Нестор Махно. Глава 3. Крым


…русский анархизм, давший всемирно известных теоретиков Кропоткина и Бакунина, в практической деятельности партии на всем протяжении Русской Смуты представляет один сплошной трагический фарс. И было бы, конечно, непредусмотрительным не присвоить себе единственного серьезного движения и не канонизировать в свои вожди Махно - столь яркую фигуру безвременья, хотя и с разбойничьим обличьем…
А.И. Деникин. Очерки русской смуты. Париж, 1921.
В период борьбы с Деникиным Махно пользовался безоговорочным авторитетом на Украине. Его армия пополнялась не только из юго – восточных, но и северных областей, на его сторону переходили красноармейские формирования.
По сути, перед Нестором Ивановичем создавалась уникальная возможность построения на большей части Украины того свободного общества, о котором он и мечтал. Без политики «военного коммунизма», без засилья ЧК и прочих атрибутов советской власти. Но это было бы возможным только в том случае, если бы вновь образованная республика была бы способна себя защитить. И в первую очередь от Красеой Армии, стремительным потоком устремившейся вслед отступающей деникинской.
Несомненно, в круг исторических задач махновщины осенью 1919 г. входило создание революционной армии таких размеров, которые позволили бы революционному народу защищать свою свободу не только в отдельном замкнутом районе, но по всей территории украинского восстания.
Не хватало необходимых организационных шагов, чтобы всю многочисленную, рассредоточенную в разных местах Украины боевую силу слить в одну мощную революционно-народную армию, которая стала бы надежным стражем на подступах к революционной территории.
Сила такой армии, защищающей широкую революционную территорию, а не тесный район ее, явилась бы самым убедительным аргументом для большевиков, любящих на все накладывать свою руку.
Но, практически ничего Махно сделано не было. Наоборот, он просто уступил отвоеванную территорию и сгруппировал свою армию в районе Гуляйполя, которое, наверное, в то время было таким же символом свободы и независимости, как в современной являются Донецк и Луганск…
Махно и его вооруженные формирования не позволяли большевикам в полном объеме устанавливать свою власть на Украине. Поэтому, уже в январе 1920 года в Александровске (ныне Луганская область), где на тот момент базировался штаб Махно, командарм 14 армии Уборевич (впоследствии расстрелянный как участник заговора маршала Тухачевского) приказал Махно выдвигаться на польский фронт. На это Махно не соглашается, справедливо предполагая, что его армию хотят оторвать от мест постоянного базирования и снабжения для последующего истребления. В ответ на это, Всеукраинский ревком 9 января 1920 г. объявил Махно вне закона под предлогом невыполнения им приказа идти на польский фронт. Красные напали на штаб Махно в Александровске, но он сумел 10 января 1920 г. уйти в Гуляйполе.

Иероним Уборевич
Вот многие до сих пор считают Махно бандитом. А кем же тогда был герой Гражданской войны Уборевич, посмертно реабилитированный после смерти Сталина? И, возможно, следователи НКВД знали о своих жертвах что – то такое, о чем до сих пор не известно нам? В любом случае, поведение представителей командования Красной Армии к своему союзнику, внесшему огромный вклад в победу над общим врагом, иначе как мерзким и подлым назвать нельзя.
Так, совсем не по вине украинских повстанцев, в феврале 1920 года возобновилась война между недавними союзниками. Всё это объективно играло на руку барону Врангелю, возглавившему на тот момент Добровольческую Армию и занявшемуся перегруппировкой сил и восстановлением боевой устойчивости своих соединений. Наверное, самое страшное в Гражданской войне это даже не то, что друг с другом сражаются люди одной национальности, а то, что ради интересов кучки негодяев, захватившей власть, друг друга уничтожают союзники и единомышленники, вся вина которых только в том, что они не хотят плясать под дудку этих негодяев, которым, по большому счету, наплевать на всех, кроме них самих….
В течение весны и лета 1920 г. махновцам пришлось воевать не с отдельными красноармейскими частями, а в сущности со всем государственным аппаратом большевиков Украины и Великороссии. Армии поэтому не раз приходилось, уклоняясь от врага, отрываться от своего района и делать громадные тысячеверстные рейды. Она вынуждена была отступать то в Донскую область, то в Харьковскую и Полтавскую губернии. Рейды эти были широко использованы ею в пропагандистских целях: каждое село, где махновцы останавливались на день-два, обращалось в широкую махновскую аудиторию.
