Настоящая причина популярности Владимира Путина

На модерации Отложенный

31 августа 2014


Почему рейтинг Путина вот уже несколько месяцев находится выше отметки 80 %, а в начале месяца достигал невероятных для демократической страны 87 %? Из подписи к фотографии в статье BBC можно сделать вывод, будто всё дело в воссоединении Крыма с Россией, в воссоединении, которое западные журналисты называют «аннексией»:
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/08/140827_levada_center_survey_putin.shtml

Тем не менее, дальше в статье английские журналисты указывают на факт, который не позволяет увязать зашкаливающий рейтинг Путина с одним лишь Крымом. Рейтинг начал расти с начала года, в то время как «вежливые люди» появились в Крыму в феврале, после убедительной победы сборной России на Олимпиаде.

Надо отметить, что рейтинг Путина был достаточно высок и в 2013 году. Так, в начале года Марк Адоманис из Forbes — мало симпатизирующий нашему президенту аналитик — сетовал на то, что в декабре Путина поддерживали 65 % жителей России. При этом западный аналитик с видимым сожалением указывал, что нет оснований ни сомневаться в достоверности определяющих рейтинг опросов, ни ожидать снижения рейтинга в ближайшем будущем:
http://inosmi.ru/russia/20140116/216563468.html

Вообще, забавно следить за заголовками западных СМИ: они неизменно пишут, что «рейтинг Путина упал», но при этом столь же неизменно вынуждены признавать, что этот рейтинг «по-прежнему весьма высок».

Мы наблюдаем парадоксальную с точки зрения западного журналиста ситуацию: рейтинг «демократа» Обамы составляет 40 %, а рейтинг «тирана» Путина — 84 %. Западным журналистам приходится выкручиваться, объясняя, будто высокий рейтинг как раз и доказывает, что россияне спят и видят, как бы выбрать себе иного президента.

На мой взгляд, причина аномально высокого рейтинга Путина весьма проста. Она заключается в том, что Путин — в отличие от Барака Обамы, Ангелы Меркель и прочих западных политиков — опирается не на олигархов и на корпорации, а на общество.

Вся полнота власти на Западе принадлежит элитам. Можно без труда привести несколько примеров, когда решения западных политиков шли жёстко вразрез с мнением народа: легализация гей-браков и вхождение в зону евро, например, весьма непопулярны в Европе, однако находящиеся у власти политики дружно игнорируют акции протеста — даже когда они собирают сотни тысяч человек.

В России ситуация иная. Опираться на наши элиты Путин не может и не хочет: прозападные элиты до сих пор настроены на колониальную дружбу с Западным миром, для которого Путин является весьма неудобной фигурой. Поэтому Путин начиная с самого начала 2000 годов опирается на народ и делает ровно то, что народ считает правильным.

Конечно, некоторые запросы общества — такие как массовые расстрелы коррупционеров, например — идут вразрез со здравым смыслом. Однако рейтинг Путина достаточно высок, чтобы он мог позволить себе не быть популистом. Народ, в свою очередь, в достаточной степени доверяет Путину, чтобы одобрять даже те его решения, которые кажутся на первый взгляд странными.

Разумеется, даже мандат народного доверия не даёт Путину возможности махать шашкой налево и направо. Повторюсь, значительная часть элит настроена на дружбу с Западом, и это сильно ограничивает возможности Президента по резкому изменению экономической или какой-либо иной политики.



Тем не менее, Путин двигает страну именно в том направлении, которое представляется большей части общества верным.

В настоящее время, например, Путин вступил в жёсткое противостояние с Западом по вопросу войны на Украине. При этом хотя Россия и не стала прямо вводить войска на Украину, как это было в войне 2008 года, сложно сомневаться в том, что именно поддержка России позволила ополченцам Новороссии отбить атаку киевских войск и перейти в наступление.

Цитирую РИА «Новости»:

 Власти Украины применяют на юго-востоке тактику «выжженной земли», уничтожая всё живое на своем пути, ополчение долго готовилось к ответному удару и не намерено отступать — Киев по-другому не понимает, но ему объяснят, заявил премьер-министр самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко.

…«Для нас это гуманитарно-боевая операция. Почему гуманитарная? Одна из главные ее целей — отодвинуть, убрать противника подальше от крупных городов, не дать ему возможность наносить ракетные и артиллерийские удары из всего имеющегося у них оружия, которое они без разбора применяют по густонаселенным кварталам больших городов, где живут сотни тысяч людей — женщин, стариков, детей», — сказал Захарченко.

Большая часть граждан России воспринимает происходящее на Украине как войну России с Западом. При этом меньшинство, которое выступает за сотрудничество с США на условиях США, оказывается в очень сложной ситуации.

В принципе, мнение «западников» имеет право на существование. Действительно, худой мир лучше доброй ссоры. Действительно, сотрудничество с Западом может (теоретически) принести России много пользы, а борьба с Западом может окончиться тяжелейшим поражением России.

Однако в русле наших традиций капитуляция врагу является неправильным поступком. Поговорка «русские не сдаются» воспринимается обществом как неотъемлемая часть нашей культуры.

Поэтому пока несистемная оппозиция говорила, что Штаты хотят помочь нам с честными выборами и с коррупцией, у неё были все шансы на успех: несмотря на все испытания, которые выпали России с 1991 года, уровень доверия к «мудрым» западным советчикам оставался достаточно высоким.

Но как только Штаты перестали улыбаться, хлопать нас по плечу и протягивать нам руку для рукопожатия, как только Штаты прямо заговорили о том, что Россия враг, и что Россию надо «наказать», ситуация полностью изменилась.

Естественная реакция любого русского — дать агрессору отпор. При этом оппозиционеры, которые продолжили высказывать прозападную точку зрения, начали восприниматься обществом чуть ли не как коллаборационисты, как участники сотрудничающей с врагом пятой колонны. Все оттачиваемые десятилетиями агитационные заходы про «невидимую руку рынка», «сменяемость власти» и «надёжный доллар» немедленно обесценились.

Если бы Запад был достаточно монолитен и мог действовать как единый организм, ему следовало бы послать нам вместо санкций какие-нибудь печеньки. Раздать ещё больше грантов, заключить ещё больше договоров о дружбе и сотрудничестве. Тогда бы у «западников» был бы шанс.

Теперь же, повторюсь, рейтинг Путина находится на отметке в 84 %, при этом большая часть оставшихся 16 % настроена не только против Кремля, но и против Белого дома.