Конструктор с "Уралмаша".

Наверное каждый гражданин России знает имя выдающегося конструктора Грабина,но мало кто помнит имя конструктора Фёдора Петрова.

Федор Федорович Петров - выдающийся конструктор отечественного артиллерийского вооружения, инженер-генерал-лейтенант, доктор технических наук.

Масштаб его деятельности ставит его на одно место с Грабиным,а по результативности он даже опережал своего главного конкурента.

Он не оставил мемуаров,его имя сегодня мало кто помнит но то что он сделал для страны делает его одним из самых выдающихся деятелей периода войны.

Он начинал на Пермском машиностроительном заводе (Мотовилихе). Сначала работал мастером на крупном станочном участке механического цеха, затем - начальником отделения сборки артсистем.

С 1933 года - конструктор.

В феврале 1940-го командирован на Уралмашзавод для освоения производства созданной им гаубицы М-30

А с апреля 1943-го по 1958 год - главный конструктор Артиллерийского завода 9 и начальник ОКБ-9, в 1958-1974 - главный конструктор ОКБ-9 Уралмашзавода.

НАЧАЛО ПУТИ

Родился и вырос он в деревне Докторово Тульской области, где о профессии конструктора, наверное, и не слышали.

Отец его был деревенским кузнецом, и пока шла гражданская война, самый младший из пяти сыновей, Федор, помогал ему заниматься сельским хозяйством.

Некоторое время он работал поденным рабочим на строительстве железной дороги, потом - делопроизводителем в волостном Совете. Еще из­бирался членом волостного исполкома.

В 1924 г. Федора Федоровича призвали в Красную Армию, где ему довелось служить в Москве старшим писарем полка связи. Так что его армейская служба не была связана с артиллерией.

И все-таки именно служба в РККА сыграла главную роль в выборе жизненного пути выдающегося конструктора. Однажды произошел такой случай.

Теплым вечером на лесной поляне Федор Петров со своим приятелем-красноармейцем вполголоса распевал народные песни

Фёдор Петрович вспоминал:

"Хорошо пели песню «Ой, там за Дунаем», Я пел баритоном, а приятель тенором. Собрались нас послушать красноармейцы, подошли командиры и комиссар полка.

Из беседы со мной комиссар полка узнал, что я, по сути, малограмотный, но, как заметил командир полка, интересуюсь технической литературой. Комиссар посоветовал мне поступить на вечерний рабфак.

Вскоре по ходатайству военкома шеф полка - Сокольнический райком РКП(б) г. Москвы - направил меня на вечерний рабочий факультет при Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева."

Так у Федора Петрова появилась цель жизни - стать инженером. В то время это звание звучало очень весомо и гордо.

Но Петров сам для себя установил высочайшую планку: стать не просто инженером, а выпускником одного из самых престижных советских вузов, готовящего лучших в стране инженеров, - Московского высшего технического училища им. Баумана.

Но только конкурс среди абитуриентов в этом вузе был очень высокий, а знаний у Петрова - маловато. Это он и сам прекрасно понимал, но времени на углубленную подготовку к экзаменам в столь престижном вузе катастрофически не хватало.

И он принял очень жесткое решение - спать не более трех часов в сутки.

С тех пор каждый вечер просил дневального будить его в два чaca ночи.

Он так это описывал:

- Но ты же не встаешь, ругаешься!

- Все равно буди! Лей воду!

И дневальные по ночам лили на Петрова воду, тот вскакивал, брался за учебники. И уже через три месяца перевелся на второй курс рабфака, хотя раньше знания по ряду предметов, особенно по математике, у него были практически на нуле.

В 1927 г. его мечта наконец осуществилась - он стал студентом механического факультета МВТУ, будущим станкостроителем.

Кто знает, как в дальнейшем могла бы сложиться судьба Федора Петрова...

Возможно, стал бы выдающимся конструктором станков, но только в конце ав­густа 1930 г. ему разъяснили, что страна нуждается в срочной подготовке инженеров для оборонной промышленности

И с этой целью создаются специальные военно-механические отделения при ряде вузов, в том числе при Ленинградском машиностроительном институте.

Петров дал свое согласие на перевод и через год успешно защитил диплом по орудийным лафетам.

