конец имитации, совершенные люди и кольцо врагов

У России, говорят, особый путь, и спорить с этим тезисом чем дальше, тем бесперспективнее. Я это вижу как-то живо: вот Россия аккуратно, по обочине, пытается кого-то догнать, а на плече у нее – зеленый некто в красной шапке, с хвостом и не без рогов. Шепчет прямо в ухо:

 

– И, милая, срежь через болото, чего нам за ними бегать-то?! У нас особый путь! Не бойся, не потонем. Когда такое было, чтобы мы – да в грязи тонули!

 

И она сворачивает с дороги, а я – остановить не по силам – просто расставляю вешки, чтобы потом можно было вспомнить, какой он – особый путь и как с него вернуться на путь нормальный. Вдруг понадобится.

Неделя под знаком голосований – сначала россияне сделали свой выбор, обойдя стороной избирательные участки, потом шотландцы предпочли родную гавань одиночному плаванию. Интересно, кстати, как много внимания российская государственная пропаганда уделила референдуму о независимости Шотландии. Россиян готовили загодя, да еще и так, как будто это их задача – добить посредством волеизъявления владычицу морей.

 

Грезились, должно быть, Дмитрию Киселеву со товарищи народный мэр Глазго, Эдинбургская народная республика и батальон добровольцев имени Роберта Бернса. Легендарный ополченец Блэкберри, на ломаном гэльском объясняющий, что британский фашизм не пройдет, а лондонская хунта за все ответит, и мальчик, распятый королевскими карателями на воротах Абердина. Но не сложилось.

 

Снял, поговаривают, Игорь Иванович Стрелков килт цветов георгиевской ленты, всплакнул, да и пошел в авиакассу сдавать билеты.

 

Как ни странно, куда интереснее история с русскими выборами. Вернее, тот факт, что чисто постановочное действо, лишенное почти повсеместно интриги, все равно обсуждалось не менее двух дней.

 

Есть устоявшаяся схема, которую многие аналитики считают верной: Владимир Владимирович Путин якобы всю свою президентскую жизнь мечтал об уважении западных коллег. О том, чтобы чувствовать себя равным среди равных, а то и первым. Оттого и стремился изобразить наличие в стране свобод, ни ему, ни, как теперь выясняется, стране не нужных, рассуждал о европейском выборе и много ресурсов тратил на имитацию как раз выборов всех уровней.

 

Ну, потому что у них там бывают ведь выборы, а раз мы хотим, как у них… Довольно прозрачная логика.

 

Но западный мир, утверждают аналитики, робкие ухаживания государя нашего отверг, и, поняв, что на пиру держав не быть ему гостем, Путин обиделся.

Собственно, этой метафизической обидой на цивилизованную вселенную и принято теперь объяснять то, что происходит в последние годы с Россией. И началось оно, кстати, задолго до украинской войны, хоть об этом и забывают часто.

 

И вот если внутри этой логики рассуждать (я ее излагаю упрощенно, конечно, экономии места ради, но суть передаю верно), то сам факт интереса к кастрированным выборам, в которых неправильный кандидат даже участия принять не может, для системы очень неприятен. Интерес этот странный – он не у избирателей, которые на участки просто не ходят, а у праздной медийной публики в основном, создающей ненужный шум. Интерес этот требует тратить лишние усилия, доказывая, что выборы – наипрозрачнейшие и невообразимо честные. Заставляет чиновников выглядеть дураками в процессе комментирования (ну помните, высказался Собянин, что низкая явка – это показатель доверия к власти; не то чтобы касательно Собянина были какие-то сомнения, но ведь мог бы и промолчать, а пришлось говорить).

 

Да и вообще, государство наше, в честности своей перешагнувшее уже грань бесстыдства, явно тяготится необходимостью врать гражданам. Отсюда вывод – естественным и правильным ходом была бы полная отмена выборов всех уровней за ненадобностью. Изображать перед Западом демократию нам больше ни к чему – включите телевизор и тут же услышите, что либеральная демократия – продажная девка американского империализма. Интерес у граждан к демократическим процедурам почти нулевой. А мастера шуметь в газетах пошумят пару дней да и успокоятся.

 

И уж всякому понятно, что депутатов лучше, чем сидящие в Думе сейчас, более адекватных выбранному курсу, мы избрать просто не сможем. Они в своем роде совершенны.

 

А вместо Единого дня голосования эти самые совершенные депутаты, демонстрирующие в последнее время тягу к установлению новых праздников, вполне могут учредить Единый день торговли на бывших избирательных участках дешевыми овощами, например. Через год это будет невероятно актуально, уж поверьте мне.

 

Силы же и ресурсы, высвобождающиеся в результате отмены выборов всех уровней, как раз и пригодятся для рывка, о необходимости которого так недолго, но не без пафоса говорил президент. Должны же мы, в конце концов, то на британский флаг порвать, на что нашли уже себе приключения.