Лабиринты для русской души

На модерации Отложенный ЛАБИРИНТЫ ДЛЯ РУССКОЙ ДУШИ                                      

    .                                                                                                                                                                                                                           (1998г.)

 

Если хочешь познать народ -

 читай его сказки.

      Основа русской души - это красота и доброта.

      Об этом говорят все русские сказки. А в сказках заложена мудрость народная. Заканчиваются русские народные сказки всегда тем, что добро побеждает зло, а некрасивое преображается в красивое и прекрасное. Вдумайтесь в сами названия сказок: "Василиса - прекрасная", "Варвара-краса, длинная коса", "Царевна-лягушка".  Или, вспомните,  преображение   чудища  в  сказке  " Аленький  цветочек "  или в сказке "Конёк-горбунок" - Иванушка ныряет в котёл с кипящим молоком и превращается в красавца. А персонажи многих сказок - добры  - молодцы, т.е. добрые и красивые. Красота оценивалась часто одной фразой:" ни в сказке сказать, ни пером описать".

      И  вот эти два фактора  русской души нельзя было никогда  разрывать  и  искажать, что  постоянно  с  нами   делали  и  делают дурача  и  обманывая  нас,  люди не с  русской душой.

Уже  80  лет  прошло  с  тех  пор,  когда   отбросив   красоту,  мы  пошли  за " революционерами ",  чтобы  построить   справедливое  общество,  не   подумав  о  том,  что  отбросив   ее,  мы  тем   самым  нарушаем  справедливость  к  самой  русской  душе,  отнимая  ее  у  нее.

      Христианство же, а  на  Руси  - православие,  основывается на другой половине русской души - красоте. Этим объясняется концентрация предметов красоты в этой религии. Соборы, храмы, иконы, фрески, костюмы священнослужителей, церковная утварь - всё это предметыкрасоты.

       Духовное руководство понимало стремление народа к красоте и учитывало эту тягу,  привлекая  людей   в  храмы.  Красота,   создаваемая   русскими   мастерами  в  то   время  поощрялась  и  ценилась  правителями,  понимая  ее  магическое  воздействие  на  человека.  И вообще, фундаментом многих религий является красота,  как  самая   мощная  и  влиятельная  сила  на  душу  человека.  И   как   видите,  религия,   взяв  за  основу  красоту, прижилась   на  много   дольше   тех,   чем  те  кто   ее   игнорировал.  

       Так как в христианском, и коммунистическом мировоззрениях с  течением  времени стал  отсутствовать один из факторов русской души,  а  во   втором   случае  и  вторая   половина   стала   сильно  искажаться, поэтому то и другое разрушалось. Христианство,  взяв   за  основу   красоту, вторую  часть   его   души - доброту -  превратило постепенно в рабство, а  большевики,  взяв   за   основу   доброту,  и  ведя  ее, через  насилие  к   коммунизму,  вторую  часть  заменили  простотой. "Мол, зачем нам нужно было делать красивые вещи, если их и так раскупали и стояли за ними в очереди."

        Вот  и   мечутся   русские  люди   по  лабиринтам,   в   которые   их   загоняют   идеологи   не   с   русской   душой,   и   ищут  полного   удовлетворения   для   своей   души,   и   не   доходит   до  них,   что   русскую  идею   может   выдвинуть  только   русская   душа.  

         И вообще прошлое  мировоззрение, считало красоту в творениях людей не как взятое из Природы, а как буржуазный предрассудок. Красоту они рассматривали в совокупности с богатством. А раз все равны. То не должно быть богатых. Значит и не должно быть красоты.

         Но они забыли, что стремление к красоте заложено в нас самой Природой. Мы даже не подозреваем и не задумываемся над тем, что миром, все  таки,  правит красота.  Даже   продление   рода   человеческого   основывается   опять   же   на   ней.

         Каждый человек стремится к красоте - жить в красивом  доме, иметь красивый  автомобиль, красиво  одеваться, приобретать красивые  товары, отдыхать в красивых местах. И это стремление человека к красоте  невозможно ни остановить, ни заглушить. Это все равно, что переселить его с земли на другую планету. И вот прошедшие десятилетия ошибаясь  пытались это с нами сделать,  оставив   красоту   лишь   в   русских   сказках. Красота   оставалась   только   там,   и   там   ее,   почему - то  не   запрещали   показывать.  Думали, видимо, что им удалось похоронить эту тягу у народа, и её место только в сказках, а не в современной жизни. Красота ассоциировалась, как бы, с чем-то прошлым.