В июле 1920 года, в самый разгар войны Махно против Красной Армии, в Гуляйполе появился парламентер барона Врангеля. В отличии от комиссаров, он реально понимал все значение и силу Махно. Белое командование готово было забыть недавнюю войну и искало союзников, так опрометчиво преданных и брошенных советской властью. Как ни странно, даже в этих сложных для советской власти условиях, она делала все, чтобы очернить и уничтожить тех, кого боялась гораздо больше внешних врагов – тех, кто имел право на собственное видение социалиазма и власти народа. Летом 1920 г. уполномоченный харьковского правительства Яковлев на пленуме екатеринославского совета сделал заявление о том, что у советской власти имеются документальные данные о союзе Махно с Врангелем. Конечно, это заявление было заведомой ложью. К ней советская власть прибегала для того, чтобы охладить массы рабочих, которые, по мере продвижения Врангеля и отступления красных войск перед ним, все чаще начали обращать свои революционные взоры в сторону Махно. Да, не была советская власть, судя по всему, властью народа, как нас долго и весьма успешно убеждали….
А как было на самом деле? Привожу выписку из протокола заседания командного состава революционно – повстанческой армии Украины (махновцев) от 9 июля 1920 года. Село Времьевка, Мариупольского уезда:
§ 4. Послание от генерала Врангеля.
К концу заседания доставили из штаба посланца от генерала Врангеля, который предъявил письмо следующего содержания:
«Атаману повстанческих войск Махно.
Русская армия идет исключительно против коммуны и комиссаров и закрепить за трудовым крестьянством земли государственные, помещичьи и другие частновладельческие. Последнее уже проводится в жизнь.
Русские солдаты и офицеры борются за народ и его благополучие. Каждый, кто идет за народ, должен идти рука об руку с нами. Поэтому теперь усильте работу по борьбе с коммунистами, нападая на их тыл, разрушая транспорт и всемерно содействуя нам в окончательном разгроме войск Троцкого. Главное командование будет посильно помогать Вам вооружением, снаряжением, а также специалистами. Пришлите своего доверенного в штаб со сведениями, что Вам особенно необходимо и для согласования боевых действий.
Нач. штаба главнокомандующего вооруженными силами юга России генерального штаба генерал-лейтенант Шатилов.
Генерал-квартирмейстер генерального штаба генерал-майор Коновалец.
18-го июня 1920 г. г. Мелитополь.»
Посланец, назвавшийся Иваном Михайловым, 28 лет, заявил, что адъютант Слащева вручил ему письмо для передачи батько - Махно, и что будто бы там все уверены, что батько - Махно работает совместно с Врангелем.
Попов: «Мы сегодня обсуждали ответ красным и нашли его правильным. Мы дадим теперь должный ответ белым насильникам».
Махно: «Единственный ответ, который мы можем дать на подобные гнусные письма, это постановить одно: какой бы делегат ни был прислан от Врангеля и вообще справа, должен быть казнен нами и никаких ответов не может быть дано».
Единогласно решается присланного делегата казнить и предложить Совету опубликовать присланное письмо и дать в печати достойный ответ».

Петр Врангель
В вину Махно здесь можно поставить серьезное воинское преступление, за которое, он безусловно, должен был быть предан суду – казнь парламентера. Никакими обстоятельствами подобное оправдывать нельзя.
Тем не менее, парламентер Врангеля был тут же публично казнен, самый же случай освещен махновцами в их печати. Большевикам все это было доподлинно известно; тем не менее они с бесстыдством продолжали всюду трубить о союзе Махно с Врангелем. Лишь после военно-политического соглашения махновцев с советской властью последняя, в лице главного военного комиссариата, заявила, что Махно никогда не находился в союзе с Врангелем, что советская власть, утверждая это раньше, была введена в заблуждение не правильной информацией, что, наоборот — махновцы казнили делегатов Врангеля, не вступив с ними ни в какие переговоры. (заявление главного комиссариата по военным делам под заголовком «Махно и Врангель» было опубликовано в харьковской газете «Пролетарий» 20 октября 1920 года). Это заявление, в котором советская власть разоблачала сама себя, было сделано ею, конечно, не в силу потребности открыть истину, а только лишь потому, что она, вступив в военно-политическое соглашение с махновцами, была вынуждена сказать правду.
К сентябрю 1920 года стратегическая обстановка на Юго – Западном фронте разворачивалась не в пользу советской власти. После поражения под Варшавой, после безуспешной попытки разжечь огонь мировой революции в Польше и Германии, Красная Армия с огромными потерями отступила из Западной Украины. Врангелевские войска развернули наступление из Таврии, заняли Синельниково, Славгород, Александровск, угрожали Екатеринославу и Донецкому бассейну.
