Встреча в Минске не стала исторической

На встрече в Минске с участием президентов Украины, Белоруссии, Казахстана и представителей ЕС президент России Владимир Путин предпочел говорить об экономике, а не о политике. Призыв президента Украины Петра Порошенко рассмотреть его мирный план остался без публичного ответа. Путин демонстрирует, что не считает Порошенко равноправным партнером для обсуждения вопросов войны и мира — это предмет для переговоров Москвы и Вашингтона, считает эксперт.

Встреча президентов Таможенного союза, Украины и комиссаров ЕС проходила в минском Дворце независимости. Первым в столицу Белоруссии прибыл Порошенко. До общей встречи он провел двусторонние переговоры с верховным представителем Европейского союза по внешней политике Кэтрин Эштон, президентом Белоруссии Александром Лукашенко и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. У Путина, прибывшего в Минск последним из участников, двусторонних встреч до общего заседания не было.

Перед началом переговоров в общем формате Путин и Порошенко пожали друг другу руки и снялись на общую фотографию. Многосторонние переговоры продлились четыре часа, после чего лидеры отправились на рабочий обед. О том, состоится ли двусторонняя встреча Путина и Порошенко, не сообщалось, хотя президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал их встретиться, «чтобы, глядя друг другу в глаза, понять, что происходит, и принять решение».

Речь Путина в основном была посвящена сотрудничеству между ЕС, Украиной и Таможенным союзом. Отметив, что Россия всегда уважала суверенный выбор любого народа «в организации собственной политической жизни, в организации союзов, и военных, и экономических союзов», Путин выразил надежду, что «это будет происходить не в ущерб другим участникам международного общения и не за наш счет». Возможные потери России от свободной торговли Украины и ЕС для России он оценил в 100 млрд рублей. Менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться с самого украинского рынка прежде всего в Россию и в другие страны Таможенного союза, назвал одну из угроз Путин. «Россия в этой ситуации, конечно же, бездействовать не может», — сказал Путин. О тех же опасениях он говорил после первой встречи с Порошенко в июне в Нормандии.

По поводу войны в Донбассе он ограничился заявлением о том, что ситуацию «нельзя разрешить путем дальнейшей эскалации силового сценария без учёта насущных интересов юго-восточных регионов страны и без мирного диалога с их представителями».

Речь Порошенко, напротив, в большей части была посвящена политическому урегулированию военного кризиса. По его словам, «сегодня в Минске, безусловно, решается судьба мира и судьба Европы». Он предложил собравшимся поддержать его мирный план, который предусматривает экономическое восстановление Донбасса.

Для начала стабилизации, по словам Порошенко, нужен эффективный контроль на российско-украинской границе, освобождение заложников. Порошенко заявил, что готов обсуждать различные варианты, которые обеспечат такую стратегию выхода, которая позволит участникам кризиса «сохранить лицо». Угрозы Таможенному союзу от соглашения с ЕС он не видит, оно совместимо со свободной торговлей Таможенного союза.

Тема политического урегулирования на Украине превалировала и в выступлениях Эштон, Лукашенко и Назарбаева, который поддержал идею экономической помощи Донбассу.

Лукашенко предложил участникам по окончании встречи подготовить итоговый документ.

Но он признал, что «колоссального прорыва» ждать не стоит.

Директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Тимофей Бордачев призывает «вспомнить, с чего все начиналось»: «Год назад Москва предупреждала своих европейских партнеров и Киев, что они поступают безответственно, игнорируя российскую обеспокоенность экономическим сближением ЕС и Украины». В Минске Путин повторил аргументы, выдвинутые российской стороной. Военно-политическая ситуация в Донбассе, уверен Бордачев, не обсуждалась в отсутствие представителей США. «Порошенко — не тот партнер, с которым нужно обсуждать вопросы мира», — говорит эксперт. Но в настоящее время администрация Барака Обамы не готова к прямым российско-американским переговорам по будущему Украины.

К изложенному выше можно добавить следующее. Во время подготовки к саммиту пресса и аналитики уделяли большое внимание возможности двусторонних переговоров между президентами Путиным и Порошенко. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в понедельник однозначно не сказал, запланирована ли она. «На этой встрече, если она все-таки будет, мы ожидаем прежде всего откровенного разговора по вопросу урегулирования украинского кризиса, по гуманитарным вопросам», — сообщил Песков.

Накануне встречи в Минске глава российского МИДа Сергей Лавров рассказал, что главной темой повестки будет обсуждение экономических связей между Таможенным союзом, Украиной и ЕС в контексте подписания Киевом соглашения о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом. «Мы давно хотели начать деполитизированный, прагматичный разговор о том, как сочетаются обязательства украинского государства по зоне свободной торговли СНГ и те обязательства, которые Украина готова на себя взять в рамках подписанного, но не ратифицированного соглашения между Украиной и ЕС», — сказал Лавров. По его словам, на встрече будет доложено об итогах предварительных переговоров, проведенных экспертами.

В планах сторон также значилось обсуждение политического урегулирования ситуации на Украине, рассказал глава МИДа. Он отметил, что нового плана урегулирования Москва не представит. «Чем плох план об остановке военных действий без предварительных условий?» — ответил он на соответствующий вопрос. Он напомнил, что в Афганистане в переговорный процесс включено террористическое движение «Талибан». «Почему даже с установленными террористами хотят говорить о политическом урегулировании, а с людьми, которые отстаивают свое право на язык, религию, с ними разговаривать невозможно?» — задал вопрос Лавров.

Президент Украины Петр Порошенко объявил, что на встрече в Минске он «намерен договариваться о мире». «Украина хочет мира», — заявил он. Кроме того, президент сообщил, что на встрече Украина «призовет забрать боевиков из Украины». «Уверен, что нам это удастся», — отметил Порошенко. «Мы способны защитить суверенитет, независимость, территориальную целостность. Сегодня мы боремся за независимость Украины. Мы с вами обязательно победим», — добавил он.

И все действия украинских властей убедительно показывают, что идет такая борьба за независимость Украины и за мир на ней, что от многих населенных пунктов камня на камне не остается.