Субмарина "Танин": зачем Израилю такие подлодки

 


Если не готов отстаивать цивилизацию силой – будь готов смириться с варварством.
Томас Соуэлл

 

В канун нового 5775 года, 23 сентября на военно-морскую базу в Израиль прибыла новая субмарина «Танин» («Крокодил»). Три предшественницы «Крокодила» — «Дольфин», «Левиафан» и «Текума» уже несут свою боевую службу.
  «Танин» отличается от предшественниц по своим параметрам, и с полным основанием занимает достойное место в мире в ряду современных подводных лодок. Но самое современное дешевым не бывает, субмарины «Дольфин» — наиболее дорогое оружие ЦАХАЛа.

Подводный флот можно строить по-разному. Например, Иран сделал ставку на подводные лодки типа «Гадир». Мини-подлодки «Гадир» могут действовать в прибрежных водах, выполняя специфические задачи, например, обеспечивать блокаду Ормузского пролива. Водоизмещение подлодки "Гадир" — 120 тонн.

У «Дольфин» водоизмещение надводное 1450 тонн, подводное 1840 тонн, так что это величины действительно несопоставимые. Но для действий в прибрежных водах иранский "Гадир" вполне подходит, стоит дешево, изготавливать их можно в таком количестве, что в стае они могут быть опасны и современному кораблю, а утопили, так шахидом больше, шахидом меньше – не велика проблема.

Израиль решает проблему иначе. Для чего Израилю такие сложные, дорогие субмарины, оснащенные серьезным оружием?

 

Гарантированное возмездие

Возмездие не всегда приносит необходимые плоды, но отсутствие возмездия – всегда
 Леонид Андреев

 

Угрозы на Ближнем Востоке быстро и постоянно меняются. Вот только вчера радостные ХАМАСовцы тащили через Синай в Газу всевозможное вооружение, посылая благословления Мурси, а сегодня Мурси в тюрьме, а египетские войска старательно зачищают Синай от джихадистов и уничтожают ХАМАСовские тоннели.

Только вчера казалось, что удавка экономических санкций заставит Иран свернуть ядерную программу, но сегодня «страшный и ужасный» халифат сводит в борьбе с обезумевшими боевиками Иран и США. Если Обама и Рухани не признали сближение официально, то на местности в противостоянии халифату действуют однонаправлено, что не может не сказаться на эффективности сдерживания ядерных амбиций Ирана.

И, самое главное, распространение баллистических ракет в регионе существенно расширило зону потенциальных угроз.
Израиль всегда находился и находится в опасной зоне, всегда готовился к отражению возможных атак. Армия укомплектована мощными танками, самолетами с лучшими летчиками в мире. В космосе следят за происходящим израильские спутники…

Но факт остается фактом. Территория Израиля очень мала, где и что расположено на Земле Израиля скрыть от недружественных спутников вряд ли возможно. Но и «дружественные спутники» могут из-за сиюминутных политических интересов стать иными.

Решение вынести часть своих стратегических систем в море, туда, где их место расположения скрыто от вероятного противника – естественно, но для этого нужны были «Долфины». В случае ракетной атаки на израильские ракетные базы, удара по аэродромам, а такую возможность нужно всегда учитывать, противник может быть уверен в ударе ракетами морского базирования с подводных лодок, расположение которых неизвестно.

При таком сценарии главным сдерживающим фактором становится наличие у Израиля возможностей нанести мощный ответный (ядерный?) удар даже при успешной первой атаке вероятного противника. Американцы назвали российскую систему гарантированного ответного удара – "Dead hand", но представляется, что для израильской системы гарантированного возмездия с израильских пл больше подойдет «Hand of Death».

Немного о военной доктрине

Израиль полагался на сочетании упреждения (против обычных угроз, как в 1967 году), превентивного удара, конвенционального сдерживания и качественного превосходства, компенсирующего арабское количественное преимущество.

Кроме того, с 1960 года, свою лепту вносила компонента, существование которой Израиль не подтверждает и не отрицает — ядерный вариант решения проблемы, воспринимаемый, как «оружие последней инстанции» для ликвидации угроз существованию страны.

В прошлых войнах господство израильских ВВС защитило населенные пункты Израиля от арабских воздушных атак, но распространение ракетной техники увеличило уязвимость израильских городов и других гражданских целей.

Так в Войне Судного Дня господство в воздухе не смогло ликвидировать египетскую ракетную угрозу. Это сделал танковый корпус, уничтоживший ракетные базы в районе Суэцкого канала. И в 2006 году мощный удар ВВС не смог убедить Хизбаллу, что война ими проиграна.

