Быть или быть? Как мы не заметили частицу «не»

Виктор Мартинович

 плакат

На минувшей неделе вся читающая новости страна ощутила себя героями театра абсурда. В среду БелТА распространила слова вице-премьера Петра Прокоповича с заголовком «решение об увеличении НДС и подоходного налога, скорее всего, принято не будет». Информацию перепечатали все новостные порталы, народ радовался аж до утра. Утром та же БелТА, а следом за ней и все остальные, поставили новость, вновь со ссылкой на Прокоповича: «Решение об увеличении подоходного налога, скорее всего, будет принято».

Содержимое текстов повторялось почти дословно. «При рассмотрении законопроектов всякий раз обсуждается много вариантов. Могу сказать, что увеличение НДС и подоходного налога обсуждалось, но решение об этом не принято, и, я думаю, принято оно не будет», - эти слова Петра Прокоповича были переданы в среду. «По его словам, решение о повышении подоходного налога с 12% до 13% обсуждалось и, скорее всего, будет принято», - это новость четверга. Отметим, что никто не обращал специально внимания на допущенную ошибку, просто, одна вслед за другой, на страну были вывалены две диаметрально противоположные новости. Налог не будет увеличен. Налог будет увеличен. Ни «простите», ни «ошибочка вышла».

Собственно, если бы не барановичский новостной портал Intex-Press, который разместил у себя сканы двух полных сообщений с сайта БелТА, если бы не известный блогер Виктор Малишевский, который на эти сканы обратил внимание на своей страничке в соцсетях, все бы отнесли произошедшее на счет своего индивидуального заблуждения. В конце концов, не могут ведь в стране кардинально изменить мнение о необходимости увеличения подоходного налога за ночь! Да еще сделать вид, что именно об этом говорилось вчера, когда это увеличение отрицалось!

Единственное, чем, по сути, новость за четверг отличалась от новости за среду, - это разъяснение: «Все деньги будут направлены на семью, на поддержку детей». Это разъяснение вызвало бурю злобного ликования в Сети: заметившие исчезновение частицы «не» интересовались, на поддержку какой именно семьи будут направлены деньги от увеличения подоходного налога. И давали на этот счет один крайне емкий ответ, который мы тут воспроизводить не решимся.

Однако мы бы задумались о психическом здоровье тех людей, которые блог Виктора Малишевского не читают и скриншоты из Intex-Press своими глазами не видели. Что испытали они, когда за сутки через официальные СМИ словили две противоречащие друг другу информации? Что подумали о государстве? Ведь нам это кажется очень интересным симптомом - степень информационной стабильности, установившейся в Беларуси, стала настолько чугунной и непробиваемой, что система может вообще не сообщать своим гражданам о решениях, этой системой принимаемых.

То есть вице-премьер Прокопович совершил одну-единственную ошибку, которая заключалась в том, что он в принципе зачем-то решил давать агентству БелТА некую информацию о рассмотрении в правительстве вопроса о повышении подоходного налога. В конце концов, кто мы такие, плательщики подоходного налога, чтобы знать, повысит ли правительство его и, если повысит, то насколько?

Диалог таких систем с гражданами может вестись через силовой аппарат. То есть ты работаешь весь год и полагаешь, что заплатишь 12%. Потом 1 февраля ты приходишь в налоговую, тебе дают справку-расчет, в которой подоходный рассчитан исходя из 13%. В лучшем случае ты этого не заметишь - один процент ведь всего! В худшем случае, обратишь внимание и начнешь громко возмущаться. Но налоговая тем и хороша, что в ней любой гражданин - финансово сознательный и не очень - чувствует себя примерно так же, как грешник в средневековом храме. То есть повозмущаешься 5 минут и потом ровненько побежишь налог платить. Ведь тебе предъявили постановление правительства, о котором ты, лох, почему-то не знал. А не знал, кстати, потому, что плохо следишь за новостями родины, не интересуешься, почти наверняка не читаешь газету «СБ. Беларусь сегодня». В общем, налог в 13% ты заплатишь и еще дамам из налоговой шоколадку принесешь, чтобы на возмущения твои не обижались.

Прелесть ситуации - в том, что ровно таким образом с нами, рабами грешными, государство может себя вести и повышая налог на 10% или даже на 100%. Отчитываются ведь перед теми, кто что-то может. А что мы можем сделать в этом случае? Как мы в принципе можем повлиять на содержимое головы Петра Петровича Прокоповича? То есть если мы все, всей страной, резко захотим, чтобы Петр Петрович вернулся к версии о сохранении 12-процентного подоходного налога, повлияет ли это хоть на что-то? Конечно, нет! Ровно ни на что! Захочет государство - повысит, не захочет - не повысит.

Мы - исполнители. Хотя конституционное право и прочие смешные дисциплины называют исполнителями как раз их. Если смотреть по науке, так мы - выбираем законодателей (ха-ха!), они принимают законы в наших интересах (ха-ха-ха!), а Петр Петрович Прокопович и другие молчаливые слуги народа эти законы исполняют для нашего блага.

Но в белорусском варианте степень расхождения теории с практикой достигла тех пронзительных величин, когда они не только забывают спроситься у нас, но и сообщают нам о решениях небрежно и в последнюю очередь. Мы не будем повышать налог. Ой, пошутили! Мы будем повышать налог! Правда, весело? Нет? Не весело? Не смешно вам? Ну что, идите тогда платить невеселыми!