ЧТО ТАКОЕ ИДЕОЛОГИЯ БЕЗ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ?

На модерации Отложенный

ЧТО ТАКОЕ ИДЕОЛОГИЯ БЕЗ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ?

В смутное, переходное время моей родины, когда коммунистическая идеология скомпрометирована и себя исчерпала, а либерализм-капитализм в своём первоначальном, диком варианте показал себя отрицательно, а в Путинском патриотическом и бюрократическом виде недостаточен для развития и подъёма России, когда большинство россиян оказались без «царя в голове» и в идеологическом вакууме нам предлагают чёрт знает что, вплоть до либерального нацизма, свежий пример, на Украине, очень актуально и важно разобраться в идеологическом вопросе. По моей оценке, лучшей книгой является учебное пособие «Политические идеологии» (В.А.Мельник, Минск, Выш.шк., 2009 - 399 стр.), дающее научный, политологический, почти комплексный и точный анализ рождения, понятия идеологии и её современных различных видов. Анализ, к сожалению, без синтеза новой, лучшей мировой идеологии и прогрессивной национальной идеи для будущей России.

Три актуальных цитаты из книги. 1) Преувеличенная, разочарованного политика Наполеона (начало 19 века): «Все ошибки и несчастья нашей прекрасной Франции следует принимать именно идеологии, этой туманной метафизике, которой придавали слишком много значения» - в адрес марксизма-ленинизма, на котором был построен развалившийся СССР. 2) Научная, английского философа Уайтхеда («Приключения идей», 1900 г.): «Любая общая идея проходит сквозь историю в своих специфических формах, обусловленных особенностями бытия людей и уровнем их цивилизации» - для соответствующего, адекватного понимания, прогноза, разработки и формирования конкретных идеологий в мире и в нашей стране. 3) Объективная, учёного Эйнштейна (20-й век): «Наука не может создавать цели и ещё менее способна вселять их в людей; самое большее наука может представлять средства для достижения некоторых целей» - необходимость общественно-политической идеологии.

«Политическая идеология - относительно систематизированная совокупность идей, ценностей, принципов, целей и представлений, посредством которых определённые субъекты социально-политических отношений осознают себя, свои потребности и интересы, выражают своё отношение к существующей социально-политической действительности, формулируют и оправдывают свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их достижения с помощью государственной власти» (? - шире, всей политики, начиная с партии).

Интересный и перспективный вопрос автора о планетарной идеологии для «обобществившегося человечества» и при появлении внеземного социального субъекта оставлен им без ответа. Хотя выявленные Владимиром Андреевичем идеологические тенденции «упираются» при синтезе в гуманизм.

Полезен анализ социально-политических идей мировых идеологий: либерализма (буржуазии), консерватизма (аристократии-бюрократии) и социализма (пролетариата) (их «+» и «-«), меньше духовно-культурных и экономических идей и недостаточно историчности (какого общества рождения) и социально-классовых корней (базы). Содержательна идеологическая оценка основных религиозных социально-политических доктрин, но без точного социального источника и без выявления глубокой сути религии, построенной (ых) на общественном «песке» - вере в мистического, придуманного человеком «Бога», не критична и недостаточна. Религия (и) - часть консерватизма-аристократизма (бюрократизма) исторически прошлого, аграрного, традиционного общества. Особенно важно и перспективно в книге обобщение социально-политических идей современных альтернативных движений: пацифизма, феминизма, экологизма, коммунитаризма и антиглобализма как «альтернатива наиболее образованных слоёв на основе гуманизма» (!).

То есть, Мельник В.А. подошел вплотную к открытию гуманистической идеологии. Ему помешало это сделать: не знание о 50 гуманистических партиях и гуманистическом интернационале (в книге о них даже не упоминается), не понимание особенностей идеологического перехода от индустриального общества буржуазии и рабочего класса к интеллектуальному обществу и идеологических особенностей его социального источника, силы и базы интеллигенции и интеллектуалов 21 века, только классово проклёвывающихся в настоящее время. Отсюда и частная, принципиальная ошибка политолога: классификация правого идеологического либерализма в политический центризм. И нельзя в век НТП ультра-правый регрессивный религиозный - мистический консерватизм относить к правой части прогрессивного идейно-политического спектра. Итак, будущее за гуманизмом-интеллектуализмом-центризмом.

Ценным и правильным в учебном пособии является и терминологический словарь основных идеологических и политических понятий, конкретизирующий и дополняющий учебник. Выделим из него: «Русская идея - понятие, используемое для обозначения комплекса проблем и представлений, связанных с выявлением роли России в мировом историческом процессе, особенностей российской истории, русской культуры и русского национального характера. Термин «Р.и.» ввёл в оборот Ф.М.Достоевский (1861 г.): «Мы первые объявим миру, что не через подавление личностей иноплеменных нам национальностей хотим мы достигнуть собственного преуспевания, а, напротив, видим его лишь в свободнейшем и самостоятельнейшем развитии всех других наций и в братском единении с ними, восполняясь одна другою, прививая к себе их органические особенности и уделяя им и от себя ветви для прививки, сообщаясь с ними душой и духом, учась у них и уча их, и так до тех пор, когда человечество, восполняясь мировым общением народов до всеобщего единства, как великое и великолепное древо, осенит собою счастливую землю». Гуманистическая национальная идея как смысл и миссия народа – это конкретизация гуманистической идеологии с учётом национально-исторических особенностей нашей страны. Гуманизм + патриотизм + федерализм – вот общая идейно-политическая центристская формула оптимума, «золотой середины» прогресса россиян и России и модернизации ее в одну из передовых стран мира по качеству и уровню жизни, субъектному развитию народа. По источнику и содержанию: гуманизм – социальная, патриотизм – национальная и федерализм – государственная идеи (принципы) гармоничного развития страны. Патриотический российский гуманизм или гуманизм с российской спецификой, а в Кировской области и с вятской особинкой – наша национальная идея и идеология. Через гуманизм мы выходим в мировую цивилизацию, патриотизм соединяет нас сегодняшних с историческими национальными корнями, а федерализм учитывает разнообразие регионов страны.

Таким образом, рецензируемая книга в целом правильно раскрывает общественный (е) компас (ы) идеологии (й). Но без гуманистической идеологии книга является не полной. Я разработал проект гумидеологии «Новогуманистическая, патриотическая альтернатива России» и создаю партию «Гуманная Россия», для которой подготовлены проекты программы и устава. Разрабатываем гуманистические проекты Конституции и символики нашего Отечества. Сейчас главное для гуманизации России - реализация идей нового гуманизма через Гуманистическую партию. Инициативная группа по созданию партии "Гуманная Россия"(148 участников из 69 субъектов РФ + 400 сторонников) приглашает гуманистов. Для регистрации партии надо 500 членов из 43 регионов. У гуманистов должна, может и будет своя центристская партия интеллигенции информационного, интеллектуального общества к выборам ГД-2016.