Доктрина воздушного превосходства, гарантирующего победу сухопутных сил, меняется. Она основана на предыдущих войнах. Сегодня, например, иранскую угрозу невозможно нейтрализовать исключительно силами ВВС, а на танках до них не добраться.

Бывший командующий ВМС Израиля контр-адмирал Авраам Боцер, (он, став частным лицом, мог свободно выражать свое мнение), сказал, что для реального противодействия Ирану нужны, прежде всего, подводные лодки, как основа современной доктрины стратегического сдерживания, способные обеспечить "удар возмездия" по врагу, даже если тому удастся нанести удар по сухопутным ракетным базам. Авраам Боцер считал, что для "стратегического сдерживания" Израилю необходимы 8-9 подобных субмарин. В скором будущем мы получим еще две подводные лодки, приблизимся к цифре адмирала.

 

 

•    Сдерживание

Важнейшим аспектом военной доктрины является «сдерживание» (как обычное, так и ядерное). Основой «сдерживания» является развитие реальной угрозы неприемлемо тяжелого наказания агрессора. Это лучшее средство укрепления региональной стабильности и «убеждения» потенциальных агрессоров.

 

Мир, который возможен в нашем регионе, это мир, основанный на военном равновесии, а не на отсутствии конфликтных интересов.
Александр Воронель

 

Отсутствие крупных войн (за частичным исключением Ливана в 1982 году) можно отнести на счет успешного «сдерживания». Точно так же можно считать весьма успешным и вероятное ядерное сдерживания Израиля.
Тем не менее, израильское военное преимущество неуклонно снижается.

Страны Персидского залива просто набиты самым современным оружием, а провал ядерного сдерживания Ирана вызовет региональную гонку ядерных вооружений.

Арабская газета "Аль-Кудс аль-Араби", выходящая в Лондоне уже порадовала сообщением о намерении Саудовской Аравии построить 16 ядерных реакторов. И Египет, по сообщению Актама Абуелелы, пресс-секретаря Министерства энергетики Египта, планирует в запустить международный тендер на строительство атомной электростанции в Эль-Дабаа. Денег правда нет, но такая страна, как Китай может построить реактор и за счет собственных ресурсов, чтобы закрепиться на рынке, а инвестиции вернуть можно будет и позже.

Турция в дополнение к проекту АЭС «Аккую» с Росатомом заключила новое межправительственное соглашение с Японией о строительстве АЭС Синоп (будет вестись франко-японским консорциумом во главе с GDF Suez и Mitsubishi Heavy Industries).

В Объединенных Арабских Эмиратах в мае досрочно началось строительство второго энергоблока АЭС "Барака" (Barakah), да еще и Иордания в ноябре 2013 г.

объявила победителем тендера на строительство АЭС российский «Росатом».

Понятно, что страны региона заинтересованы, как обычно заявляют, «исключительно в мирном атоме», и именно поэтому в новой военной доктрине необходимо учитывать возможное изменение военного паритета на основе ядерного вооружения исламских режимов.

Израилю придется для сохранения «сдерживания» увеличивать реальность угроз массированного возмездия и устрашения.

 

 

•    Активная оборона

Израиль обладает достаточным потенциалом баллистических ракет большой дальности с диапазонами, по крайней мере, 4000 километров.

Наличие только наземных баллистических ракет сегодня считается недостаточным, их дополняют ракеты морского базирования. Подводные лодки типа «Дольфин» имеют по шесть 533 мм торпедных аппарата, предназначенных для стрельбы торпедами и ракетами типа «Саб-Гарпун», и четыре 648 мм торпедных аппарата, которые по информации GlobalSecurity.org могут быть использованы для запуска более тяжелых крылатых ракет.

Западные СМИ много внимания уделяют возможностям Израиля оснастить «Дольфины» ракетами с ядерной боеголовкой. Это информационный шум, достаточно хорошо известны возможности оснащения подводных лодок с 533 мм торпедными аппаратами торпедами и ракетами я ядерными боеголовками, а такие торпедные аппараты есть на всех подводных лодках.

Тут более важны сами параметры торпеды или ракеты. В этом, как говорят, «возможны варианты», например, широко обсуждаемая в западной прессе крылатая ракета морского базирования Popeye Turbo.

 

Пессимизм — это роскошь, которую евреи не могут себе позволить.
Голда Меир

 

Ракета прикрыта плотной завесой секретности. По сообщениям американской прессы, якобы наблюдались испытание этой ракеты в Индийском океане, при котором была достигнута дальность 1500 км. Так же по сообщениям западных СМИ, ракета может нести ядерную боеголовку в 200 килотонн.

