Кремль наказывает Украину и предупреждает Казахстан

Украинская армия наращивает свое присутствие в регионе для защиты Мариуполя от вторжения российской армии. Мариуполь готовится к худшему. Солдаты роют траншеи, а на дорогах ставятся огромные заслоны для предотвращения проезда танков. Неясно, когда российские войска нападут на этот портовый город с полумиллионным населением. И состоится ли вообще такое нападение.

Увеличивается число беженцев. По подсчетам ООН, более миллиона украинских беженцев сейчас находятся на территории России и в других областях Украины. Украина должна срочно выстраивать оборону от России.

Россия проиграла "гибридную войну", поэтому Кремль был вынужден перейти к вторжению своих регулярных войск на территорию Донбасса. Отрезвит ли Россию рост неизбежных потерь среди военнослужащих российской армии в разгорающемся конфликте?

Тем временем сенаторы США призывают администрацию президента Обамы отправить оружие властям Украины с тем, чтобы те могли бороться против российского вторжения.

Роберт Менендес, глава комитета сената по международным отношениям, сказал, что президент России Владимир Путин должен "заплатить за агрессию". В интервью Си-Эн-Эн сенатор Менедес сказал: "Мы должны предоставить Украине такие средства обороны, благодаря которым Путин заплатит цену за дальнейшую агрессию". "Речь больше не идет о мятежных сепаратистах, это непосредственное вторжение России. Мы должны это понять", - добавил сенатор.

Сенатор Маккейн в интервью Си-Би-Эс сказал, что Путин является "бывшим полковником КГБ, который хочет восстановить Российскую империю" и что речь идет не о "вмешательстве", а о "вторжении". Маккейн призвал наложить строгие санкции на Россию, а затем добавил, что необходимо предоставить оружие Украине: "Дайте им оружие, которое им необходимо. Дайте им возможность сражаться".

Вести переговоры с кремлевской верхушкой возможно лишь с позиции силы.

Донбасские сепаратисты впервые за время конфликта выразили согласие остаться в составе Украины в обмен на "особый статус" Донецкой и Луганской областей и другие уступки со стороны Киева.

В воскресенье в эфире Первого канала Путин призвал "немедленно приступить к субстантивным, содержательным переговорам, и не по техническим вопросам, а по вопросам политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины".

"Это переговоры внутри Украины, касающиеся внутриукраинского устройства, с тем чтобы интересы восточных регионов этой страны учитывались.." - прокомментировал Песков слова своего патрона.

До сих пор препятствием для компромисса являлась жесткая позиция Кремля, считавшего признание полной независимости Донбасса предварительным условием для начала переговоров. Вместе с тем, план содержит пункты, которые вряд ли окажутся приемлемыми для Киева.

Кремль устами «сепаратистов» требует прекращения антитеррористической операции, обмена пленными, доставки гуманитарной помощи, амнистии для участников боевых действий и особого статуса русского языка на территории Донецкой и Луганской областей, что, более или менее, совпадает с положениями мирного плана, выдвинутого Петром Порошенко.

Вместе с тем, они намерены добиваться легализации и сохранения своих вооруженных формирований, права назначать прокуроров и судей и особого порядка ведения внешнеэкономической деятельности. Непонятно, как в таком случае можно сохранить единое экономическое пространство Украины, подписавшей соглашение об ассоциации с ЕС.

Владимир Фесенко, украинский эксперт: "Максимум, что сейчас возможно - это договоренность о прекращении огня, не более того. Часть позиций неприемлема, потому что нарушает государственный суверенитет". Фесенко считает, что разговоры о "придании статуса русскому языку" - надуманная проблема. "Может быть, в России не знают, но и в Донецкой и в Луганской областях, и во всех русскоязычных регионах страны, и не только русскоязычных, например, и в Закарпатье, русский язык, как и языки других национальных меньшинств, имеет официальный статус", - заметил он.

"Фактически то, что предлагается - это полная государственная независимость в составе Украины, то есть Украина должна взять на бюджет эти две республики с учетом многомиллиардных затрат на восстановление, но подчиняться они будут не Киеву, а Москве", - заявил Фесенко Би-би-си. Эксперт назвал власти самопровозглашенных республик "марионетками" и выразил уверенность, что "переговоры надо вести с Россией, потому что все решает Россия". "Еще вчера они хотели кто вступления в Россию, кто независимости, категорически отрицалась возможность остаться в Украине.

