Даже Сталин не воевал на два фронта. Куда уж Путину?

На модерации Отложенный

Итак, перед тем как воевать, Сталин на протяжении двух с половиной пятилеток построил десять тысяч заводов, да и то не смог обеспечить импортозамещение на все 100% (припомним «ленд-лиз»). Сегодня же Россия (на минуточку, член ВТО) является полноценным участником международного торгового оборота, на российских «прилавках» больше импортного, нежели своего – от тяжелого оборудования до шампуней. Ну а о тысячах новых заводов я вообще скромно промолчу.

Перед тем как воевать, Сталин полностью расправился с потенциальными очагами оппозиции.  А в  столице России проводятся многотысячные Марши мира, и социологи фиксируют, что их поддерживают до трети сограждан.

 Перед тем как воевать, Сталин сколотил дисциплинированную, выносливую, эмоционально и физически пригодную к войне нацию. Сейчас же на Донбассе сражаются разве что профессиональные головорезы, бродяги и подневольные армейцы, исчисляемые тысячами. Остальные 140 миллионов буднично ходят на работу, развлекаются и в лучшем (впрочем, в лучшем ли?) случае наблюдают за войной по телевизору, не собираясь не то что проливать кровь, но даже бойкотировать те самые заграничные шампуни.

 При всем при этом Сталин не воевал на два фронта. А Путин испытывает давление со стороны как Запада (эмбарго на поставки и закупку гражданского оборудования, двойных технологий и вооружений, отлучение от финансовых рынков и т.д.), так и Китая, который стремится в российские стратегические отрасли, приглядывается к месторождениям, при этом не спеша с авансовыми платежами.

Слов нет – и сегодня можно пойти по пути генералиссимуса («ястребы», в общем-то, об этом и мечтают): уничтожить «пятую колонну», отпихнуть, как ровно 92 года назад, флотилию «философских пароходов», оживить боевой дух народа, экспроприировать капиталы (а как еще назвать инициативу коммунистов о 50-процентном подоходном налоге для «богатеньких»), скачкообразно модернизировать промышленность, ощетиниться небывалым вооружением, производить все подряд и ни от кого, по большому счету, не зависеть.

 Но есть небольшие сомнения.

Первое: «пятая колонна» - это, как минимум, полтора десятка миллионов россиян, ежегодно отдыхающих за границей (они же, видимо, ездят на иномарках, пользуются зарубежной бытовой техникой и т.д.). Для большевиков 15 миллионов не были непреодолимой планкой. Но готов ли Путин к решениям «с большевистским размахом», чтобы вытравить память о «благах цивилизации» и привычку к ним? Готовы ли мы?

 Второе. Импортозамещение потребует по меньшей мере нескольких лет (и в это-то не верится, мне с начала двухтысячных твердят про «инновации» и «модернизацию» - и?), а также триллионных вливаний. При том что капиталы вместе со своими хозяевами не возвращаются, а бегут (официальная оценка правительства – 120 млрд долларов по концу года), нефтяные цены стремятся к опасной для нас отметке, Европа планирует перейти на альтернативные источники энергии, и, соответственно, скукоживаются российские экспортные доходы, госрезервы и бюджет, в ударные «путинские пятилетки» верится с большим трудом.

 Третье. Сталин, повторяю, был куда лучше готов к войне. Но даже в победных гимнах 1945-го уже проскальзывали отзвуки будущего, скорого по историческим меркам распада и поражения. Вся подготовка к войне, сама она и ее последствия настолько обескровили нацию, настолько опустошили подданных, что следующей, афганской войны (то есть такой же гонки вооружений, такого же эмбарго, такой же депрессии нефтяных цен) империя уже не выдержала и рухнула под давлением товарного дефицита, бедности населения и – главное – его ненависти к еще недавно обожаемым вождям.