        Но   они  просчитались, да так сильно, что красота, которую они хотели похоронить, вырвалась сейчас от туда,  где  она   развивалась -  за   рубежом  и  похоронила  нашу экономику и превратила  прошлое  мировоззрение в сказку.

        Мы все средства направляли на оборону,  вооружались боевым оружием, а капиталисты вооружались и бомбами и  красотой.

        И кто победил? Красота, которая оказалась сильнее атомной войны.  Теперь мы ещё и разоружаемся. А что же у нас останется? Семьдесят лет красоту  сдерживал "железный занавес", и только частично она проникала к нам в результате наших поездок за рубеж. И вот этот "занавес" поднялся и красивые товары мощной волной хлынули на нас, снося и парализуя нашу экономику и производство. Вот вам и урок.

       Недаром, видимо, Ф. М. Достоевский говорил о  красоте, что она спасёт мир. Люди должны соревноваться не в том, кто сделает мощнее бомбу, а в том, кто, изучая Природу  и оберегая её, будет соревноваться в создании  красоты, черпая её из Природы.

     Воздействие красоты  на мир настолько велико и мощно, что даже самые закостенелые и агрессивные  идеологи, высокопоставленные чиновники, бизнесмены и предприниматели, а не только короли и принцы, поэты и художники, - поклонялись ей и не могли устоять перед ней, как перед красотой женщины. А красота женщины - это плод всемогущей Природы. Конкурсы красоты, демонстрации мод, спорт, театр, разнообразные карнавалы, праздники, шоу - скольких людей привлекают они. И побеждает в них тот, кто постиг тайны и законы  красоты, кто умеет её создавать и плодить. Это - закон Природы. Кто этого не понимает , тот лишён чувств и просто слеп. Ни одна идеология, отрицающая  ее, не может устоять перед ней. Рано или поздно,  она  победит, что мы  сейчас и наблюдаем в нашей жизни.

Вспомните прошлые времена, времена застоя, когда мы бегали по магазинам, простаивали в очередях и гонялись за импортными товарами. Сколько нервов, здоровья и времени отнято на это из нашей жизни? А отечественная продукция пылилась на складах и никто её не покупал. Считалось престижным, если ты одет во всё импортное, значит ты -"большой" человек...      Помним, как по блату или другим каналам мы доставали эти дефицитные товары, как заказывали их тем, кто едет за границу. Мы всегда отличали в толпе иностранца от соотечественников. Открывали рты при упоминании Запада. Много лет стремились и любовались на красиво упакованные заграничные товары, красивые автомобили, красивые интерьеры и  красивую  одежду и не понимали, отчего это происходит и откуда это берётся.

И   вот,   в   течение   всех   этих   десятилетий   красота   развивалась  за   рубежом   и   заманивала   нас,   как   религия,   к   себе.  И  все   же   победила,   что   еще   раз   говорит   о   ее   могуществе - мы   возвращаемся   опять   к   капитализму,  т. е.   туда   где   она   развивалась.

      Но  что, у нас нет сырья что ли? В чём дело? Всё есть, только нет мастеров создающих эту  красоту. Почему?

      Во - первых.  В  революционный период появились такие "художники - революционеры", как Кандинский, Малевич, Татлин и другие, которые стали разрушать изобразительное искусство, как науку о красоте. А значит его законы и правила стали исчезать. В художественных заведениях расплодилась бездарность и антикрасота. Абстракция просто глумилась над реализмом.

      Несмотря на то, что марксистско-ленинское учение призывало к использованию знания и опыта, накопленного человечеством, в области изобразительного искусства они вдруг стали не нужны и были отвергнуты. Странно...  Не   правда  ли ? 

