Власть № 4. Приключения эстонского чемоданчика

На модерации Отложенный
Опубликовано 14.09.2014 в 12:16Михаил Лотман, крупный эксперт по душевному здоровью Путина и его отношениям с бывшей супругой, диагнозов не ставит (пока?).Михаил Лотман, крупный эксперт по душевному здоровью Путина и его отношениям с бывшей супругой, диагнозов не ставит (пока?). фотоМаргус Ансу

На этой неделе эстонские СМИ писали об Эстоне Кохвере и Владимире Путине, но и о русских не забывали.

Рейн Сикк опубликовал в газете Õpetajate leht мнение «Помалкивающие русские». Случилось нечто удивительное, пишет он. Русские, точнее, русскоязычные, всегда отличавшиеся говорливостью, после начала украинских событий стали помалкивать.

Признаки русской опасности

Весной Сикк говорил в Кохтла-Ярве с русскими парнями, которые факультативно изучали в школе основы гособороны Эстонии, и спросил у них, патриоты ли они. «Ответом было молчание и робкие слова, мол, политикой мы не занимаемся. Когда речь зашла об Украине, тишина в классе стала гробовой... Эстонские идеалы и возможный патриотизм местных русских оказались табу. Так я заметил первый признак опасности».

То же повторилось в Вирумаа, где украинская община собирала гуманитарную помощь для бойцов АТО. Не собрала: эстонцы ссылались на бедность, а русские помалкивали. «Не ругали Украину, не хвалили Путина. Просто отходили в сторону». Ну а когда приезжал Обама, русские на улицах молчали особенно опасно. Какие-то русские дети вообще ничего не знали про Обаму и не опознали его фото, зато когда Сикк упомянул Путина, все засияли. Ужас.

О какой же опасности идет речь? Сикк вспоминает две поговорки: «Молчание – золото» и «Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой». И что делать? «Говорить, говорить, говорить. Потому что русским, особенно тем, которые живут в российском инфопространстве, нелегко. Четверть века назад их картина мира с СССР в центре развалилась. Пришлось им привыкать к тому, что есть и другие взгляды на историю, кроме кремлевского. Пришлось понять, что даже у грязи под ногтями вроде Эстонии есть право на независимость. Теперь картина мира перевернулась вновь. Славянское братство дало трещину... Важно, чтобы русские осознали: свое мнение можно высказать и эстонцу». Ну и просвещать надо русских, считает Рейн Сикк. Хотя бы через мобильные телефоны. И просто так: «Поговори с человеком, покажи ему глобус и широкий взгляд на мир...»

Русские ведь глобуса и в глаза не видели. Откуда? Земля плоская, Путин царь, с нами Бог – какой глобус?.. Просвещайте нас, господин Сикк, но осторожно. А то ведь, не ровен час, покусаем.

А чей же это был чемоданчик?

Что случилось с Эстоном Кохвером – неясно. Версий множество. Редакторы Õhtuleht сочли, что РФ мелко гадит КаПо: «Всего месяц назад журнал Newsweek назвал КаПо, из-за которой у России так болела голова, одной из лучших контрразведок Европы. При желании в похищении Кохвера можно усмотреть месть и желание указать место КаПо и лично Кохверу, получившему из рук президента высокую награду и давно уже мозолившему глаза российским органам». В другой раз газета написала, что Кохвера похищали «в эмоциональном волнении от визита президента Обамы». Так и представляешь себе истеричных чекистов, с горя заливших зенки водкой: айда, мол, захватим абы кого, только б америкашке насолить...

Кстати, не надо думать, что нашим СМИ чужд цинизм. Репортер Õhtuleht Теэт Тедер вовсю играет словами: «Что за ерунда у нас с важными для Эстонии чемоданами? (“Кохвер” по-эстонски значит“чемодан” – Н.К.) То у министра обороны пропадает чемодан с секретными документами (у Маргуса Хансона в 2004 году – Н.К.), теперь Чемодан пропал у КаПо... Берегите важные для государства чемоданы – с маленькой и большой буквы!»

