Перспективы реализации нового трансконтинентального водного пути

Перспективы реализации  нового трансконтинентального водного пути

Август 30
👤Автор Ирин Владимир
 

В 2011 году, рассматривая возможность конфликта России с Исламской Республикой Иран (ИРИ) в районе Каспийского моря, автор обратил внимание на проект «Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг», который должен был прийти на смену известному с нелёгких военных времён «Иранскому транзиту».

«Иранский транзит» ни шатко, ни валко, но всё же действовал, однако не обеспечил ожидаемых перемен в функционирование мировых транспортных путей. И вот через 8 лет появилась идея, которая может внести кардинальные изменения и в маршруты следования, и в виды транспортировки, и в объёмы перевозок.

Кратко напомним суть идеи «Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» в контексте водных участков (сухопутное движение по МТК более-менее развито и на слуху):

Исламская Республика Иран нацелена создать судоходный водный путь, соединяющий Каспийское море-озеро с Персидским заливом Индийского океана. Технически этот проект предусматривает использование крупных существующих рек – естественных водных путей по территории ИРИ – и сети вновь создаваемых каналов, объединяющих эту систему в единый водный проход.

23114

При этом понятно, что с учётом уже существующего комплекса рек и каналов на территории России появляется возможность прямого прохода российских судов из Арктики, а также Чёрного и Балтийского морей сразу в Индийский океан, минуя традиционный путь «Босфор — Дарданеллы — Средиземное море — Суэцкий канал — Красное море».

Этот маршрут также могут использовать, кроме нашей страны, постсоветские республики Прибалтики (с проходом по Балтике и Финскому заливу), а также государства Скандинавии, имеющие выход к морям Северного Ледовитого океана. Такой возможностью заинтересовалась даже «черноморская» Болгария.

И это ещё не всё. Посмотрим карту: в свете уже практически начатой под общим патронажем Китая работы по воплощению «Нового шёлкового пути» появляется возможность значительно (на 20-25%) сократить протяженность сухопутной, наиболее затратной части упомянутого маршрута. Который если и не упирается в Каспий, то очень близко подходит к его берегам.

new-silk-road

Итак, этот проект будет выгоден многим. Но мы живём в мире денег и выгод – не только экономических, но также военных и политических.

Поэтому в контексте перспектив реализации водной части МТК возникает ряд очень серьёзных вопросов:

Прежде всего: на чьи деньги будет создаваться сие грандиозное сооружение, инвестиционная стоимость которого в текущих ценах достигает, по некоторым сведениям, 7 миллиардов долларов?

Думается, что Иран при соответствующей мобилизации национальных финансовых ресурсов сможет построить канал и в одиночку, но возможна, конечно, международная «кооперация».

На настоящий момент точно неизвестно – КОГО ИМЕННО Тегеран хотел бы видеть в качестве иностранных инвесторов, но уже есть сведения о том, что принять участие в проекте не отказались бы компании из Японии, Китая, Пакистана, Индии и Скандинавии.

Конечно, этот замысел политически и экономически очень выгоден и Москве: впервые намечается возможность наконец-то (вековая мечта со времён Петра Великого!) ослабить зависимость России от Турции в Чёрном море и, одновременно, значительно сократить протяжённость транспортных путей до стран Среднего Востока, а также Южной и Юго-Восточной Азии.

Не забудем, что РФ, будучи участником проекта «МТК Север-Юг», получит большие возможности (откровенно говоря) не только зарабатывать на этом, но и, как собственнику части маршрута, в определённой степени контролировать данный стратегический водный путь. Особенно в военном плане…

Если посмотреть ещё и с точки зрения географического расположения, то идея прохода канала по иранским землям весьма удачна, поскольку ИРИ волею судьбы оказалась в ключевой части транспортного маршрута, выгодного и необходимого для десятков государств Европы и Азии.

Одно лишь это делает партнёрство с Ираном в вопросах водной части «МТК Север-Юг» выгодным экономически (а вслед за этим – и политически) для многих стран, включая Индию, Китай и Россию.

Теперь – кому в экономическом и военно-политическом плане НЕ БУДЕТ выгодно строительство канала «Север-Юг», да и в целом функционирование этого МТК?

Прежде всего – Турции, поскольку значительно снизится её статус «регулятора» (согласно «Конвенции Монтрё о статусе проливов» от 1936 года) судоходства в проливах Босфор и Дарданеллы. И действительно: зависимость России (да и прочих стран) от Анкары как «Хозяйки Проливов» на Чёрном Море практически полностью ликвидируется.

b_83236

В числе противников, очевидно, будет и Египет, поскольку МТК станет весомым конкурентом Суэцкому каналу. Ведь сооружение нового водного пути позволит транспортерам выбрать иной маршрут, минуя Суэц, и если и не оставить Каир совсем «без работы», то существенно снизить финансово выгодную судоходную нагрузку канала и, соответственно, прибыль от его эксплуатации.

new-silk-road

Ну и, конечно, США

Америка, с некоторых пор всегда (точнее – как всегда) «против», если это не её личный проект и не ей в нём принадлежит верховенство как в военном, так и экономическом плане. Но главное в том, что Вашингтону явно не выгодно сближение стран Дальнего Востока и Азии «в одном флаконе» с Россией и Ираном.

Кроме того – всё это совершенно не вписывается в разрекламированные Капитолийским холмом намерения по изоляции ИРИ и Российской Федерации. И тем более не нужен Соединённым Штатам ЧУЖОЙ стратегически важный канал, который проходит по стране, являющейся главным противником Америки в данном регионе. Естественно, что Вашингтон (а под его «крылом» и прочие страны – в основном арабские – Залива, даже могущие поиметь от этого проекта выгоду) будет активно противодействовать строительству МТК «Север-Юг».