Руководству РКП/б/, Ленину пришлось создавать против Врангеля отдельный "Южный" фронт. В этот критический момент, когда Красная Армия сражалась на Украине на два фронта, Ленин и Троцкий снова решили привлечь армию Махно для разгрома Врангеля, после чего немедленно ликвидировать и ее.
1 октября Совет Повстанческой армии обратился к махновцам с воззванием, в котором говорилось:
"До разгрома внешних врагов и царских наймитов идти в союзе и рука об руку с советской Красной Армией".
В свою очередь, Фрунзе 2 октября отдал приказ войскам Южного фронта о прекращении боевых действий против Махно и оттянул войска внутренней службы фронта на линию Купянск-Кременная-Переездная. Уже 6 октября Фрунзе докладывал Ленину:
"С Махно вопрос кончен, в смысле соглашения, с 12 октября можно направить его на фронт".
На совещании партийных работников Москвы 9 октября 1920 г. Ленин так объяснял смысл временного союза с Махно:
"По словам Троцкого, вопрос о Махно обсуждался весьма серьезно в военных кругах и выяснилось, что ничего, кроме выигрыша, здесь ожидать нельзя... Договор наш с Махно обставлен гарантиями, что против нас он не пойдет. Пока есть война должна существовать и тайная дипломатия как одно из средств войны. Оценка этой дипломатии зависит от общей оценки этой войны".
Подумать только, какое разочарование в Великом….. У меня просто нет слов.
2 октября было подписано соглашение между правительством УССР и СРПУ (махновцев). В соответствии с соглашением между махновцами и красной армией прекращались военные действия, на Украине объявлялась амнистия анархистам и махновцам, они получали право на пропаганду своих идей без призывов к насильственному свержению советского правительства, на участие в советах и в выборах на V съезд советов, намеченных на декабрь. Стороны взаимно обязались не принимать дезертиров. Махновская армия переходила в оперативное подчинение советскому командованию с условием, что «сохраняет внутри себя установленный ранее распорядок».
К середине октября войска Врангеля были разбиты на Правобережье и отступили на левый берег Днепра. Политбюро ЦК РКП/б/, Ленин одобрили план общего наступления Южного фронта под командование Фрунзе. Повстанческой армии Махно, численность фронтовых частей которой составляла свыше 10000 штыков и около 4000 сабель, отводился участок для наступления в районе станций Письменная и Ульяновка. Ее соседями слева была 13-я армия (15000 штыков и 5500 сабель), а справа - 4-я армия (16000 штыков) и 2-я конная армия (9000 сабель). Им противостояли 1-я армия белых под командованием генерала А. Кутепова (20000 штыков и 10000 сабель) и Донская армия генерала Ф. Абрамова (15000 штыков и 9000 сабель).
17 и 18 октября Фрунзе поставил махновцам задачу в случае наступления Дроздовской дивизии белых, на Павлоград, ударить им в тыл и фланг. Повстанческая армия Махно перешла в оперативное подчинение командующему 13-й армией И. Уборевичу. Но спустя два дня Фрунзе подчинил ее себе и поставил задачу - не позднее 24 октября прорваться в тыл противника в общем направлении на Орехов и дальше в тыл Мариупольской укрепленной позиции белых, разрушать тылы, в момент общего наступлений красных, не позднее 30 октября, захватить Сальково, крымские перешейки, прорваться в Крым.
Приказ Фрунзе свидетельствует о его стремлении максимально обескровить махновцев в боях с врангелевцами на решающих участках фронта. Поставленная махновцам задача была практически невыполнима.

Роль махновцев в очищении Крыма от врангелевцев была следующая. В то время, когда под самым Перекопом стояли красные части, махновцы, согласно оперативному приказу, взяли левее Перекопа на 25-30 верст и стали переправляться через Сиваш. Да-да-да…. Героический штурм Сиваша о котором, по крайней мере я, столько слышал в детстве, совершили именно махновцы. Правда, тогда об этом я еще не знал. Первой пошла конница под руководством Марченко — гуляй - польского крестьянина- анархиста, затем — пулеметный полк под руководством Кожина. Переправа шла под ураганным обстрелом со стороны противника и стоила больших жертв. В числе многих других командир Фома Кожин был в первом же бою выведен из строя тяжелыми ранениями. Однако упорство и смелость наступавших обратили врангелевцев в бегство. Тогда Семен Каретник, командующий крымской армией махновцев, направил все части прямо на Симферополь, который и был взят ими 13 или 14 ноября. Одновременно с этим красными частями был занят Перекоп. Несомненно, зашедшие через Сиваш в глубь Крыма махновцы способствовали его падению, заставив врангелевцев броситься в глубокий тыл полуострова, чтобы не оказаться зажатыми со всех сторон в перекопских ущельях.
