Как сообщил президенту глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, уголовное дело о взрыве на Крымском мосту возбуждено по части 2 статьи 205 «Терроризм», и это подтверждается данными первоначального этапа расследования. Сомнений в том, что это дело рук украинских спецслужб, нет. Вопрос только в том, кто ещё мог быть причастен к преступлению.
Как был спланирован взрыв
Едва появились первые видеокадры со взрывом, который прогремел рано утром 8 октября на Крымском мосту, специалисты сразу сказали, что мощность бомбы — до нескольких тонн в тротиловом эквиваленте. Усугубило ситуацию то, что фура взорвалась ровно в тот момент, когда она поравнялась с товарным поездом, перевозившим топливо.
Судя по всему, задумка была многоуровневая: товарняк должен был не просто загореться (вспыхнули несколько вагонов в хвостовой части поезда), а проехать ещё несколько сот метров и уничтожить арки автодорожной и железнодорожной частей моста. Таким образом, это бы помешало движению не только по мосту, но и перекрыло бы морской проход под ним. Тут спасла великолепная реакция машиниста поезда, который незамедлительно применил экстренное торможение, и весь состав остановился примерно в 800 м от арок. Горящие вагоны тут же отцепили от уцелевших и растащили локомотивами. Из 59 цистерн состава успело сгореть лишь девять.
Стратегический объект не удалось полностью вывести из строя. Обрушились две секции автотрассы, но опоры устояли. Восстановительные работы идут полным ходом. Как и следствие, которое должно установить все обстоятельства теракта.
При чем здесь иностранцы
Владельца фуры, которая взорвалась на мосту, установили мгновенно — это Самир Юсубов. Молодой человек сейчас не в России, поэтому показания следователям не дает, но записал видеообращение, в котором заявил, что на его фуре давно работает дядя — двоюродный брат отца Махир Юсубов.
СКР уже установил маршрут движения грузовика. «Это Болгария, это Грузия, это Армения, Северная Осетия, Краснодарский край. Кроме того, установлены перевозчики, лица, которые участвовали в организации движения этого автобуса, с помощью оперативных сотрудников ФСБ удалось установить подозреваемых, из числа тех, кто мог готовить теракт, и людей здесь на территории Российской Федерации», — уточнил Бастрыкин. Он подчеркнул, что среди заказчиков и исполнителей теракта были не только представители спецслужб Украины, но и граждане России и зарубежных государств, которые помогали им в подготовке теракта.
По некоторым данным, фура Юсубова должна была доставить груз из Армавира (Краснодарский край) в Симферополь. Груз — рулоны пленки: 22 поддона (вес каждого под тонну) по девять рулонов. Эксперты говорят, что в них вполне можно было спрятать взрывчатку так, чтобы на рентгене при проверке грузовика ее не заметили. Вопрос в том, на каком этапе маршрута это сделали.
Изначально пленка прибыла из Болгарии в грузинский порт Поти.
Заказчиком этой поставки был гражданин Украины. В порту груз погрузили на фуру с иностранными номерами и отправили в Армению. Там прошла стандартная процедура растаможки по правилам Таможенного союза.
Фура опять вернулась в Грузию и уже оттуда повезла поддоны с рулонами в Россию. В Армавире фура разгрузилась и поддоны стали дожидаться погрузки уже на фуру Юсубова. Если взрывчатка появилась в рулонах до этого момента, то вряд ли это было сделано без участия иностранных спецслужб.
Водитель первой фуры уже дает показания. Скорее всего, как и водитель второй фуры, он был использован вслепую и не знал о том, что везет.
Кто из граждан РФ мог быть замешан
По всем адресам семьи Юсубовых проходят обыски, и родственники Махира дают показания сотрудникам спецслужб. Судя по данным, которые уже известны, Махир Юсубов действительно не знал, что везет. Заказы на перевозку грузов он брал на интернет-бирже АТИ — этим сервисом пользуются многие перевозчики, и заподозрить неладное тут практически невозможно. Махир интересовался перевозкой грузов по удобным ему маршрутам: Краснодар — Костанай, Костанай — Екатеринбург, Екатеринбург — Краснодар. А когда согласился везти груз в Крым, тут же начал искать подработку в обратном направлении, чтобы не возвращаться пустым.
Заказ перевозки пленки из Армавира в Симферополь сделала компания «ТЭК-34», с ней Юсубов работал впервые. Это ульяновская фирма с хорошей репутацией и высоким рейтингом. Правда, есть один нюанс: рейтинг был заработан в период с 2009 по 2020 годы. «ТЭК-34» активно занималась перевозкой грузов и получила более 200 положительных отзывов. Но перед пандемией коронавируса компания была продана прежними владельцами некоему Олегу Антипову и прекратила свою деятельность. Новый владелец ООО сейчас живет в Санкт-Петербурге. Именно его контакт был указан в заказе на груз. Первые признаки «жизни» появились в марте этого года, но деятельности никакой толком не было. А 6 октября «ТЭК-34» разместила на бирже заказ на перевозку груза из Армавира. Уже установлено, что объявление публиковали с московского IP-адреса, что, впрочем, ни о чем не говорит во времена сплошного использования VPN. В любом случае, телефон, указанный в объявлении, больше недоступен.
Могли заминировать саму фуру
По некоторой информации, у оперативников есть ещё один вариант, когда могла быть сделана закладка взрывчатки. Заминировать могли не сам груз, а фуру Юсубова до того, как он загрузился в Армавире. Судя по всему, до этой погрузки Юсубов заезжал на СТО в Белореченске. Видимо, надо было подготовить фуру к поездке. И, как обнаружили правоохранители, в пешей доступности от этого СТО находится химический завод удобрений, где, само собой, селитры и иных возможных компонентов для самодельного взрывного устройства предостаточно. Поэтому версию с закладкой взрывчатки не в рулоны с пленкой, а в саму машину пока тоже не сбрасывают со счетов.
В любом случае, известно, что от Юсубова требовали доставить товар в Симферополь строго к 10 утра 8 октября, и чтобы успеть, ему надо было въехать на мост как раз около 6 утра. Так что, где бы и каким образом ни была произведена закладка взрывного устройства, в качестве основной версии остаётся то, что подрыв осуществили дистанционно из проезжающей рядом легковушки. Главной задачей террористов было, чтобы взрыв произошел именно тогда, когда фура поравняется с товарным поездом.