Не кормите троллей

На модерации Отложенный
Сетевой троллинг, вопреки тому, что думают о себе его любители, ‒ не изящное искусство, а обыкновенный садизм.

Чем плотнее входят в нашу жизнь социальные сети и интернет-общение, тем сильнее размывается представление о том, кто такие тролли. В строгом смысле слова интернет-тролль – пользователь, вступающий в дискуссии, чтобы спровоцировать скандал, разозлить и оскорбить оппонентов, манипуляциями заставить их потратить на себя время и нервы. Очевидно, что случайно к такому результату может привести любое обсуждение, но тролль добивается этого эффекта целенаправленно и осознанно, испорченное настроение других пользователей – его эмоциональная «пища».

Сейчас троллями часто – и ошибочно – называют любых грубиянов и страстных спорщиков в Сети. На самом деле истинный тролль – существо опасное: канадские психологи установили, что в структуре личности троллей ярко выражены садистские черты.

 

Название работы, проведенной специалистами психологического факультета Университета Манитобы* (исследование опубликовано в журнале Personality and Individual Differences), тавтологично. Поскольку сетевой троллинг – по определению садистическая практика, неудивительно, что «развлекаться» сетевым троллингом предпочитают люди, склонные к садизму. И тем не менее лишний раз назвать кошку кошкой (а тролля – садистом, каковым он и является) не помешает.

Эрин Бакельс (Erin E.

Buckels) и ее коллеги провели онлайн-анкетирование в общей сложности 1215 человек. Часть вопросов имела целью оценить, насколько респонденты склонны к садизму (например, «В какой мере вы согласны с утверждением «Мне нравится причинять страдания»?», «В какой мере вы согласны с утверждением «Мне нравится реалистичное изображение фонтанов крови в компьютерных играх»?»). Кроме того, опросники выявляли выраженность черт так называемой «темной триады» (нарциссизм, психопатия и «макиавеллизм», то есть злонамеренная манипулятивность). Другие вопросы касались сетевой активности, стиля и манеры участия в интернет-дискуссиях ‒ в частности, людей спрашивали, сколько времени они проводят в социальных сетях и чем конкретно там занимаются (болтают с друзьями, участвуют в содержательных дискуссиях, троллят). Ну а потом осталось сопоставить одно с другим и выявить корреляции.

 

И действительно, любители троллинга продемонстрировали ярко выраженную склонность к садизму, которой не обнаружилось у тех, кто предпочитает проводить время в Сети более мирным образом. Среди других патологий личности найдена связь, хотя и более слабая, троллинга с психопатией и с макиавеллизмом, но не с нарциссизмом.

По словам Бакельс, неожиданным для нее самой результатом стала четкая зависимость между склонностью к троллингу и временем, которое люди тратят на комментирование публикаций в интернете. Видимо, это и объясняет феномен «ад в комментах», способный испортить настроение даже тем, кому хватает выдержки не кормить троллей и не ввязываться в споры с ними.

* E. Buckelsa, P. Trapnellb, D. Paulhusc «Trolls just want to have fun», Personality and Individual Differences, September 2014.