Прорыв в Освенцим
На модерации
Отложенный
Витольд Пилецкий героически вызвался войти в Освенцим, где организовал тайное сопротивление.
На протяжении десятилетий одна из самых невероятных историй о Холокосте была практически неизвестна за пределами Польши. Труды Витольда Пилецкого, польского патриота, который вызвался быть заключенным в Освенцим, были опубликованы на английском языке всего несколько лет назад. Его невероятная храбрость и героические поступки заслуживают того, чтобы быть известными.
В 1939 году Польша была захвачена нацистской Германией и была разделена на две части: восточная половина была аннексирована Советским Союзом, а западная половина была поглощена нацистским рейхом. На востоке СССР удалось подавить почти все попытки польского сопротивления, но в западной половине сверхсекретное сопротивление, получившее название Подпольное государство и Армия Крайова, сумело функционировать, сопротивляясь нацистскому правлению. 38- летний Витольд Пилецкий, капитан польской армии, вышедший в отставку, женился, стал фермером и воспитывал своих двоих детей, Анджея и Зофью. Они жили в районе Польши, который после войны перешел к Беларуси.
Когда его родина оказалась в опасности, Пилецкий оставил свою семью и отправился в Варшаву, помогать организовать сопротивление. Столкнувшись с польскими боевиками, нацисты решили создать концентрационный лагерь для размещения политических заключенных нового режима. Они выбрали польский город Освенцим.
Двое из соратников Пилецкого по сопротивлению стали одними из первых заключенных, перевезенных из Варшавы в Освенцим в августе 1940 года. Через несколько дней их семьи получили телеграммы, в которых сообщалось, что их близкие убиты. Польское подполье отчаянно хотело узнать, что случилось с этими людьми. Пилецкий вызвался поехать в Освенцим, чтобы разобраться в этом. Его мандат включал в себя также создание движения сопротивления внутри лагеря и приказ о прорыве.
19 сентября 1940 года Пилецкий намеренно присоединился к группе людей, арестованных нацистами в Варшаве. Он был отправлен в лагерь с почти 2000 других бойцов, и получил номер 4859. Он оставался заключенным в течение почти трех лет.
В то время как многие заключенные в Освенциме теряли всякую надежду, Пилецкий никогда не переставал думать о себе как о человеке, который должен найти выход для всех. Будучи политическим заключенным, с ним не обращались также жестоко,, как с еврейскими заключенными, но он тоже пережил ужасные лишения.
«Ты либо величайший герой, либо самый большой дурак».
В свой первый день в Освенциме Пилецкий увидел, что все мужчины, с которыми он ехал в поезде по прибытию в лагерь были расстреляны. На его глазах одного бывшего судью избили до смерти. Самого Пилецкого тоже избили и выбили два зуба. Пилецкого и его сокамерников побрили, дали тюремную одежду с красным треугольником (означающим политических заключенных) и сказали, что никто из них никогда не покинет Освенцим живым. Когда Пилецкий сказал другому заключенному, что он оказался здесь, чтобы сформировать сопротивление, заключенный сказал ему: «Ты либо величайший герой, либо самый большой дурак».
Вместо того, чтобы поддаться отчаянию, Пилецкий приступил к работе. Он рассказал заключенным новости о внешнем мире и написал отчет об условиях внутри Освенцима, который ему удалось тайно вывезти из лагеря и отправить движению сопротивления в Варшаве. Его мучительный первый доклад в марте 1941 года был отправлен правительству Польши, которое находилось в изгнании в Лондоне. Они передали его союзникам. В своем докладе Пилецкий призвал союзников разбомбить Освенцим и положить конец «чудовищным пыткам», которые там происходили.
Доклад был направлен самым высокопоставленным британским военным и мог бы привести к действиям, если бы не вмешался сэр Чарльз Портал, начальник британского штаба ВВС. Сэр Чарльз предупредил, что любые рейды на Освенцим, «открыто проводимые за счет евреев, будут активом вражеской пропаганды», и отказался действовать. Пытки Пилецкого и тысяч других заключенных в Освенциме продолжались.
