Россия может перехитрить вирус Эболы

На модерации Отложенный

Африканские студенты – главный фактор риска распространения эпидемии в нашей стране

лихорадка эбола, африка, воз

Всемирная организация здравоохранения заявила, что новые случаи заражения лихорадкой Эбола в Европе неминуемы. В российской прессе появились сообщения со ссылкой на исследование лаборатории моделирования биологических и социотехнических систем (MoBS) Северо-Восточного университета Бостона, что с вероятностью 1% первый носитель вируса Эбола пересечет российскую границу 24 октября. Отечественные эксперты в данном случае скептически оценивают точность математических моделей.

«Никаких панических прогнозов в Российской Федерации нет и быть не может, потому что ситуация контролируется, все мероприятия проводятся», – заявила вчера глава Роспотребнадзора Анна Попова, комментируя появившиеся сообщение американских ученых о возможном завозе вируса Эболы в РФ в конце октября. «Завозы, безусловно, возможны, но спрогнозировать с точностью до дня – это сегодня из области ирреального».

Фактически подтверждают слова главы Роспотребнадзора и другие эксперты. «Завоз (вируса Эболы) возможен. Вероятность возрастает пропорционально интенсивности поездок в соответствующие регионы Африки», – заявил заведующий отделом арбовирусных инфекций НИИ вирусологии им. Ивановского Минздрава РФ, профессор Александр Бутенко. По его словам, интенсивность контактов между Россией и странами Западной Африки, где отмечена вспышка лихорадки Эбола, невысокая.

Тем не менее возникает вопрос: как можно оценить вывод сотрудников MoBS о том, что 24 октября с вероятностью 1% границу России пересечет первый инфицированный вирусом Эбола? Насколько это серьезно?

«Это несерьезные оценки, – заявил бывший военный микробиолог, полковник запаса, кандидат биологических наук, автор монографии «Биологическая война» (М., 2013) Михаил Супотницкий. – Где гарантии, что они уже не пересекли границу? Подобные математические модели строятся на очень вольных коэффициентах и допущениях. Ни одна математическая модель не может быть достовернее данных, положенных в ее основу. По гриппу, например, они не подтвердились на практике. Все от лукавого! Их обычно составляют задним числом, тогда они выглядят слегка достоверно. Первичный резервуар вируса возбудителя лихорадки Эбола, неизвестен, по вторичному резервуару еще ученые спорят. Как возникают вспышки лихорадки Эбола, тоже ясности нет. Откуда модель? Математические эпидемии заканчиваются после распределения денег. Как только «распределили» 4,5 млрд руб. на создание вакцины против свиного гриппа, про сам свиной грипп забыли. Сегодня речь идет не о виртуальной эпидемии, а о реальной. И тут математические профанации эпидемиологии неуместны».



По мнению Михаила Супотницкого, обо всех мерах, которые можно и нужно предпринять для предотвращения распространения вируса Эбола в России, власти прекрасно знают. Прежде всего это меры эпидемического надзора. «Меня больше беспокоит не вероятность, а реальный контроль болезни на границе, и не завтра, а еще вчера, – подчеркнул эксперт «НГ». – В России нет природных очагов вируса лихорадки Эбола. Она может появиться у нас только в результате ее завоза людьми, находящимися в инкубационном периоде болезни. Поэтому необходим тщательный контроль всех въезжающих в Россию из проблемных по лихорадке Эбола регионов мира. Особенно – из Западной Африки. Тщательный контроль за всеми въехавшими на протяжении 20 суток – то есть на весь инкубационный период лихорадки Эбола. Причем сведения о въехавших из этих регионов должны передаваться по месту их жительства. Местные медики должны наблюдать за состоянием здоровья этих людей».

На один важный нюанс эпидемического надзора обращает внимание и доктор философских наук, профессор Гульнара Краснова: «Увеличение количества иностранных студентов в целом требует полного пересмотра государственной политики в этом вопросе, а именно создания условий и соответствующей инфраструктуры в вузах, принимающих иностранных студентов, изменения миграционного законодательства для студентов, оказания медицинской помощи».

В российских вузах, по данным Центра социологических исследований, в 2011–2012 годах обучались студенты из Сьерра-Леоне в количестве 21 человек, из Гвинеи – 228 и Нигерии – 1292. Всего из стран Африки (кроме Северной) в России на очных отделениях обучались 8124 студента в 2011/12 академическом году.

Кстати, Анна Попова подтвердила вчера, что под наблюдением медиков в России находятся 118 человек, которые прибыли в Россию из Западной Африки, в отношении 424 человек медицинское наблюдение снято. В основном речь идет об африканских студентах. Вчера же Министерство образования и науки РФ направило в вузы рекомендацию отсрочить начало учебного года для студентов из Африки из-за Эболы.

От лихорадки Эбола на сегодняшний день погибло более 3,8 тыс. человек, более 8 тыс. заражено вирусом. И, судя по всему, появившиеся сообщения, что в США уже разработана вакцина против вируса Эболы, – это лишь попытка выдать желаемое за действительное.

«Вакцины от вируса Эбола в ближайшее время не будет, – уверен Михаил Супотницкий. – Такова особенность этого вируса: иммунный ответ на него только стимулирует инфекционный процесс. Этот феномен называется «антителозависимое усиление инфекции». Поэтому я рекомендую коллегам внимательно изучать иммунологию лихорадки Эбола и не особенно стремиться заверить руководство страны в очередной близкой победе над эпидемией».