Что поменялось? Поменялось то, что вчера Путин сказал, что надо вести переговоры об урегулировании внутри Украины, а это говорит о том, что реальное решение принимает Путин", - отметил он.

Теперь перенесемся в Казахстан. Здесь воспринимают слова Путина вкупе с заявлением Жириновского, как предупреждение: если власть в Казахстане поменяется после Назарбаева так, что нас она не устроит  (притеснение русскоязычных, ориентация на Запад), то Москва реализует крымский сценарий для северных областей Казахстана.

Вопрос Путину, вложенный в уста некоей студентки звучал так: "Сегодня не смолкают разговоры о росте национализма на Украине. Но беспокоит и другая ситуация, связанная с ростом националистических настроений в Казахстане, в частности, на юге страны. На наш взгляд, сдерживающий фактор данного явления - действующий президент, господин Назарбаев. Также существуют трудности с адекватным восприятием российской политической риторики казахами.. Вопрос: стоит ли нам ожидать развития украинского сценария в том случае, если господин Назарбаев покинет пост президента? Есть ли стратегия по работе в данном направлении?" На это Путин ответил: "Казахстан - это наиболее близкий нам стратегический союзник и партнер. Во-первых, президент Назарбаев жив и здоров, слава Богу, и никуда пока не собирается. Он совершил уникальную вещь. Он создал государство на территории, на которой государства не было никогда. У казахов не было государственности.''

В Казахстане отнеслись болезненно не только к ответу российского лидера, но и настороженно к самой постановке вопроса, который восприняли как предупреждение. Эти слова по отношению к ближайшему союзнику, перечеркивающие многовековую историю казахских ханств, выглядят не корректно и опрометчиво.

Назарбаев сделал ряд заявлений о намерениях поддерживать тесные связи с Киевом, а также о том, что союзниками страны он видит и Россию, и США, и Евросоюз, и Китай. Он также публично выразил поддержку созданию Евразийского экономического союза, хотя подчеркнул, что Казахстан может выйти из этого альянса, если возникнет угроза для национальных интересов страны. В Казахстане обострилась дискуссия: не теряет ли страна свою традиционную многовекторную внешнюю политику, и не становится ли Астана послушным сателлитом Кремля?

Досым Сатпаев, политолог: "Путин будет рассматривать Казахстан в качестве партнера, если республика будет проводить такую же внутреннюю и внешнюю политику, которую заложил действующий президент. В словах Путина прозвучала фраза: дескать, маловероятно, что в Казахстане может повториться украинский сценарий. Но эта фраза предполагает возможность такого сценария в случае изменения геополитической обстановки".

Резонанс вызвал не только ответ Путина, но и вопрос который ему задали, считает Сатпаев. "Прозвучал тезис о якобы росте национализма в Казахстане. Что только действующий президент сдерживает этот национализм и что с его уходом в Казахстане возникнут похожие проблемы, что и на Украине. Сам вопрос в Казахстане восприняли не как случайность или импровизацию, а как хорошо отрепетированную постановку, которая была подготовлена заранее. Для нас серьезной зоной риска будет именно транзит власти, когда придут новые руководители, которые не будут Москву воспринимать слишком серьезно и которые не будут прогибаться под давлением. Конечно, есть риск того, что Москва опробует в Казахстане то, что уже проделала в Грузии и на Украине. Путин хочет видеть гарантированного преемника, которого и будет рассматривать как надежного продолжателя дела Назарбаева" - предостерегает Сатпаев.

Эти заявления совпали с заявлениями Жириновского и появлением в социальных сетях двух групп с призывами отнять у Казахстана северные регионы. Российский политолог Аркадий Дубнов говорит, что эта ситуация по отношению к Казахстану напоминает ему злого и доброго следователя. Жириновский в данном случае "злой", Путин - наоборот. Это сигнал казахстанской элите, что безопасность в их стране будет лишь в том случае, если все будет так, как сегодня при Назарбаеве, что Россия и Казахстан останутся надежными партнерами.

К сожалению, в Казахстане вместо так и не созданного выборного механизма существуют только бутафорские ритуалы с выборами руководителей любого уровня. У власти нет желания доверить народу даже выборы акимов населенных пунктов и районов. Судьбу страны решит не казахстанский народ, а Кремль, казахстанская «элита» и сам Назарбаев. Это будущее неопределенно и, главное, заведомо нестабильно, ибо решения принимаются келейно с учетом интересов олигархических групп, приоритеты которых – бизнес, но не развитие государства.