Федору Федоровичу настолько не терпелось начать работу конструктором, что он даже не использовал положенный после окончания института отпуск - немедленно после распределения выехал в Пермь

Трудиться предстояло на старинном уральском пушечном заводе, который в то время назывался машиностроительным заводом им. Молотова

ДОРОГА НА УРАЛМАШ

На Мотовилихе Федора Федоровича огорчили - вместо КБ направили работать в цех начальником техбюро.

Вот тут-то молодой специалист и набил себе не только множество шишек, но и набрался хорошего опыта. Действительно, как работать, если на заводе не было системы допусков?

В чертежах на детали и сборки проставлялись только номинальные размеры!

Выручало мастерство слесарей-сборщиков, но о взаимозаменяемости деталей артиллерийских орудий и речи не было.

И вот в таких условиях Петров согласился на предложенную ему должность начальника механообработки деталей 152-мм мортиры, а потом и сборки этих орудий.

Очень уж ему хотелось разобраться в новейших идеях немецких конструкторов

Лицензию на производство мортир закупили через подставную фирму у знаменитого «Рейнметалла» (Германия).

И вскоре Федор Федорович на собственном горьком опыте убедился, что немецкая конструкторская артиллерийская школа далеко не безупречна - орудие оказалось явно недоработанным, первая же изготовленная мортира развалилась во время испытаний возкой на буксире.

Конструкторам Мотовилихи пришлось срочно вносить в чертежи орудия сотни изменений, и в результате производство оказалось дезорганизованным.

План выпуска мортир срывался, и виновным за это объявили, конечно же, начальника сборки этих изделий - Петрова.

И так ошельмовали, что даже сам он начал сомневаться: может ли из него, простого мужика, получиться настоящий инженер?

Тем не менее, несмотря на сомнения, работал изо всех сил, ночевал прямо в цехе, неделями не показываясь дома. И план по выпуску мортир оказался выполнен.

Вот тогда только молодого специалиста и перевели в конструкторы.

А у самого Петрова с того времени сложилось убеждение: для того, чтобы стать настоящим конструктором, сначала надо поработать непосредственно на производстве.

Тогда же у него сформировался особый стиль конструкторских разработок: предельная простота и надежность артсистем, унификация и стандартизация, технологичность в производ­стве.

Все эти принципы воплотились в великолепных орудиях, созданных на Мотовилихе по инициативе и под руководством Федора Федоровича Петрова.

Его орудия, совершенно разные по огневой мощи и боевому применению, имели общие лафеты и противооткатные устройства, что значительно облегчало их производство и снижало себестоимость.

 

Ф.Ф.Петров.1933 год.

ПРЕДВОЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Став в 1939 году главой КБ Петров развернул бурную деятельность по доработке и разработке новых моделей арт-систем

Результаты его предвоенной конструкторской деятельности (еще не очень опытного конструктора) просто фантастические.

До 1939 г. на вооружение Красной Армии были приняты четыре орудия, созданные под руководством Петрова и при его непосредственном участии.

Уже один только этот факт ставит Федора Федоровича в один ряд с самыми выдающимися конструкторами советской артиллерии.

Вот они, эти орудия.

Корпусная 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 - своеобразный символ советской артиллерии.

Изображение этого орудия раньше часто мелькало на почтовых марках, открытках, в кадрах кинохроники, фронтовики же ласково называли его Емелькой.

Еще один выдающийся проект Петрова - 122-мм корпусная пушка образца 1931/37 гг., заслужившая самые лестные отзывы в действующей армии.

Менее известны его 152-мм гаубица М-10 и 107-мм пушка М-60, так как выпускались они небольшими сериями.

А легкая дивизионная 122-мм гаубица М-30 (прозванная фронтовиками Матушкой) заслужила славу лучшего орудия такого класса второй мировой войны.

И именно благодаря этой гаубице Федор Петров оказался в 1940 г. на Уралмашзаводе, где осваивалось ее производство, а с октября 1942 г. - на созданном на базе артиллерийского производства УЗТМ Заводе 9.

Это то что делал Петров еще до войны только став главой КБ....

 

Ф.Ф.Петров.1940 год.

ЗА ГОДЫ ВОЙНЫ

Уралмашзаводу здорово повезло, когда в 1940 г. на предприятие прибыла группа молодых, но уже достаточно опытных конструкторов с Мотовилихи.