В Eesti Ekspress Сулев Ведлер и Тармо Вахтер назвали статью в рифму: «Эстон Кохвер, келле охвер?» – «Эстон Кохвер, чья жертва?» Журналисты здраво суммируют факты: «Кохвер находился в пяти метрах от границы на эстонской стороне.

Следовательно, он должен был встретиться с кем-то, кто не может открыто приехать в Эстонию... Вероятно, передать сведения Кохверу должен был российский госчиновник. В последние месяцы госчиновники РФ не могут въехать в ряд стран... Какие сведения должен был передать тайный агент? Мы не знаем... Что будет дальше? Мы не знаем...»

В итоге стала популярной версия, по которой Россия замысловатым образом демонстрирует нам, что Обама может говорить что угодно – на самом деле никто за Эстонию не вступится. Редакторы Eesti Päevaleht назвали поведение наших союзников «ошеломляющей сдержанностью»: «Если задержанием Кохвера РФ хотела доказать, как мало стоят союзнические отношения при возникновении реальных проблем, ей это удалось. Если за захватом гражданина ЭР стоит скорее большая политика, чем он сам, он оказывается между шестеренок огромной машины в одиночестве».

Даже то, что нашему консулу не давали встретиться с Кохвером три дня, могло вызвать негодование союзников Эстонии – но никто не выслал послов РФ из-за того, что российские спецслужбы предположительно вторглись на территорию НАТО. «Пытаясь замолчать этот инцидент, мы даем четкий сигнал о том, что наша территориальная неприкосновенность нас не заботит, а похищение человека с нашей территории – не тот вопрос, который привлечет внимание международной общественности», – констатирует газета.

Голова президента Путина

События последнего времени породили немало публикаций на тему (как назвал свою статью в Eesti Ekspress семиотик Михаил Лотман) «душевного здоровья президента Путина». Лотман признается, что он не психолог, но полагает, что «некоторые симптомы нужно зафиксировать». Вот, например, Людмила Путина вспоминала, что когда Путин опаздывал на час или больше (куда – Лотман не уточняет), она плакала от обиды. Это, само собой, указывает на нездоровье Путина, тем более что (слово эксперту Лотману) «по намеку можно понять, что Путин... контролировал реакцию супруги». Или вот: как-то Путина приготовила какой-то деликатес, а Путин его съел и сказал: «Суховато». «Можно предположить, что это не просто отсутствие эмпатии, но целенаправленное оскорбление», – пишет Лотман. Или: как-то Путина сказала подруге, что ее муж – вампир... Диагноз Путину Лотман не ставит – и на том спасибо.

«Весной, если не раньше, появилось журналистское клише, мол, Путин рехнулся, – пишет главред журнала Vikerkaar Мярт Вяльятага в Eesti Päevaleht. – Но эта точка зрения говорит о том, что голову потерял наблюдающий за Путиным». По Вяльятаге, картина мира у Путина ясна и примерно такова: «Став президентом в третий раз, он открыл для себя очарование идеологии и геополитики: русская душа, особый путь России... Ей противостоит коварный, вероломный, материалистичный, приземленный Запад – заморский Карфаген англосаксов. В противовес нужно создать под руководством Третьего Рима сверхдержаву, которая объединит евразийский материк и примирит восточные и западные страны». Что до Украины, она РФ особо не нужна: важнее посеять вражду в ЕС, игнорируя при этом США. О том, что Путин хочет «спасти русских и Россию и восстановить империю в прежних границах» – империю на манер Византии, – сообщает и писатель Олев Ремсу в Postimees.

Что нам делать в таких условиях? Рецепт предлагает в Õhtuleht депутат Игорь Грязин (Партия реформ). Он пишет о том, что мы почему-то считаем себя очень крутыми специалистами по России, но на деле предвидеть ее шаги неспособны (взять хоть Украину). «Надо брать пример с Финляндии... Это и правда эксперт по России – две войны, два с половиной мирных договора, экономическое процветание вместе с Россией и комическая охота финского егеря и Косыгина... Если мы как Эстония хоть раз поймем, что такое Россия, нас начнут принимать всерьез. Во всей Европе. Сегодня нашу политику в отношении РФ никто всерьез не воспринимает».

Автор:
Николай Караев