? Мне же надо как-то возвращаться домой, после того, как я съезжу и лично набью морду этому поцу!" — пишет Боря (в школе — Беня). Этот если сказал — то сделает. Трепещи, Коломойский…

 

"Андрюха, мне стыдно! Не верь, что немцы за этих (далее я подверг его письмо цензуре — вычеркнул пару очень "ярких" слов про киевскую власть). Никого за них тут нет. Все ерунда. Почему Россия молчит? Фашистов так просто не остановить! Стукни, когда приезжать, я готов!" — написал Саня Нестерчук из Гамбурга.

 

И знаете, что я им обычно отвечаю на такое? Спасибо, ребята, что карта памяти у вас не глючит и не стерлась. Значит, фашизм не пройдет!

 

Андрей Михайлов