      Видимо, одни хотели расправиться с красотой, прикрываясь как бы  буржуазным предрассудком, а другие - прикрывая свою бездарность умышленным очковтирательством, под маркой "художника революции", вынудили талантливых художников уехать из России за рубеж, где они с успехом работали и развивали зарубежную эстетику, но не у себя в России.  Поэтому,   разрушив   ШКОЛУ,   а   с   ней   правила   и   законы,   выдворив   мастеров   из   страны,   мы   тем   самым   вырвали   с   корнем   то,   что   формировалось   сто - ле - ти -  ями. 

      Во-вторых.  В  прошлом наши художники работали на идеологию. Выдуман был социалистический реализм, под крылом и прикрытием которого могла пролезть бездарность в эту сферу и наплодить себе подобных.   Для   этого,   были   созданы   всевозможные   творческие   союзы

      Была создана цела “школа» художников-оформителей по наглядной агитации, превратившаяся затем в целую индустрию, затрачивая на все это умопомрачительные материальные средства. Сколько отнятых у нас денег ушло в бездну, на так называемую агитацию и пропаганду. Все это пошло прахом. Вот куда был направлен основной потенциал художников. Это было главным и это поощрялось и ценилось в первую очередь. А эстетика и красота были парализованы. Эстетикой были фуфайка, валенки и шапка-ушанка. Но зато все эти 70 лет  красота и эстетика  развивались за рубежом и результат их мы видим налицо.

      Все мы сейчас видим сколько завезено к нам красивых товаров, из-за рубежа, понастроено перестроено и отремонтировано в современном стиле и с красивым дизайном: магазинов, офисов, салонов, клубов, ресторанов, жилых домов, банков и многих других заведений.

      Но весь этот товар и стройматериалы мы бы могли изготавливать сами, а не обогащать экономику других государств, как это сейчас делается.

      Мы даже сейчас пробки, этикетки и фантики вынуждены изготавливать за границей выплачивая огромные суммы денег, чтобы сделать красивым и конкурентоспособным товар. Многие наши производители теперь находятся в таком положении.

      В-третьих  Все   мы  и  по   сей   день не поняли своих прошлых ошибок и продолжаем их повторять и в данный момент. Это подтверждается отказами наших руководителей реформировать нашу отечественную эстетику.  Я вносил такие предложения, но увы, не был услышан.

      Красота для них так и осталась в русской сказке. Куда же вновь они хотят нас повести, не исправив прошлых ошибок?

      Ну восстановите вы прошлые ценности, механизмы, повесите вновь железный занавес. Ну а чем же тягу русской души к красоте вы замените? Это же как воздух, которым мы дышим, или вода, которую мы пьем каждый день.

      И нынешнее положение нашего государства - это и есть результат прошлых ошибок.

      Мы даже за весь этот период времени не создали и не приобрели высокохудожественных ценностей.  А  русские  Цари  это  делали,  например - Эрмитаж  и  т. д. Мы  только вооружались. А оружие как видите не потребовалось. Поэтому мы сейчас, в этот трудный период, распродаёт сырьё.

      А вот в трудный период для России, во время октябрьской революции, спасли революцию как раз художественные ценности,  накопленные и созданные в Царской России Их  обменяли  на паровозы.  Эрмитаж,   музей  им.  Пушкина,  Русский   музей,  Третьяковская   галерея  и  мн.  др.  эстетические   ценности - все   это   плоды  царской   России.   Это   еще   один  урок.     

      Мудрые были русские люди до революции. Знали куда вкладывать деньги. Не то что сейчас.  Их   вкладами   мы   до   сих   пор   измеряем   богатство   нашего   талантливого   народа.   И   вот   это   все  было  обесценено и  отброшено с   религией   и   капитализмом.

     К  сведению   незнающих.  Развитие ЦИВИЛИЗАЦИИ происходит по двум, тесно связанных друг с другом творческим направлением - это в ЭСТЕТИЧЕСКОМ      и ТЕХНИЧЕСКОМ.  Это   первично.  И   уже   потом - СОЦИАЛЬНОМ.   Это   вторично,   зависящее   от   первичного.   Мы   строили   вторичное   без   половины   первичного.   Отсюда  и   плачевный   результат.

      Вот это простое правило, в  прошлом  мы   нигде  не  слышали  и  не знали, и до сих пор не знаем. Поэтому  развивали, спасая себя от врагов, только ТЕХНИЧЕСКОЕ творчество.