Пилецкий продолжал работать, организуя своих товарищей польских политических заключенных для контрабанды продуктов питания, планирования случайного побега и подкупа охранников, чтобы уменьшить наказания. Он организовал около 500 заключенных, чтобы стать частью сверхсекретной организации сопротивления внутри Освенцима, которую Пилецкий назвал Союзом военной организации, известной по польским инициалам ZOW.
Некоторое время членам ZOW удалось собрать радиопередатчик из частей, которые были контрабандой ввезены в лагерь, и сообщать об условиях внешнему миру. Они отказались от этой попытки, когда риск быть пойманными стал слишком большим. Пилецкий пережил приступы тифа и пневмонии и сумел прожить на голодные пайки. Тем не менее, чудовищные жестокости Освенцима усиливались.
Когда нацисты нарушили пакт о ненападении с Советским Союзом в июне 1941 года, миллионы восточноевропейских евреев попали в убийственную машину нацистов. В течение нескольких месяцев в 1941 году советские военнопленные были главной целью массовых убийств в Освенциме; пресловутый газ Циклон Б впервые был применен на советских заключенных. Будучи добросовестным специалистом по сопротивлению, Пилецкий тщательно задокументировал бойню, написав, что «люди (советские военнопленные) были так плотно упакованы (в газовых камерах), что даже мертвые, они не могли упасть».
В 1942 году главная цель Освенцима сместилась к массовому убийству евреев. Более миллиона евреев были систематически убиты в Освенциме; большинство из них были отравлены газом, а затем их тела были сожжены в гигантских крематориях лагеря. Пилецкий был полон решимости задокументировать смерть этих евреев. «Более тысячи в день от новых транспортов были отравлены газом», — писал он.
Пилецкий также отметил бездушное безразличие к этим смертям и страданиям со стороны польских гражданских лиц в городе и сельской местности поблизости. «При марше по серым дорогам (на участок работы за пределами лагеря)... мы сталкивались с молодыми парами, гуляющими, вдыхающими красоту весны, или женщинами, мирно толкающими своих детей в колясках, - тогда возникала мысль, неудобно прыгающая вокруг мозга... упорно ища какое-то решение неразрешимого вопроса: мы все... люди?»
Пилецкий надеялся, что его слова могут побудить союзников принять меры и разбомбить Освенцим. Каждый раз он ждал напрасно.
Пилецкий сумел написать и тайно вывезти три всеобъемлющих отчета, подробно описывающих жизнь в Освенциме, поскольку он превратился из лагеря, в котором в основном содержались политические заключенные, в центр чудовищной нацистской машины убийства, нацеленной на евреев Европы. Каждый раз, когда ему удавалось тайно вывезти доклад с огромным риском, Пилецкий надеялся, что его слова могут побудить союзников принять меры и разбомбить Освенцим. Каждый раз он ждал напрасно.
Шли годы, многие из товарищей Пилецкого по сопротивлению ZOW были убиты. Он понял, что может сделать гораздо больше для борьбы с нацистами за пределами Освенцима, и начал планировать побег. Его главная цель состояла в том, чтобы лично поговорить с польскими бойцами сопротивления и союзными войсками и убедить их начать наступление на Освенцим и прекратить там убийства. Однажды Пилецкий уступил свое место в рамках плана побега другому политическому заключенному, которому грозила большая опасность быть убитым.
Витольд Пилецкий с женой Марией.
В конце концов, в апреле 1943 года Пилецкому и двум другим членам ZOW удалось сбежать, вырвав болты из двери. Пилецкий был ранен, но ему удалось пройти 100 км пешком, пока он не смог добраться до дома члена сопротивления и отдохнуть. Ое все еще надеялся, что союзники нападут на Освенцим, но по прошествии нескольких месяцев ничего не произошло.
Все еще ища способы борьбы с нацистами, Пилецкий отправился в Варшаву, чтобы сражаться в крупном восстании против нацистского правления. Пилецкого, пережившего годы жестокого заключения и пыток, молодые бойцы сопротивления называли папой. Они были полны решимости сделать последний отчаянный шаг против нацистских убийц.