Вокруг оружия «Дольфинов» много спекуляций, но достаточно ясно, что Израиль заинтересован в новых эффективных крылатых ракетах морского базирования. В 2000 году просьба о продаже Израилю американских крылатых ракет Томагавк была отклонена администрацией Клинтона, как нарушающая соглашение о контроле за распространением ракетных технологий. Этим соглашением запрещено распространение ракет с дальностью свыше 300 км, способных нести 500-килограммовый заряд. Следствием таких решений, как правило, является создание собственных израильских образцов вооружений с параметрами лучшими, чем у запрашиваемого.

 

 

•    Региональные союзы.

На этом направлении есть определенные успехи по консолидации усилий со странами, так же, как и Израиль, являющимися объектом иранской угрозы для скоординированной работы по противодействию.

Важно довести до противников и союзников в регионе свою возможность жесткого ответа на любое нападение, так, чтобы стало понятно, что военное противостояние с Израилем слишком опасно, но взаимодействие может быть обоюдовыгодным. В этом плане появление в составе ВМС Израиля такой подводной лодки невозможно переоценить.

 

 

Об особенностях «Дольфин»

 

Иди туда, где меньше всего ждут, атакуй там, где хуже подготовились.
Сунь Цзы. Трактат «Искусство Войны».

 

Подводные лодки типа «Дольфины» являются дизель-электрическими. Как правило, дизель-электрические подводные лодки имеют запас хода в подводном положении до двух суток. То есть каждую вторую ночь лодки всплывают для зарядки аккумуляторных батарей своими дизелями, но реально они вынуждены всплывать каждую ночь, так как на вторые сутки разряд аккумуляторных батарей не позволит им прервать зарядку и, в случае необходимости, уклоняться от преследования. Это относится и к самым мощным иранским подводным лодкам российской постройки типа «Палтус»

«Дольфины» устроены иначе. Они используют для выработки электроэнергии воздухонезависимую технологию (англ. AIP), что позволяет им находиться под водой без всплытия 7 (по некоторым иным источникам 14) суток. Единственным продуктом "выхлопа" от деятельности установок AIP является чистая вода, для которой на подводной лодке, безусловно, найдется применение.

Использование технологии AIP обеспечивает движение лодки в районе действия под электромоторами с уровнем шумов сравнимым с естественным шумом моря, чем создается возможность расширения пространства активных действий в районах береговой обороны вероятного противника.

Эти лодки могут проводить достаточно долгое патрулирование, сберегая ресурс свих полностью заряженных батарей для скоростных бросков значительной длительности. После этого, они могут вернуться к операциям на медленной скорости и повторить этот цикл несколько раз в ходе нескольких недель патрулирования.

AIP-технологии быстро развиваются. Новая подводная лодка «Танин» на 10 метров длиннее своих предшественниц. Увеличение длины наверняка использовано для размещения дополнительных топливных элементов, создавая новые реалии в боевой службе подводной лодки.

Маленькие (по сравнению с атомоходами) размеры лодок «Дольфин», минимальная шумность и гибкость использования в подводной войне, делает эти лодки серьезной угрозой подводникам, привыкшим к ядерным или к обычным дизельным противникам.

Новые подводные лодки — более маневренные. Так как они обладают большими размерами по сравнению с их предшественниками, они оснащены новым постом управления вертикальным рулем, который позволит их командирам более легко маневрировать в сильных течениях.

Лодки стали скоростными и уклоняться от оружия надо быстро. Такое расположение рулей позволяет делать циркуляцию быстрее, с меньшим радиусом и креном.

Каждая подводная лодка имеет на вооружении шесть 21-дюймовых (533 мм) торпедных аппарата, и 4 25,5-дюймовых (648 мм). Самой большой интригой является назначение 648 мм торпедных аппарата.

Для какой цели предназначены такие большие аппараты? Торпедные аппараты такого диаметра потребовались советским подлодкам для торпеды «Кит», 11-метрового боеприпаса 65-76 калибра 650 мм, более известного, как «советская толстая торпеда». На погибшей российской пл «Курск» было два 650-мм торпедных аппарата и четыре 533-мм. Но Израиль такие торпеды не использует, а для ракетной стрельбы американцам вполне хватает стандартных торпедных аппаратов.

Джейн Defence Weekly (Jane’s Information Group одна из самых известных и наиболее авторитетных изданий по военной тематике, базирующаяся на информации из открытых источников) сообщает, что 650-мм торпедные аппараты могут быть предназначены для выпуска средств доставки подводных боевых пловцов.

Повышение эффективности действий экипажа можно получить, установив более высокую степень надежной автоматизации, а также значительное улучшение условий их жизни. Для того чтобы держать экипаж в форме в длительном плавании, в лодке созданы условия для отдыха экипажа, есть столовые, и т.д. Самое главное – мечта любого подводника — увеличено число туалетов. Большая холодильная комната позволяет содержать свежие продукты в течение длительного времени.