15 июля — Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах (праздник Ризоположения)
На модерации
Отложенный
Человек в трудную минуту кричит: «Мама!» На Руси православные в тяжкую годину призывают на помощь Матерь Божию. И вся российская история подтверждает, что упование на Нее не бывает напрасным.
Влахернская икона Божией Матери
«В напастех нас не оставившая»
В Московском Кремле на Соборной площади есть маленькая церковь Ризоположения, столетиями служившая домовым храмом московских митрополитов, а потом и Патриархов. По преданию, построить ее после того, как в день этого праздника в 1451 году Москва была избавлена от набега татарского царевича Мазовши, велел еще святитель Иона, первый митрополит, поставленный в Москве Собором русских епископов самостоятельно, без участия Константинополя.
Вообще-то, к нашествию Мазовша готовились давно (Василий II даже отправился собирать войско), но — как это часто на Руси бывало — у стен Москвы именно в тот день его почему-то не ждали. Татары подожгли слободы, Кремль заволокло дымом. И святитель, задыхаясь в этом дыму, сквозь тучи стрел прошел крестным ходом по кремлевским стенам, слезно моля Бога «о спасении людей и града».
А к вечеру татары вдруг отступили. Горожане, запершись в Кремле, готовились к утреннему бою, но утром обнаружили… что татары сбежали, не приняв нового сражения, да к тому же бросили обоз. Почему? По преданию, в ту ночь татарам показалось, будто к городу подошло огромное войско Василия II. Впрочем, некоторые ученые считают, что царевич Мазовша получил какие-то важные известия и решил, что сражаться с Москвой бесполезно. А может его, как когда-то хана Тимура, охватил беспричинный неописуемый страх…
Тогда-то святитель Иона и велел воздвигнуть на митрополичьем дворе церковь в честь праздника Положения ризы Богоматери — во славу Пресвятой Богородицы, вновь спасшей Москву.
«Державное граду Твоему обложение даровала»
Ризу Богородицы — одежду, принадлежавшую Пресвятой Деве Марии, по преданию, обнаружили в Назарете в царствование императора Льва I (457-474) два византийских аристократа, отправившиеся в паломничество к палестинским святыням. В дом, где они остановились на ночлег, эта реликвия попала сразу после погребения Богородицы.
Лукавые византийцы ночью измерили ковчег, в котором хранилась святыня, заказали в Иерусалиме его копию, на обратном пути подменили, привезли реликвию в Константинополь и положили в своей домовой церкви. Но об этом все равно узнали при дворе, сообщили императору и Патриарху Геннадию I, и в 485 году святыню торжественно перенесли в храм, посвященный Божией Матери, на берегу залива Золотой Рог в столичном предместье Влахерны. В честь этого события и было установлено ежегодное празднование.
Позднее в ковчег с ризой положили еще омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в ее гробнице, вскрытой по решению Шестого Вселенского Собора (680–681), и в православной иконографии праздника оба эти события — положение ризы и положение пояса Богоматери во Влахернах — объединились.
А в русской церковной традиции праздник Ризоположения ассоциируется еще и с 860 годом, когда русский флот князя Аскольда снял осаду Константинополя, после того как ризу Богородицы обнесли крестным ходом вокруг стен города и укрыли в Софийском соборе. После подписания перемирия реликвию вернули — положили — на прежнее место.
Но в 1434 году Влахернская церковь сгорела. С тех пор достоверных сведений о местонахождении ризы нет. Известно лишь о ее частицах, хранящихся в разных местах — от Рима до Зугдиди.
«Сохрани нас под кровом Твоим!»
В России частица ризы Богородицы появилась в XIV веке — ее вместе с другими святынями приобрел в Константинополе архиепископ Суздальский, впоследствии митрополит Киевский Дионисий (знаменитый «ковчег Дионисия» стал одной из главных реликвий великих князей Московских). Но первым церковь в честь праздника Ризоположения воздвиг еще в XII веке во Владимире на Золотых воротах князь Андрей Боголюбский.
В Московском Кремле Ризположенская церковь не раз горела, и разоряли ее — и в Смуту, и в 1812 году, и в 1917-м… А через год, после переезда в Кремль большевистского правительства, ее, как и все кремлевские храмы, закрыли и… все-таки вернули Церкви, хотя только в начале 1990-х. Вернулись и Патриаршие богослужения в престольный праздник.
Эта церковь — самая маленькая из действующих храмов Московского Кремля — зримое напоминание о том, почему к Богородице мы обращаемся как к «Взбранной Воеводе».
Комментарии