Что после России
Все, что не об Украине, сейчас не такое интересное. Это понятно. Там кровь, расстрелянные люди, раны, оружие, война, захваты, доминация, ароматы смертей. На этом фоне ни культура, ничего другого больше не может интересовать.
И тем не менее этот текст - про футурологию, о будущем.
Что будет после России? Не рано ставить такой вопрос? Не будем рассматривать варианты, как до такого состояния, состояния без России, можно дойти, но попробуйте представить.
Без России мы себя не представляем. Или очень слабо представляем. Мы - подразумевается, белорусы. Не представляем - значит, не думаем вне рамок, в которых обязательно присутствуюет Россия.
Ментальный фактор России важен и для властителей в Беларуси, и для альтернативных им позиций. Общее видимо то, что и те, и те Россию ненавидят.
Парадокс? Особенно по отношению к власти? Не совсем. Никому неприятно выпрашивать, унижаться, нагибаться и стоять на коленях. Страна не живет с экспорта, страна живет с московских денег. От нефти, от газа, и из других преференций, которые мы имеем от России. Это все знают, и это неприятно всем. Приятнее тем, кто потребляет этот "легкий хлеб". Наиболее неприятно тем, кто унижается и выпрашивает.
Russians, we hate you, 'cause we hate to beg. Только никогда открыто об этом не скажем, потому что вы нам не дадите нефти и денег. А на них так приятно затариваться в новых гипермаркетах, в "Замке" и "Скале".
Россию, понятно, ненавидят и те умные белорусы, кто знает, сколько несчастий за века русские сюда приносили. Выход - только в новой "китайской стене", которой, видимо, уже никогда и не будет, по ряду причин.
А если Россия сорвется? Мы столкнемся с другой реалией. Что будет тогда, какой мир ждет?
(Попробуй, дорогой читатель, в этом месте остановиться на полминуты и, не читая сразу следующих абзацев, самому представить - а что будет "после России"? ..)
Не будем углубляться в совсем глобальные расклады, типа "что Китай, Америка". Какие новости будут в регионе?
1. Пространство до Урала. Одно или несколько образований государственного типа, которое будет существовать на основе совершенно иной идентичности. Не «русской», не «славянской», а финно-угорской (мерянской, "меря"). Кострома-Ярославль-Москва-Владимир и др. Более современной и менее агрессивной. Это будет одна из наиболее дружественных к нам стран региона. В это сейчас трудно поверить (настоящий друг на Востоке), но это будет так, без идеологических и территориальных претензий. Как Эстония с Латвией. А форпостом перед китайской стеной будет большой Татарстан.
2. Украина потянет на роль регионального лидера, причем Киев легко переймёт риторику Москвы. Та же Русь, только не Московская, а Киевская.
В Украине, если она сохранится, из пламени нынешней войны выйдет очень сплоченная и оскаленная нация с агрессивными лидерами и сформулированной идеологией. То, что мы называемся "Белой русью", вновь сыграет с нами плохую шутку. Беларусь вновь станет объектом идеологических претензий типа: мы вас крестили, мы вам дали язык и государственность, поэтому давайте под наше крыло.
3 Что касается Беларуси, то стране потребуется основательный ребрендинг. О котором можно начинать думать уже сегодня. Изменения могут быть вплоть до названия страны. Важный момент - успеть забрать обратно земли на Востоке, которые по причине этноисторической к финно-угорской Мерянии не отойдут, границы пройдут по Тверской, Калужской, Брянской областях.
В результате регион от Буга до Волги может выглядеть так: Меряния, Кривия, Русь, прибалты. Ни России, ни Беларуси, ни Украины - таких названий не будет, это будет история, как хазары или Туровское княжество. Что касается геополитики, то Русь, видимо, будет больше стремится к Кавказу и черноморским странам, типа Болгарии и Сербии, а Кривия и Меряния с прибалтами - к балтийскому региону.
Для нас это будет новый культурный код, новый архетип и новая судьба. Глобализация глобализацией, а живые люди на реальных территориях никуда не денутся.
* * *
Но есть и еще один момент. Без России, миру будет не хватать одной важной вещи. Когда говорят про "русскую душу", по правде ошибаются не так много. Так, на конкретных примерах эта "русская душа" выглядит уродливо: русские жлобы-туристы на курортах, засоренные дворы возле жилищ в Центральной России (там почти нет клумб), неуважение к собеседнику при личном общении ...
И при этом Россия - это terra incognita. Почти все в этом мире уже ощутили проклятой наукой (простите, без иронии пишется). Добрались до Тибета, почти раскрыли тайны Амазонии или высокогорий Перу. Успешно искореняют пестицидами всех инсектов - где инсекты это, конечно, метафора.
При этом вся "живительная грязь" мира теперь сосредоточилась в России. Ибо все пространства облагородить невозможно. В Беларуси тоже уже отчасти "бог не живет", так как все цивильненько, агрогородки и упорядоченность. А, как известно, "русалки свелись, когда землю Перемерили". Видимо, русалки теперь еще живут в дремучей немытой России. Если Россию перемерят (переМЕРЯют), и там ничего не останется.
Но если так не сделать, глупая экспансия России обрушится на весь остальной мир. Видимо, это то о судьбе "души" в мире.
* * *
Вот такие парадоксальные немного рассуждения.
А теперь я, как и вы, пойду опять смотреть новости об окровавленной Украине.
Алесь Мікус. Музыка, перакладчык, публіцыст. Нарадзіўся ў 1982 годзе ў Мінску. Адукацыя: аддзяленне псіхалогіі БДУ, аспірантура АПА
Комментарии
Комментарий удален модератором