Экологи оценят вред от появления стены на границе России и Украины

На модерации Отложенный

Минприроды и Всемирный фонд дикой природы просят оценить потенциальный ущерб дикой природе от планов украинского правительства по строительству стены 

Экологи оценят вред от появления стены на границе России и Украины

Фото: Анатолий Белясов

Зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев (ЛДПР) подготовил обращения в Министерство природных ресурсов и экологии России и во Всемирный фонд дикой природы с просьбой организовать международную комиссию по экологическому мониторингу и оценке строительства разделительных рвов, стены и других сооружений на границе России и Украины, которые возводятся по решению киевских властей. По мнению законодателя, планы соседнего государства могут нанести значительный урон флоре и фауне пяти российских регионов, вдоль которых планируются масштабные строительные работы.

Протяженность границы России и Украины составляет около 2,3 тыс. км. По заявлениям киевских властей, мероприятия по строительству рвов и стены будут проводиться на протяженности в 1,5 тыс. км вдоль российской границы. Пока неизвестно, каким способом будет проводиться это строительство, какие характеристики у планируемых рвов и стены, а главное — неизвестно, какой урон природе нанесет масштабное строительство.

Ранее пограничное управление ФСБ России по Брянской области сообщило, что на брянском участке российско-украинской границы ведутся работы по укреплению инженерных пограничных сооружений с украинской стороны.

— Украинские горе-руководители не думают о своем народе и о своей природе, но мы же должны о них подумать. Людей американская пропаганда может разделить, но природу ведь не разделишь. Экологам нужно понять, что задумал сотворить в районе границы премьер-министр Арсений Яценюк, затем оценить возможный ущерб флоре и фауне, и всем миром остановить безумца, — заявил депутат Дегтярев.

Неподалеку от украинской границы, на расстоянии 30 км, находится крупный биосферный заповедник «Брянский лес», который служит ключевым участком естественного экологического «коридора» Восточного Полесья. В 2001 году ЮНЕСКО включила этот участок природы в сеть биосферных резерватов. До известных событий на Украине украинская сторона планировала организовать Деснянско-Старогутский национальный природный парк, который бы прилегал к российскому заповеднику.

В Курской области расположен Центрально-Черноземный государственный заповедник им. профессора В.В. Алехина, четыре участка которого относятся к днепровскому речному бассейну. Сам Днепр имеет многочисленные притоки, которые проходят вдоль границы России и Украины.

В Министерстве природных ресурсов и экологии сообщили «Известиям», что ведомство рассмотрит предложения парламентария в установленный законом срок.

Руководитель программ по особо охраняемым территориям международной экологической организации Greenpeace Михаил Крейндлин рассказал «Известиям», что в зависимости от конструкций, которые планируется возводить на Украине вдоль границы, может быть нанесен ущерб флоре и фауне приграничных территорий.

— Хотя заповедники, относящиеся к российской юрисдикции, не выходят за территорию страны, конструкция этой стены может повлиять на флору и фауну соседних и прилегающих участков. Если стена будет глухой, она может помешать миграционным потокам животных. Если же будут анкеры, то миграция не нарушится, но тогда непонятно, какую функцию будет носить сама стена. Что же до многочисленных рек, пересекающих границу, то если украинские власти задумают перегородить их плотинами, то это может изменить течения рек, они могут разлиться в других направлениях, — сказал он. — Я надеюсь, что украинские власти при подготовке проекта стены и других приграничных сооружений учтут мнения специалистов в области экологии, геологии и всех профильных экспертов.

По словам Крейндлина, на Украине нет отделения Greenpeace, поэтому специалисты организации могут быть привлечены только с разрешения федеральных властей. Однако в соседней стране есть иные общественные и экологические организации, на мониторинг со стороны которых при строительстве рассчитывают в Greenpeace.

Старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени Северцова Евгений Крысанов также считает, что экологи должны знать конкретные технические параметры и планы строительства сооружений таких масштабов.

— Вопросы остаются. Поэтому соответствующая комиссия, состоящая из разноотраслевых специалистов — и экономистов, и политиков и, конечно, экологов, вероятно, должна принимать участие в обсуждении этого проекта. Должны быть соблюдены все принятые между странами договоренности по строительству пограничных объектов, — отметил эксперт.

На сегодняшний день существует несколько разделительных стен на границах. Одна из них уже исторический памятник — Великая китайская стена, протяженность которой составляет почти 9 тыс. км. Другой пример — это израильский разделительный барьер, который отделяет территорию Палестины. Его протяженность чуть более 700 км, а высота стены в отдельных местах достигает 8 м. Стена высотой 4–5 м возведена также примерно на трети протяженности границы США и Мексики, длина которой составляет около 3 тыс. км.