И со временем один из них, Федор Петров, стал главным конструктором ОКБ-9, которое теперь носит его имя.

В годы Великой Отечественной войны под руководством Федора Федоровича было принято на вооружение 8 артиллерийских систем

А всего за годы войны под руководством Петрова было разработано 50 проектов пушек и гаубиц.

33 образца прошли испытания, 10 приняты на вооружение.

И все они являлись верхом совершенства, особенно тяжелая дивизионная 152-мм гаубица Д-1, пушки для танков и самоходок Д-5 и Д-10.

Широкая унификация и технологичность конструкторских разработок позволили организовать массовое производство артиллерийских заготовок в металлургических цехах Уралмашзавода.

В результате за годы войны Заводом 9 было изготовлено 30 тыс.

орудий....

ПЕТРОВ И ГРАБИН

Между двумя выдающимися конструкторами шла постоянная конкуренция,начавшаеся с того как Петров и Грабин почти одноверменно возглавили КБ.

Конструктор Грабин автор самой массовой пушки ЗИС-3,безусловно выдающийся конструктор,но в отстальном он часто уступал Петрову.

Петров был моложе Грабина и имел меньше практического и упрвленческого опыта--но с достоинством принял вызов.

Первое серьёзное столкновение было связано с пушкой 122-мм калибра.

В сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия.

Их проект имел заводской индекс М-30.

Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода 92 ,где главный конструктор был В.Грабин

Грабинская пушка получила индекс Ф-25.

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года.

Обе пушки прошли испытания в несколько стадий.

Гаубица Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

"122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25."

М-30 превосходила Ф-25 по отсутствию дульного тормоза,использовании отработанных узлов и тем что её можно было модернизировать в отличие от Ф-25.

 

М-30.1938 год.

Солдаты 84-й пехотной дивизии США осматривают брошенную немцами 122-мм гаубицу М-30 советского производства в Бенсхайме (Bensheim). По немецкой классификации трофейная гаубица имела обозначение s.F.H.396(r).

Враг по достоинству оценил орудие.

29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием 122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.

Это была первая победа Петрова над Грабиным,за это по личному указанию Сталина он был награждён орденом Ленина.

ИСТОРИЯ М-60

Петров опередил Грабина и в производстве 107-мм орудий.

Когда осенью 1938 года было принято решение создавать новые 107-м орудия КБ завода 172 под руководством Ф. Ф. Петрова начало проектирование 107-мм пушек.

Пушка разрабатывалась сразу в нескольких вариантах, получивших индексы М-25, М-45 и М-60.

В итоге после разработок решили остановится на М-60.

Опытные образцы М-60 были построены в сжатые сроки, уже 13 декабря 1939 года после прохождения заводских испытаний они были доставлены на полигон.

Полигонные испытания, закончившиеся 23 апреля 1940 года, выявили ряд недоработок системы,после их устранения орудие с 11 по 25 октября 1940 года успешно прошло войсковые испытания и было принято на вооружение РККА под официальным названием

«107-мм универсальная дивизионная пушка большой мощности обр. 1940 г.».

Орудие было запущено в серийное производство на заводе 352 в Новочеркасске.

 

М-60

В 1940 году этим заводом было выпущено 25 орудий, в 1941 году — 101 орудие. В 1941 году М-60 выпускалась также на пермском заводе 172, всего было сдано 11 орудий.

Казалось бы у РККА есть самая мощная пушка но....начальник ГАУ Г.Кулик проводя вредительскую политику добился исключения орудия из производства.

Только потом стала ясна вся вредительская сущность этого приказа.Производство хотели восстановить,но было поздно.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

В послевоенное время КБ Ф.И.Петрова стало основным в создании артилерийских систем.

Самое мощное в стране Центральное артиллерийское конструктор-кое бюро (ЦАКБ) во главе генерал-полковником В. Г. Грабиным в послевоенное время оказалось не в состоянии конкурировать с КБ Ф.И.Петрова.

ЦАКБ поставило на вооружение вплоть до своего закрытия в 1959 г. только одно орудие 57-мм зенитную пушку С-60.

Это при том что Грабин сосредоточил в этом КБ лучшие конструкторские силы страны и имел приоритет в гос-финансировании.....

