Пролетая над гнездом коррупции. Самые коррупциогенные сектора экономики

В Беларуси есть два вида популярной борьбы. Первая - борьба за урожай, а вторая - борьба с коррупцией. Предсказуемо эти два процесса возглавляет президент. Инструментами первой борьбы являются льготные кредиты, трактора, комбайны и другие сельхозмашины. Во второй важны законы, контрольные органы и система управления госактивами и ресурсами.
На фоне России и Украины Беларусь имеет неплохие показатели, но регулярные коррупционные скандалы, жесткие оценки со стороны руководителя страны состояния дел в отдельных секторах (энергетическая мафия, кланы в легпроме, строительные преступные группировки) говорят о поражении властей в этой борьбе.
ТРИ ГНЕЗДА КОРРУПЦИИ
Основная часть коррупции в Беларуси возникает там, где бесплатными или дешевыми госресурсами распоряжаются политики и чиновники. Ежегодно через их руки проходит около $31 млрд. денег всех органов госуправления. Таков годовой бюджет республиканского, местных бюджетов и Фонда соцзащиты населения. Еще более внушительная кормушка для коррупционеров - государственные (республиканская и коммунальная собственность) около 75% всех активов и ресурсов страны. С учетом социальных платежей и зарплат (здесь коррупция практически исключена) потенциальный размер коррупции при распределении бюджетных денег составляет $2-4 млрд. При очень консервативной оценке стоимости госресурсов и активов в $150 млрд. потенциальный объем коррупционных сделок составляет $7-10 млрд.
По Конституции граждане являются хозяевами всего этого богатства, но система управления им выстроена так, что люди полностью отстранены от процесса принятия решений. Президент, конечно, требует качественной работы от руководителей министерств, концернов, холдингов и предприятий, но его способ управления нельзя сравнить с управлением частным акционерным обществом. Де-факто хозяевами активов на десятки миллиардов долларов являются никем не избранные, не прошедшие конкурсный отбор, не представившие качественные бизнес-планы чиновники и «красные» директора. Именно они являются основными винтиками захватившей Беларусь коррупционной системы.
Второй источник коррупции - ценовые ножницы на разные товары и услуги. Если бы Беларусь полностью работала в системе мировых цен, этого источника коррупции не было бы. Основные ценовые диспропорции наблюдаются на рынке нефти и нефтепродуктов, калийных удобрений, электроэнергии, газа, сельхозсырья, недвижимости, земли, а также услуг инфраструктурных компаний. Чем больше разница между ценой входящих факторов производства для белорусских производителей и мировой ценой, тем выше соблазн выстроить коммерческие схемы под личные интересы конкретных лиц.
Третий источник коррупции - налоговые режимы для коммерческих организаций. Освобождение от налогов или установление льготных налоговых ставок создает определенные привилегии для избранных коммерческих организаций. Особое место в налоговой системе занимает налог на добавленную стоимость и способы возврата его при экспорте товаров. Во всех соседних странах, в большинстве стран ЕС уход от НДС и получение его из бюджета при реализации операций так называемого лжеэкспорта является одной из самых распространенных коррупционных схем. Нет институциональных и правовых оснований считать, что эта форма коррупции не может процветать в Беларуси. Исходя из того, что львиную долю экспорта у нас делает одна сотня компаний, то, очевидно, схемы по возврату НДС и контроль над ними являются строго охраняемыми от общественного контроля темами.
ВСЕОХВАТЫВАЮЩАЯ МЕЛОЧЁВКА
Анализ коррупционных дел прокуратуры, Следственного комитета, МВД и КГБ создает впечатление, что основная коррупция в Беларуси сконцентрирована на уровне местных органов власти, директоров предприятий и министерств. Взятки и откаты при выделении земли, предоставлении недвижимости на льготных условиях, проведении аукционов и тендеров, нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении закупок инвестиционных товаров за рубежом, осуществление закупок сырья, комплектующих для госпредприятий - вот основные коррупционные места и схемы.
Сюда же следует отнести создание фирм-пиявок, которые за очень щедрое вознаграждение оказывают госпредприятиям самые разные услуги.
Откатные схемы с учетом интересов директората, начальников из министерств, концернов, исполкомов и даже силовых структур распространены при оказании строительных, логистических, транспортных, маркетинговых, страховых и т.д. услуг. Даже на охранных услугах среднего и крупного госпредприятий можно неплохо заработать, если, скажем, собственниками частной транспортной компании являются «свои» люди. Раскрывать такого рода схемы очень сложно - железобетонные аргументы и факты может предоставить только стукач-инсайдер. Таковых в нынешней системе управления очень мало, поскольку слив информации в системе, когда рука руку моет, грозит тотальной обструкцией и экс-коммуникацией человеку, который по разным причинам решил «слить» своих бывших партнеров. С учетом особенностей белорусского правосудия не исключено, что предоставивший информацию о коррупции может сам оказаться на скамье подсудимых.