      Мы  постоянно слышим слово "рынок, рынок", и опять забываем слова красота, эстетика. Когда же мы думать начнём ?

      Рынок-это конкуренция, а в конкуренции внешний вид, т.е. красота и эстетика, стоят на первом месте, затем - цена товара а потом - качество, которое уже познаётся в процессе эксплуатации.

      Даже само понятие ХУДОЖНИК для нас и сейчас осталось прежним, мировоззрение не поменялось. Это человек, который пишет лозунги и объявления. Слово ДИЗАЙН для нас не существовало. Посмотрите на наши в прошлом промышленные товары, автомобили. Полнейшая безвкусица. Мы отстали от эстетики Запада, и чтобы наверстать упущенное необходимо принять экстренные меры в этом направлении, и дать сейчас широкую дорогу тем творческим людям, которые могут создавать красоту.

      Но у нас продолжают всё делать наоборот, потому, что и коммунисты, и демократы,  и  патриоты,   и   все   мы,   вылеплены из одного теста.  У   всех   единое   мировоззрение.

      Ведь, чтобы создать товар, необходимо, в первую очередь, создать его эстетический вид. А кто-нибудь говорит об этом? Все твердят, что необходимо производство. Да, никто не будет отрицать этого. Просто никто не говорит о том, что нужно для этого сделать в первую очередь. А ответ прост - необходимо создание ШКОЛЫ художников-дизайнеров в каждом городе. В данный момент художников-дизайнеров и  учебных заведений, где они могли бы обучаться, и педагогов, у которых они могли бы учиться, очень мало. А бывшие художники-оформители, переквалифицировавшиеся в дизайнеров, профессионально слабы и безграмотны, так как не имеют ШКОЛЫ, которая есть за рубежом.

      Вот почему нам нужен ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР и при нём МУЗЕЙ МИРОВОЙ ЭСТЕТИКИ, что я и предлагаю, как образец красоты  и вкуса, где бы воспитывалось новое поколение художников, создающих красоту на уровне мировых стандартов. Взамен тех, кто раньше работал не во имя красоты, а на идеологию.

     Мной предложена программа и проект возрождения нашей отечественной ЭСТЕТИКИ. Первые попытки в этом направлении уже были сделаны, но безрезультатно.

      Ответ областной Думы и комитета по культуре был таков -"нет средств". И это в богатейшей стране  мира. Но дело, мне кажется, не в средствах, а в непонимании существующей, поднятой мной, проблемы.

      Наши руководители просто не знают, "откуда ноги растут". "Вывеска поменялась, а мировоззрение осталось прежним".

      Как видите, мы разрушали коммунистическую идеологию, а красивых автомобилей, одежды, товаров народного потребления не создали, хотя с начала перестройки прошло 13 лет. Видите - не то перестраивали. Об эстетическом переустройстве никто никогда не говорил, хотя это должно быть одним из главных звеньев перестройки: чтобы от маляра- самого низшего эстетического звена, составляющего колер краски, до живописца- самого высшего звена, как законодателя  красоты, нужно было начинать также перестройку. И первое, с чего нужно начать - это создание новой ШКОЛЫ изобразительного искусства.

      Мы всегда ссылаемся на Запад, / вот там, мол, вот там /, и всегда констатируем следствие, а не причину. А если заглянуть в причину, то мы увидим, что эстетическое воспитание там бесплатное.

      Вот вам и "дикий" Запад , где всё покупается и продаётся,. где всё решают деньги и вдруг-бесплатно, да ещё в каждом отдалённом уголке страны. Просто они хорошо понимали и понимают, что эстетические вкусы  воспитываются с детства, со школьной скамьи и что всё это окупится во сто крат. Поэтому у них эстетическое воспитание является государственным делом.

      Всё, что сейчас произошло с нашей страной, я предсказал ещё 20 лет назад в 1978 году. О том, что необходимо перестроить нашу ШКОЛУ изобразительного искусства и изменить методику преподавания в ЭСТЕТИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ  МОЛОДОГО  ПОКОЛЕНИЯ. Я много раз об этом говорил и повторял. Но, как говорится в русской пословице: "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится"...

                НЕ  ПОРА  ЛИ  КРЕСТИТЬСЯ ???