Мысли вслух. О Совести и совести.
На модерации
Отложенный
Когда говорят о совести, то, обычно, понимают под ней степень нравственной ответственности и самоконтроля человека за своим поведением и поступками. Упор при этом делается на "собственное" понимание человеком своих нравственных обязательств и оценки своих поступков и поведения в обществе. В этом смысле понятие совесть является самым личностным из всех категорий этики, сродни свободе воли человека. У маньяка или серийного убийцы одна совесть, у добропорядочного гражданина - другая, а у духовного человека - третья. Поэтому, когда мы попытаемся воззвать к совести неисправимого эгоиста и негодяя, его ответственности за свои поступки - это все равно, что стучаться в закрытую дверь комнаты, в которой никого нет. У таких людей совесть всегда "чиста", и они никогда не чувствует с ее стороны никаких "угрызений". Их совесть ведет себя не как "Судья", а как "Адвокат": все поступки оправдывает и одобряет. Даже совершая подлость и предательство, такая совесть всегда считает себя правой и справедливой, - ведь это ее выбор. И это понятно, потому что для такой совести высшей ценностью является выгода, расчет и чувство личного комфорта (преимущественно, финансового и материального). - Да, мы моральные уроды, - говорит совесть эгоистов, - но это наша жизнь.
Иная совесть у человека духовного, нравственного.
Его совесть всегда "обличающая", "умаляющая" и даже "обвиняющая" себя, свои поступки, поведение, мысли и чувства. Даже в самих хороших и благородных своих поступках высокодуховные люди всегда будут пытаться находить и выискивать недостатки и ошибки, винить себя за все несделанное, видеть плохое там, где его, казалось бы, нет, доводя себя порой в этом "самокопании" до "нравственного самоедства". В отличие от совести человека эгоистичного, который всегда и во всем доволен собой и своими поступками, поступая как "велит ему его совесть", совесть человека всегда "самокритична", устремлена к духовному развитию и самосовершенствованию. По сравнению с совестью "оправдательною" и "одобряющей", присущей эгоисту, ей чуждо самоуспокоение и самолюбование. Для совести "самообличающей" и "самообвиняющей" не существует предела совершенству и духовному росту. В каком-то смысле, это уже не просто совесть, а "совестная совесть", "совесть в совести", если можно так сказать. Такая совесть всегда в вечной борьбе с человеческими слабостями и недостатками. Ей не позавидуешь в ее вечной борьбе с самой собой и своим "несовершенством". Иное дело "самодовольная" совесть эгоиста: живет себе спокойной без тревог и забот, и все ее устраивает в этой жизни.
Комментарии