В августе 1944 года Пилецкий боролся за защиту ключевой улицы, которая была главной магистралью внутри ныне пустого еврейского гетто, известного как Иерусалимский проспект. Сегодня на этой улице находится Музей Варшавского восстания. Историк Норман Дэвис задокументировал решающий вклад Пилецкого в битву на этом стратегически важном месте: Неоднократно изгнанный, он возвращался и смертельной хитростью неоднократно изгонял немецких захватчиков. Он жил, чтобы побеждать. Но немецкое командование постоянно заставляло чувствовать себя неуверенно». Место, которое он защищал во время боя, теперь называется редут Пилецкого.
После того, как Варшавское восстание было жестоко подавлено в сентябре 1944 года, Пилецкий был отправлен в лагерь для военнопленных в Германию. Освобожденный американскими войсками в апреле 1945 года, он отправился в Италию, где сражался в составе польскимх войск в последние дни войны. В Италии он также написал свой окончательный отчет о том, что он видел в Освенциме. Он чувствовал, что ему, возможно, осталось недолго жить, и для него было крайне важно записать все, что он видел для будущих поколений.
Пилецкий в суде в Польше, 1948.
После войны Пилецкий вернулся в Варшаву и продолжил свою деятельность для польского подполья, на этот раз собирая разведданные о новом коммунистическом правительстве Польши, против которого он выступал. 5 мая 1947 года он был арестован и жестоко замучен правительством Польши. Он предстал перед судом и был приговорен к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1948 года.
Сын Пилецкого Анджей позже вспоминал последние письма отца к нему и сестре. «Он не знал, что покидает нас навсегда», — объяснил Анджей. Но в письмах он писал, что мы должны жить достойной жизнью, уважать других и природу. Он написал моей сестре, чтобы она следила за каждой маленькой божьей коровкой, чтобы не наступать на нее по какой-то причине. «Любите природу». Он наставлял нас так в своих письмах».
Заключительный отчет Пилецкого об Освенциме был переведен на английский язык в 2012 году и выпущен под названием «Доброволец Освенцима: за пределами храбрости». Теперь новая книга Джека Фэйрвезера «Доброволец: один человек, подпольная армия и секретная миссия по уничтожению Освенцима» рассказывает историю Пилецкого для нового поколения.
Наследие мужества и моральной силы Витольда Пилецкого заслуживает того, чтобы его помнили.
Автор
Доктор Иветт Альт Миллер
Комментарии
Комментарий удален модератором
да и уже стыдно в Германии говорить на русском, ведь вас всех считают как немцев в 1942 году в России. Вы же уже не люди стали. красные кхмеры. культурно выражаясь
...скакай...
перед поркой казаками...
...не забудь подготовить жопу для порки...
Раскручивают Пилцкого на Западе сейчас в русле попыток пересмотреть роль СССР во второй мировой, прировнять СССР к Гитлеровской Германии.
Так что такие истории надо читать с учётом этого и не вестись на русофобскую пропаганду, а подумать:
что надо было делать с активным членом Армии Крайовой? Она после войны была террористической организацией, убивали не только советских солдат, но и поляков, которые "сотрудничали с режимом", евреев. Так что те ещё герои, вроде бандеровцев.
Напомню, в Польше в 1945 и в 1947 провозгласили амнистии для боевиков АК, те немногие, кто не воспользовался и остался в подполье - подписали себе приговор.
PS А Пилецкий воевал против России и СССР с 1914. И, кстати, Литву завоёвывал (напомню, Вильнюс литовцам вернули русские оккупанты в 1939)
А Вайда снял фильм "Летна" с таким финалом - правда, отнюдь не столь жизнерадостный, там кавалеристы гибнут, а не побеждают
Но это не отменяет факта, что Польша - враг России во всех её ипостасях (и царской, и советской, и постсоветской), мечтающая построить Польшу от моря до моря (во многом на наших территориях).
И раскручивают историю Пилецкого именно европейские русофобы, пытающиеся переписать историю и фашистской приравнять СССР к Германии. Они этого и на скрывают, как видно по Вашей ссылке:
"Сегодня трудно найти человека, который не знал бы этого имени — Витольд Пилецкий. После того как Европейский парламент 19 сентября 2009 принял резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы», в которой призвал объявить 25 мая, день казни Пилецкого, Международным днем героев борьбы против тоталитаризма, о нем стали много писать даже в России. А уж в Польше несть числа книгам и публикациям, ему посвященным."
А вот сама кампания идёт давно.