ТРОЙКА СЕКТОРАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ ПО ОБЪЁМУ КОРРУПЦИОННЫХ СХЕМ
Нефтяной рынок является лидером по сомнительным коммерческим схемам. Стоимостный объем импорта сырой нефти составляет около 12% ВВП, а экспорт нефти и нефтяных продуктов превышает 16% ВВП. Добавим сюда достаточно емкий внутренний рынок топливно-энергетических ресурсов. Ценовые ножницы, мутная картина со странами - покупателями белорусских нефтепродуктов (Нидерланды, Великобритания, Италия, Литва), наличие сильной коррупционной составляющей на рынке нефтепродуктов Украины (в 2013г. мы продали туда нефтепродуктов почти на $2,9 млрд.) позволяют сделать вывод, что нефтяной бизнес в Беларуси пахнет коррупцией. Нет сомнения, что он жестко контролируется, что здесь нет случайных коммерсантов. Нефтяной рынок является олигополистическим, с зашифрованной бухгалтерией и тайными бенефициарами. Оценочно объем сделок, которые можно классифицировать как коррупционные, в этом секторе ежегодно составляет $3-5 млрд.
С секторальной точки зрения за второе место по объему коррупционных сделок борются агропромышленный комплекс и строительство. В АПК ежегодно прокручивается $15-18 млрд., а в строительстве (жилая и коммерческая недвижимость) - около $20 млрд. К тому же в этих секторах накоплен большой объем активов, которые находятся в управлении строительных и аграрных баронов. Исходя из оценок объема коррупции в этих секторах в других странах, основываясь на анализе глубоких интервью белорусских предпринимателей и чиновников, которые работают в этих секторах, можно оценить объем коррупционных сделок в АПК в $1,5-3 млрд., а в строительстве - в $2,5-3,5 млрд.
В белорусской экономике нет сектора, который был бы чист от коррупции. Лесное хозяйство и деревообработка находятся под полным контролем чиновников. Жесткое ценовое регулирование, нерыночные методы распределения квот на получение льготированного сырья - все это создает благодатную почву для коррупции.
В легпроме зарабатывают на схемах по покупке сырья, на контрактах по оказанию субсидируемым заводам и фабрикам разных услуг, а также на управлении недвижимостью (аренда). На крупных промпредприятиях в сфере машиностроения, автомобилестроения, изготовления инструментов и оборудования зарабатывают себе на карман через схемы по приобретению сырья, инвесттоваров и иногда через сбытовые механизмы. Природа коррупционных моделей в них примерно такая же, как в стандартных откатно-распильных схемах. Система работает достаточно устойчиво, если обеспечен приток бюджетных ресурсов, налажен маломальский сбыт и существуют партнерские договоренности с «крышами» на национальном или местном (если этого хватает) уровне.

Комментарии
Комментарий удален модератором
Отставим пока мой Пещерный Антикоммунизм и Антисоветизм в сторону. Но разве в этой СИСТЕМЕ не может быть различных мнений , разве решение будет однозначным и единогласным( ну как на Партсобраниях в СССР!)? И каким способом вы будете проверять верность решения...уповаете на Народ?Вы до сих пор не считает что народу похер всё...как есть, так есть... а тем более когда Народ знает, что за несогласие можно и пострадать, мягко говоря...А как быть с теми кто всё же будет не согласен, перевоспитывать или принуждать? Какими методами.. уже испытанными ОДНОЙ партией? Или Вы считаете что решения выносимые СИСТЕМОЙ будут столь совершенны, что никому и в голову не придёт в них сомневаться?
Видите, всего один посыл, а сколько вопросов даже не вникая в глубину проблемы.
Я категорически против коммунистической идеи как развращающей людей и социалистической в частности. Человека может заставить жить хорошо только одно-Нужда! И не более того. Вы на Венесуэлу гляньте... богатейшая страна, национализировано уже всё что возможно... Люди резко поделены на богатых и бедных. Вы что , всерьёз считаете: если у оставшихся в Венесуэле богатых отобрать окончательно всё, то жизнь бедных станет лучше? Вы что думаете есть всё отнять и поделить то мы заживём? Абсурд. ИМХО.
"Если коммунистам дать в управление Сахару- через 10 лет туда нужно будет завозить песок"-золотые слова.
Вы же ,насколько я Вас понял лозунг "Вся власть Советам" трактуете как возврат в Советскому прошлому... Нет уж, вот этого то как раз не надо. Всяких горлопанов и мелких авантюристов к власти пускать не стоит.