Армия Махно выполнила поставленную задачу и к, огромному разочарованию руководства Красной Армии, уцелела…
Поэтому, незамедлительно, после окончательного разгрома Врангеля советское командование решило расправиться с махновцами. Уже 20 ноября были арестованы, а впоследствии расстреляны командиры Крымской группы махновской армии С. Каретников и П. Гавриленко. 25 ноября началась операция по уничтожению махновских частей в Крыму. В районе Евпатории они были окружены. Но легкую победу одержать не удалось. После жестокого боя частям махновцев удалось вырваться из Крыма, но под Тимошовка они столкнулись со значительными частями красноармейцев и потерпели поражение. Только немногим махновцам удалось прорваться, и впоследствии они соединились с остатками повстанцев во главе с Махно, вырвавшихся из окружения в районе Гуляйполя.

Михаил Фрунзе
«Батько, теперь ты знаешь, что такое большевики!» — сказал Нестору Махно изрубленный и израненный Марченко…
ПРИКАЗ КОМАНДАРМУ ПОВСТАНЧЕСКОЙ Т. МАХНО.
КОПИЯ КОМАНДАРМАМ ЮЖНОГО ФРОНТА. № 00149
ПОЛЕВОЙ ШТАБ, Г. МЕЛИТОПОЛЬ. 23 НОЯБРЯ 1920 г.
В связи с окончанием боевых действий против Врангеля, в виду егоуничтожения, революционный военный совет южфронта считает задачу партизанской армии законченной и предлагает реввоенсовету повстанческой армии немедленно приступить к работе по превращению партизанских повстанческих частей в нормальные воинские соединения красной армии.
Существование повстанческой армии с особой организацией более не вызывается боевой обстановкой. Наоборот, существование наряду с частями красной армии отрядов с особой организацией и задачами приводит к совершенно недопустимым явлениям..., и поэтому реввоенсовет южного фронта предлагает реввоенсовету повстанческой армии:
1) Все части бывшей повстанческой армии, находящейся в Крыму, немедленно ввести в состав четвертой армии, реввоенсовету которой поручается их переформирование.
2) Упроформ в Гуляй-Поле расформировать и бойцов влить в запасные части по указанию командарма запасной.
3) Реввоенсовету повстанческой армии принять все меры к разъяснению бойцам необходимости проводимой меры.
Подписали: Командующий южфронтом М. Фрунзе, член реввоенсовета Смита, нач. полев. штаба армии Каратыгин.
Вот так советская власть, в очередной раз отплатила Нестору Ивановичу Махно.
А о том, что тогда происходило в Крыму искренно и пронзительно написал очевидец – Максимилиан Волошин:
Собрались на работу ночью. Читали.
Донесенья, справки, дела
Торопливо подписывали приговоры
Зевали, пили вино.
Утром раздавали солдатам водку.
Вечером при свече
Вызывали по спискам мужчин, женщин.
Сгоняли на темный двор.
Снимали с них обувь, белье, платье.
Связывали в тюки
Грузили на подводу, увозили.
Делили кольца, часы.
Ночью гнали разутых, голых
По оледенелым камням
Под северо-восточным ветром
За город, в пустыри.
Загоняли прикладом на край обрыва.
Освещали ручным фонарем.
Полминуты стрекотали пулеметы.
Доканчивали штыком.
Еще не добитых валили в яму,
Торопливо засыпали землей,
А потом, с широкой русской песней
Возвращались в город домой.
А к рассвету пробирались к тем же оврагам
Жены, матери, псы.
Разрывали землю, грызлись из-за кости,
Целовали милую плоть.
П.С. И заметьте. Нынешняя киевская власть, готовая призвать под свои знамена всех знаковых героев, никогда не делала это с Махно. Есть бандеровцы, где – то читал, что появились петлюровцы, но нигде нет махновцев. Наверное, это не просто так….

Нестор Махно
Окончание следует. Первые две главы можно прочитать по ссылкам Нестор Махно. Глава 1. Между молотом и наковальней
Нестор Махно. Глава 2. Один против Деникина
Комментарии