Не забудут Алтай
Спецслужбам удалось найти Михаила Пулина и Максима Собеского на Алтае. Они вместе с женой Пулина Марией Катынской ехали автостопом, и задержали их в поселке Майма недалеко от Горно-Алтайска (Республика Алтай), причем, по словам Пулина, «чуть ли не план «Перехват» ввели, ориентировки распространили по сотрудникам». Пулин и Собеский рассказали ОВД-Инфо, что, по их информации, их ловили пять дней. «Майоры задерживали», — заметил Собеский, усмехаясь. Задержанных доставили в местный Центр по противодействию экстремизму — якобы для дачи объяснений на предмет принадлежности к экстремистской организации, причем Пулина допрашивал глава регионального Центра «Э» Алексей Попов. По словам Пулина, борцов с экстремизмом интересовал, помимо деталей организации мероприятия в Новосибирске, их дальнейший маршрут и дальнейшие планы, касающиеся политической деятельности. Собеского спрашивали также, как он относится к событиям на востоке Украины, почему ездит с Пулиным и его женой и не смущает ли его, что у Пулина столько судимостей (Пулин, в прошлом член запрещенной Национал-большевистской партии и «Другой России», подвергался преследованию вместе с другими нацболами и был приговорен к четырем годам лишения свободы по двум делам; «Союз солидарности с политзаключенными» признал его политическим заключенным). Марию Катынскую, которая к организации марша отношения не имеет, тоже допрашивали — о маршруте путешествия, о том, состоит ли она в какой-нибудь политической организации, собирается ли принимать участие в каких-либо публичных мероприятиях. После допроса всех троих отпустили.
Однако приключения троицы на этом не закончились. Собеский отделился от супругов, поймал машину, чтобы ехать в Новосибирск, и уже на территории Алтайского края его остановил наряд ДПС. Проверили документы и отпустили, но к тому времени машина уже уехала, и сотрудники ДПС сами поймали ему другую. Тут его вновь остановили, после чего водитель машины написал на Собеского жалобу о том, что тот якобы угрожал ему, требуя изменить маршрут. Собеский примерно полтора часа просидел в полицейском автомобиле, по его словам, «в чистом поле» (дело было уже глухой ночью) на территории Тальменского района Алтайского края, затем был доставлен в ОВД в поселке Тальменка. Полицейские ссылались на жалобу водителя и некую операцию «Магистраль». Кроме того, спрашивали, не из Костромы ли он (родом из Костромы Михаил Пулин). В ОВД в отсутствии адвоката и в присутствии двух задержанных, по словам Собеского, явно нетрезвых, в роли понятых провели досмотр личных вещей журналиста, ничего подозрительного не нашли и отпустили, получив от него письменные объяснения. О новосибирском марше с ним тоже беседовали, спрашивали и про Пулина и говорили, что он на деньги Государственного департамента США разваливает Россию. С момента первого задержания Собеского на территории Алтайского края до освобождения из ОВД прошло около шести часов.
Пулин и Катынская тоже поймали машину, в ней сидели двое человек. Активиста и его жену везли всю ночь, а утром 15 августа, как рассказала ОВД-Инфо Катынская, сообщили, что «заблудились, заплутали, был туман», и в результате они «каким-то чудом» оказались в Горно-Алтайске. У Пулина и Катынской это не вызвало подозрений. Но вскоре их, уже на территории Алтайского края, задержали сотрудники ГИБДД. Это произошло возле поворота на поселок Троицкое. Вместе с сотрудниками ГИБДД был следователь, который сообщил задержанным, что на них есть ориентировка в связи с кражей. В рюкзаке Пулина обнаружился… некий мобильный телефон (Баранов как в воду глядел), незнакомый ни ему, ни его жене. Катынская предполагает, что люди, которые их подвозили, «были оперативными сотрудниками, которые и подкинули этот телефон. Получается, они выехали из Горно-Алтайска, покатались вокруг него и утром прибыли в Горно-Алтайск». Пулина и Катынскую отвезли в ОВД Троицкого района Алтайского края, Пулина допросили, после чего уже поздно вечером машина отвезла их обратно в Республику Алтай для проведения следственных действий — согласно ориентировке, телефон был украден там. При этом Катынская формально даже не считалась задержанной, речь о возбуждении уголовного дела не шла, статус Пулина также был не ясен. Их привезли в ОВД Майминского района Республики Алтай, в соседнее здание с тем, где их днем ранее допрашивал начальник республиканского Центра «Э» Попов. Здесь они остались ночевать. На следующий день состоялись следственные действия, в результате которых обнаружилось, что на телефоне нет отпечатков пальцев ни Пулина, ни Катынской. Более того — человек, у которого якобы был украден этот телефон, пропал. Тем не менее Пулин и Катынская — в статусе свидетелей по уголовному делу о краже — были оставлены в ОВД. Им сказали, что утром 17 августа следственные действия продолжатся (так что до Новосибирска они вряд ли доберутся).
Всеми возможными способами
В самом Новосибирске 16 августа были задержаны Алексей Баранов и Александр Атабаев. Это произошло на съезде «Национал-большевистской платформы» — структуры, в которую входят организаторы новосибирского марша, вышедшие из «Другой России», несогласные с тем, что лидер незарегистрированной партии Эдуард Лимонов поддержал позицию российского государства в украинском вопросе. Позднее задержанных отпустили, однако обязали 17 августа явиться в Следственный комитет — за полтора часа до начала запланированного ими мероприятия, что означает, что они на него тоже вряд ли попадут. Кроме того, Баранова ознакомили с материалами административного дела по статье 20.2 КоАП, которое возбуждено по факту заявления неких граждан из города Купино, расположенного на значительном расстоянии от Новосибирска, о том, что Баранов агитировал их в баре сходить на запрещенный марш. По словам Баранова, это вымысел, а Купино выбрано для того, чтобы пригласить этих людей как свидетелей было невозможно. Он также рассказал, что сотрудники полиции вносили правки в заявление прямо при нем. Суд по этому делу назначен на 21 августа.
А в это время на Кубани
Преследованию подверглась и кубанская активистка Дарья Полюдова, участвующая в организации мероприятия в Краснодаре (ранее она жила в Новороссийске, где ее постоянно задерживали, в том числе на одиночных пикетах, и сажали по административным делам). 15 августа она сообщила ОВД-Инфо, что на улице к ней пристал некий молодой человек, который стал обвинять ее в том, что она националистка, и «наезжать», после чего появились полицейские и задержали ее, обвинив в мелком хулиганстве. Полюдову доставили в здание УВД Западного округа Краснодара, несколько часов с ней не было связи, после чего краснодарский активист «Солидарности» Виктор Чириков сообщил ОВД-Инфо, что ее оставляют там на ночь. Полицейские приняли у Чирикова еду и сигареты для Полюдовой, но ей не отдали. 16 августа суд приговорил активистку к 14 суткам ареста. Кроме того, как рассказал ОВД-Инфо Чириков, сотрудники местного Центра «Э» навестили пожилую хозяйку квартиры, которую снимает Полюдова, и запугали ее, что она приютила у себя экстремистку, фашистку, человека, способного обворовать квартиру. Теперь Полюдовой после освобождения придется искать новое жилье.
ОВД-Инфо с интересом ждет, с чем столкнутся жители российских региональных центров 17 августа, если захотят где-нибудь собраться и поговорить про федерализацию.
Комментарии