А КБ Ф.И.Петрова стало основным в стране.

Под руководством Ф.Ф. Петрова разрабатывались новые образцы артиллерийских орудий и ракет.

Еще два десятка образцов орудий Петрова были приняты на вооружение Советской Армии уже после войны.

Среди них такие замечательные изделия, как буксируемые и самодвижущиеся пушки Д-44, Д-48, СД-44, СД-57, Д-74, пушка-гаубица Д-20, гаубица Д-30.

Были разработаны орудия 2А31 и 2АЗЗ для самоходных гаубиц 2С1 и 2СЗ («Гвоздики» и «Акации»).

Д-44

Д-74

ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова стало после войны единственным в СССР разработчиком пушек для всех массовых отечественных танков.

По его документации танковые пушки изготавливались, кроме Завода 9 и Уралмашзавода, также на Мотовилихинских заводах, на Горьковском машиностроительном заводе и на волгоградском заводе «Баррикады».

По своим тактико-техническим данным, надежности и живучести, простоте устройства и удобству эксплуатации все орудия, созданные под руководством Петрова, отвечали требованиям времени и превосходили зарубежные налоги.

Ф.Ф.Петров.1970 год.

В чем же секрет успехов Федора Федоровича Петрова? Сам он однажды сказал об этом так:

"В одном из журналов написали, будто во мне есть некая искра Божья. Если бы я этот текст прочитал в рукописи, убрал бы. Уж очень часто особо выделяют, будто для творчества необходим врожденный талант.

Сделал человек хорошую пушку - так это ему, мол, предназначено. Написал умную книгу - это чуть ли не от Бога. А я бы на первое место выдвигал всегда способность работать. Талант без трудолюбия во сто крат хуже, чем трудолюбие без таланта."

Да, что касается работоспособности, то у Петрова она била через край, он был самым настоящим трудоголиком.

Но все-таки, по мнению его коллег, у главного конструктора было еще и фантастическое чутье, как именно проектировать артиллерийскую систему в соответствии с требованиями заказчика.

Дело том, что во времена расцвета творчества Федора Федоровича не было еще изощренных методик расчетов, не было и ЭВМ, они появились только в середине 1950-х гг.

Тогда многое решалось интуицией конструкторов, а она у Федора Федоровича была феноменальной.

Так считает нынешний генеральный конструктор Завода 9 Валерий Наседкин:

"Нередко идеи Федора Федоровича значительно опережали время. Причем на многих направлениях: от легких артсистем до тяжелого орудия Д-80, калибра 535 мм.

Вес боевой части снаряда к нему составлял 420 кг, а дальность стрельбы - до 65 км! К сожалению, этот проект, созданный в 60-е гг. прошлого столетия, так и не был реализован.

Только сейчас мы подошли вплотную к воплощению этой идеи - в металле, уже существует наша дальнобойная гаубица М-390, самая мощная в мире в этом классе изделий.

Ее калибр 155 мм, она может стрелять на дальность до 50-60 км.

А вообще-то многие артсистемы, принятые на вооружение Советской Армии в 70-80-е гг., были разработаны в ОКБ-9 значительно раньше, но остались в то время невостребованными, поскольку опережали свое время.

Это относится к орудиям с безгильзовым заряжанием для самоходных гаубиц «Гиацинт», «Гвоздика», «Акация», аналоги которых сейчас находятся на вооружении многих стран мира.

Когда бывает свободное время, я изучаю проекты, созданные ранее, в том числе под руководством Петрова.

Есть мечта описать все над чем ранее работали наши конструкторы. А их наследие колоссально, более 400 проектов, из них на вооружение приняты 43. До сих пор еще многие перспективные задумки ОКБ-9 не реализованы!"

Действительно,ещё сотни проектов каждый из которых мог быть шедевром не был воплощен в жизнь,но то что было сделано защитило страну в трудные годы.

Вот таких людей создавало то великое время.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фёдор Иванович Петров был лучшим советским конструктором артиллерийских систем.

Он имея ограниченные ресурсы,ограниченый опыт и небольшой коллектив сумел ещё до войны стать одним из ведущих конструкторов.

В послевоенное время КБ Ф.И.Петрова стало основным в СССР по разработке артиллерийских систем.

Таким он был советский конструктор Фёдор Фёлорович Петров.